Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(184)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Стороженко В.Г. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА КРЫМСКОГО ПЕРИОДА В. РЕБИКОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 14(184). URL: https://sibac.info/journal/student/184/246457 (дата обращения: 29.12.2024).

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА КРЫМСКОГО ПЕРИОДА В. РЕБИКОВА

Стороженко Виолетта Геннадиевна

студент, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

FEATURES OF THE COMPOSER 'S WORK OF THE CRIMEAN PERIOD BY V. REBIKOV

 

Violetta Storozhenko

Student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье на основе анализа научной литературы и исторических источников была исследована проблематика особенностей композиторского творчества крымского периода В. Ребикова. В ходе изложения статьи было раскрыто понятие «композиторское творчество», рассмотрены особенности творчества крымских композиторов, а так же изучено композиторское творчество крымского периода В. Ребикова.

ABSTRACT

In this article, based on the analysis of scientific literature and historical sources, the problems of the peculiarities of the composer's work of the Crimean period of V. Rebikov were investigated. In the course of the presentation of the article, the concept of "composer's creativity" was revealed, the features of the creativity of Crimean composers were considered, and the composer's creativity of the Crimean period of V. Rebikov was also studied.

 

Ключевые слова: творчество, композиторское творчество, Крым, В. Ребиков.

Keywords: creativity, composer's creativity, Crimea, V. Rebikov.

 

Творческая личность композитора Владимира Ивановича Ребикова вспыхнула на рубеже ХХ века, когда в музыкальных кругах Москвы его приветствовали как «единственного музыкального реформатора, Патриарха русского и европейского музыкального модернизма, «пионера» в использовании целого ряда новых композиционных приемов». Но, даже признавая его уникальность, большинство коллег и критиков считали творчество В. Ребикова весьма противоречивым музыкальным явлением. Одни хвалили его и считали автора огромным талантом и глубоко оригинальным композитором, другие же относились к нему озлобленно или намеренно пренебрежительно, объясняя это «неприемлемостью некоторых новаторских приемов его музыки, невыносимостью вводимых им аккордов для пальцев исполнителей и ушей слушателей». Все это не мешало В. Ребикову быть уверенным; что «ребиковское время» все же наступит [2, с. 37].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что творчество крымского периода В. Ребикова является знаковым в его творческой деятельности, а так же представляет собой научный интерес. Именно поэтому следует его более детально изучить и обосновать специфические особенности творчества В. Ребикова крымского периода.

Особенности композиторского творчества В. Ребикова в целом и крымского периода в частности нашли отражение в трудах: В.Е. Возгрина, А. Глазунова, C. Гинзбург, А.Б. Джеппаровой, Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашова, Т.В. Младеновой, М. Фалья, И.В. Шинтяпиной и других.

Творчество – это деятельность, которая порождает нечто новое, ранее не известное на основе осмысления уже накопленного опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов [2, с. 49].

И.К. Назаренко отмечает: «музыкальное творчество – это явление культуры, включает в себя совокупность музыкально-творческих продуктов, созданных за определенный период времени в рамках отдельной культурной системы» [6, c. 50].

Е.Г. Мещерина дает следующее определение: «Музыкальное композиторское творчество – это музыковедческая категория, характеризующая предметное воплощение музыки в завершенное музыкальное произведение, в отличие народного творчества, в значительной степени имеет неповторимую вариативность и импровизационность» [3, c. 25].

Проблема репертуара – ведущая эстетическая проблема исполнительского искусства, а также один из наиболее актуальных вопросов современного вокального исполнительства, успешно решается на современном этапе композиторами Крыма. Просторные степи живописные горы и ласковое море вдохновляли на творчество не одно поколение художников и поэтов, писателей и композиторов. В Крыму творили многие. Среди известных композиторов Крыма можно назвать такие имена как: А. Спендиаров, А. Караманов, Э. Налбандов, И. Бахшиш и другие. Все они оставили неизгладимый след в композиторском наследии Крыма [5, с. 136].

Стиль сочинений В. Ребикова (10 опер, 2 балета, множество фортепианных программных циклов и пьес, романсы, музыка для детей) полон резких контрастов. В нем смешаны традиции задушевной и непритязательной русской бытовой лирики (недаром на творческий дебют Ребикова очень благожелательно отозвался П. Чайковский, нашедший в музыке молодого композитора «значительную талантливость... поэтичность, красивые гармонии и весьма недюжинную музыкальную изобретательность») и смелые новаторские дерзания. Это наглядно проявляется при сопоставлении первых, еще простых сочинений В. Ребикова (фортепианный цикл «Воспоминания осени», посвященный Чайковскому, музыка для детей, опера «Елка» и др.) с его последующими произведениями («Эскизы настроений, Звуковые поэмы, Белые песни» для фортепиано, оперы «Тэа» и «Бездна» и др.), в которых на первый план выступают выразительные средства, свойственные новым художественным течениям XX в., как символизм, импрессионизм, экспрессионизм. Эти произведения новы и по созданным В. Ребиковым формам: «меломимики, мелопластики, ритмодекламации, музыкально-психографические драмы».

Творческое наследие Ребикова включает в себя также ряд талантливо написанных статей по вопросам музыкальной эстетики: «Музыкальные записи чувств, Музыка через 50 лет, Орфей и вакханки» и др. Ребиков умел «быть оригинальным и вместе с тем простым и общедоступным, и в этом его главная заслуга перед русской музыкой» [4, с. 177].

В. Ребиков был одним из пионеров целотоновой музыки в России, часто применял в своих сочинениях созвучия квартовой структуры и другие необычные для того времени приёмы. Наиболее ярко почерк Ребикова проявился в его произведениях для музыкального театра. В жанре меломимики Ребиков создал одноименный цикл, в предисловии к которому он поясняет: «Меломимики – сценический род, в котором мимика и музыка соединяются в неразрывном ансамбле. В области инструментальной музыки Ребиков ограничивался простейшими малыми формами, создав несколько десятков фортепианных миниатюр лирического или жанрово-характеристического плана. Композитор работал в области духовной музыки. Известна его «Всенощная», по мнению композитора и дирижёра Александра Дмитриевича Кастальского «выдающаяся по смелости изложения» [6, с. 89].

Ребиков принимал активное участие в развитии музыкальной жизни в Кишинёве, где он создал не только отделение Русского музыкального общества, но и Музыкальное училище. За годы работы там он написал большое количество музыкальных произведений для детей. Творческое наследие В. Ребикова включает в себя не только музыкальные произведения, но также ряд статей по вопросам музыкальной эстетики [7, с. 58].

Таким образом, обобщая все выше изложенное, отметим, что В. Ребиков. прожив недолгую, но полную ярких событий и встреч жизнь, он искал теперь уединения и покоя. Художника новаторских устремлений, искателя «новых берегов», композитора, во многом опередившего своих современников в применении отдельных выразительных средств, ставших затем основой музыки XX в. в творчестве А. Скрябина, И. Стравинского, С. Прокофьева, К. Дебюсси, – В. Ребикова постигла трагическая судьба непризнанного у себя на родине музыканта.

 

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2 / Б.В. Асафьев. – Ленинград: Музгиз, 1963. – 378 с.
  2. Марков Е. Очерки Крыма / Е. Марков. – Симферополь: Таврия, 1995. – 543 с.
  3. Мещерина, Е.Г. Музыкальная культура средневековой Руси / Е.Г. Мещерина. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2008. – 320 c.
  4. Младенова Т.В. Музыкально-исторический процесс в Крыму конца XIX – начала XX столетий. Культура народов Причерноморья / Т.В. Младенова. – Симферополь, 2010. – № 177. – С. 176–179.
  5. Младенова Т.В. Cемантика востока в симфонических картинах Н.А. Римского-Корсакова. Культура народов Причерноморья / Т.В. Младенова. – Симферополь, 2011. № 217. – С. 136–139.
  6. Назаренко И.К. Искусство пения: История, теория, практика / И.К. Назаренко. – Ленинград: изд-во и типолитогр. Музгиза, 1948. – 384 с.
  7. Шинтяпина И.В. Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском репертуаре / И.В. Шинтяпина. // Гуманитарные науки. – 2019. – C. 58–62.

Оставить комментарий