Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(184)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Куркубет О.С. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 14(184). URL: https://sibac.info/journal/student/184/248182 (дата обращения: 29.12.2024).

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ.

Куркубет Ольга Сергеевна

магистрант II курса, кафедра всемирной истории специальность «История: Восток-Запад», Луганский государственный педагогический университет

ЛНР, г. Луганск

Саидов Зиявудин Абасович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц. кафедры всемирной истории и международных отношений, Луганский государственный педагогический университет

ЛНР, г. Луганск

Актуальность. В современной исторической науке проблема положения и статуса женщин привлекает всё более пристальное внимание исследователей. На протяжении всего периода развития человечества в положении женщин произошли значительные изменения: от полного игнорирования и отсутствия у них каких-либо прав до равноправия и включения женщин наряду с мужчинами в социально-экономическую и общественно-политическую систему общества. В настоящий момент роль женщин в мире заметно возросла, а в некоторых сферах является доминирующей.

Историографию проблемы, вынесенной в заглавие данной статьи, можно разделить на российскую (дореволюционную, XIX ˗ начала XX вв., советскую и современную), а также зарубежную.

К истории византийской женщины как специальному предмету исследования одним из первых обратился русский ученый Н. А. Скабаланович [7]. Описывая ее положение в семье, основные занятия, материнские обязанности, исследователь по большей части опирается на нарративные источники. В изображении ученого, женский удел – это лишь дом и семья.

Со второй половины ХIХ в. российской историографии началось исследование правовых аспектов статуса византийской женщины. Византийские корни русского семейного и брачного права исследовал А.С. Павлов в 50-й главе «Кормчей книги» [6].

В начале XX в. к проблеме изучения женщин и тесно связанных с ней темам обратился И.И. Соколов, который будучи знатоком византийских канонических текстов и церковного права, написал подробный труд, посвященный поводам к разводу в Византии в IX – XV вв. [9]. Он опирался как на памятники канонического права, так и на светское законодательство, показав эволюцию норм, касавшихся разводов, а также взаимодействие светской и церковной властей. Исследователь подробно остановился и на моментах, характеризующих равенство или неравноправие супругов в этом вопросе. Отдельную работу этот исследователь посвятил проблеме усыновления в византийском обществе [10].

Проблемы семьи и брака, а также положения женщин в Византийской империи затронуты в исследовании двух крупнейших советских историков-византинистов А.П. Каджана и Г.Г. Литаврина «Очерки истории Византии и южных славян» [3].

В современной российской историографии также есть ряд наработок, посвящённых тем или иным аспектам разрабатываемой проблемы

К числу таких работ принадлежит труд Е.В. Когут «Положение женщины в поздней Византии: вторая половина ХIII – середина XV вв.». Также на основе широкого круга исторических источников подготовлен ряд монографий авторства Н.Н. Болгова и его учеников, посвященный миру чувств и жизни тела византийской женщины, ее частной жизни [1˗2].

В зарубежной историографии данная тема нашла своё определённое отражение в доступных нам трудах А. Лайу, Ш. Диля, Дж. Херрин, Э. Патлажан.Западная исследовательница ˗ француженка Э. Патлажан, деятельность которой приходится на 1980-е гг., также внесла значительный вклад в дело изучения истории византийских женщин. На основе нарративных и нормативных источников она описала семейно-бытовой уклад, прежде всего ˗ институт брака и семьи [11].

Несмотря на значительный интерес к различным аспектам положения женщины в Византии, все же представляется возможным расширить проблемное поле исследования путем комплексного рассмотрения ее правового и экономического статусов, что и является основной задачей даннойстатьи.

Византийская женщина играла различные социальные роли ˗ в семье, в политическом рынке, в экономической жизни империи. В религиозных структурах она занимала приниженное положение. Существенную роль играл и уровень образования, полученный женщиной.

Византийское общество, являясь высокоразвитым и достаточно дифференцированным, предполагало наличие для женщин нескольких социальных статусов: императрицы и фаворитки, знатная дама, простолюдинки, монахиня. В зависимости от принадлежности к тому или иному статусу определялась влияние женщин в Византийской империи.

Особое положение в стране занимала императрица. Статус императрицы достаточно сильно отличался от статуса других женщин. Однако её роль в жизни общества во многом зависела от её собственного влияния на императора и поддержки двора, то есть от её личных качеств. Положение византийских императриц было совершенно иным, чем супруг правителей Древнего Рима, которые не имели доступа к императорскому достоинству. Хотя зачастую жизнь византийских императриц протекала в женских покоях в окружении придворных евнухов, по мнению А.М. Величко, политическая роль этих женщин была уникальна по сравнению с другими средневековыми христианскими или мусульманскими государствами [3, с. 190].

С точки зрения социального происхождения византийских императриц начиная с IV в. и до воцарения Македонской династии (IX в.) произошли значительные изменения. В начале жёны императоров были преимущественно очень низкого социального происхождения, как, например, рабыня Лупинина, которая стала женой императора Юстина I (518 – 527). В более поздний период императоры избирали себе в качестве жён представительниц высшей столичной или провинциальной знати, а также западноевропейских и даже кавказских принцесс. Однако низкое происхождение императриц не исключалось полностью. Так, супруга двух императоров Романа II (959 – 963) и Никифора II Фоки (963 – 969) Феофано была дочерью трактирщика и в молодости занималась проституцией.

В ряде случаев известны события, предшествовавшие браку императора. Прежде всего, это выбор невесты на смотринах или путём поиска невесты среди самых красивых девушек империи. Примечательно, что бракосочетанию предшествовала процедура коронации, так как считалось, что императрица получает власть не от своего супруга, а от Бога, и потому их власти равны. В отличие от коронации императора, аналогичная церемония императрицы происходила не в соборе Святой Софии, а во дворце. После этого супруги встречались в церкви Святого Стефана, где давали совместный торжественный приём [6, с. 193 – 194].

Императрицы полагались те же знаки отличия, что и императору: пурпурные туфли и мантия, поклонение подданных, право быть изображённой на монетах. Как и император, она обязана была участвовать в многочисленных придворных церемониях и приёмах [6, с. 195].

Здоровье императрицы находилось под пристальным вниманием не только двора, но и всего византийского общества. Тем более, если речь шла о травме несовместимой с деторождением, как в случае с Ириной, женой никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1221 – 1254), повредившей во время охоты детородный орган [5, с. 176].

Способность женщины к политическим делам византийцы признавали, как очень редкое качество. Женщины практически не принимали участие в политической жизни. Для византийской императрицы на законодательном уровне не было закреплено ни одной функции, кроме как рождения детей.В императрицах высоко ценили образованность. Женщины в императорской семье играли важную роль в воспитании наследников.

Положение императрицы при дворе зависело от многих факторов: как долго она прожила в браке с императором; были ли у них дети; насколько близкими были их отношения. Бездетные супруги императоров, которые прожили с ним в законном браке менее 3 лет, как правило, не имели влияния на государственные дела. Императрица, нелюбимая своим мужем, теряла свое влияние на жизнь государства. В таких случаях её место могла занять фаворитка. Вдовствующие императрицы зачастую также теряли свой политический вес. Многие сыновья-императоры, придя к власти, стремились отдалить своих матерей от рычагов государственного управления [5, с. 201 - 202].

Наиболее распространённым социальным статусом византийской женщины, отображённым в источниках, был статус аристократки. Как правило, знатные женщины вели затворнический образ жизни. Они воспитывались в тишине гинекеев, «среди мамок и нянек, многочисленной домашней прислуги и наперсниц». Аристократки крайне редко появлялись на улице и только в сопровождении многочисленной свиты рабынь и служанок. Самые знатные из них передвигались на носилках. Единственной возможностью знатной женщины выйти за стены собственно дома было путешествие на богомолье и посещение женской бани. Большую часть своей жизни они обычно проводили в теремах за чтением книг, рукоделием и пряжей [10, с. 145].

Положение аристократок было двойственным. С одной стороны, в семье зачастую их статус ничем не отличался от статуса простолюдинки. С другой стороны, аристократка могла занять положение фаворитки и оказывать значительное влияние на решение государственных дел. Так, например, Анна, вторая жена императора Иоанна III Дуки Ватаца была «отодвинута в тень» своей воспитанницей Маркесиной. Любовнице оказывали почести едва ли не в большей степени, чем законной императрице. Император разрешал ей украшать себя «символами царской власти» [5, с. 176].

Политическую власть в империи могла получить и знатная женщина, родственник которой был близок к императору или являлся его соправителем. Так, Андроник III Палеолог Младший (1325 – 1341) реально управлял страной, разделив власть с Иоанном Конкутизином и его материю Феодорой. Никифор Григора высоко ценил её ум, политическую волю и способность к государственному управлению, в том числе и решительные действия по подавлению заговоров против императорской семьи [5, с. 300].

Супруги знатных византийцев, в частности, правители провинций, благодаря своим личным качествам могли оказывать влияние на управление территориями, вверенными их мужьям в его отсутствие или по другой причине, которая не позволяла им выполнять свои обязанности. Показательно, что источники сохранили немало сведений об успешном ведении дел знатными женщинами. Например, жена Ватаца, соратника Никифора Вриенния в мятеже против Михаила VII, сумела подчинить себе весь город Редесто, где находился её дом. Она принудила горожан присоединиться к мятежникам, склонила на их сторону городской гарнизон, позаботилась об обороне и охране городских стен [8, с. 161].

К ХI столетию существенно возрастает грамотность знатных византийских женщин. В этом отношении показательна динамика, прослеженная Михаилом Пселлом на примере собственной семьи. Он отмечал, что в то время, когда его мать едва умела читать и писать, его дочь получила превосходное образование, прежде чем умерла в возрасте 9 лет [7, с. 63]. Однако, несмотря на повышение грамотности среди аристократок, участие женщин в интеллектуальной жизни империи было незначительным. Е.В. Когун, анализируя интеллектуальное сообщество Византии в последней четверти ХIV – первой половине ХV вв., выявила из 152 интеллектуалов того периода только двух женщин. Одна из них была знатной дамой Евгенией, вторая императрицей Еленой Палеологиней [5, с. 180].

В общественной жизни они полностью находились под властью мужчины – отца, а после замужества мужа. Положение простолюдинок было очень тяжёлым. Источники сохранили немало их обращений, просивших у властей защиты от тирании мужей, от непосильного труда и побоев [3, с. 162].

Тем не менее, за ними признавались определённые имущественные права. Они могли свободно распоряжаться своим имуществом, приданым, заключать некоторые сделки, как самостоятельно, так и совместно или с разрешения мужчины. Наличие подписей крестьянок и горожанок на договорах сделки говорит об определеннойграмотности среди женщин низших слоёв общества.

Последний социальный статус византиек – монахини. У византийской женщины, кроме замужества оставалась практически единственная альтернатива – уход в монастырь. Зачастую юные девушки, не желая вступать в брак, порою переча воле родителей, уходили от мирской жизни в монастырь. Причины были разные: и их глубокая вера, и нежелание выходить замуж за нелюбимого человека, и невозможность выдать девушку замуж из-за ее внешних недостатков, отсутствия средств на приданое и т. п.

Жизнь в монастыре – это не только богослужение и благотворительность, но и физический труд. Монастырь, как правило, обладал автаркией, то есть, во многом обеспечивал себя сам всем необходимым для жизни. С развитием экономики монастыри продавали результаты своего труда, да и внутренняя хозяйственная жизнь монастыря требовала постоянного контроля и управления. Иногда управляющих нанимали, но известны примеры, когда женщины сами вели хозяйство во вверенной им области, поэтому для некоторых монахинь их жизнь в монастыре – это еще и организационно-экономическая, управленческая деятельность, что в том числе фиксировалось и в уставах (типиконах) женских монастырей [5, с. 185].

Однако уставы разрешили монахиням покидать их обитель для того, чтобы решать некоторые повседневные дела: посещать рынки, как для покупки необходимых товаров, например, дров, так и для продажи своих собственных изделий, а также взыскания платы за аренду сада, земли и т.п. Важной составляющей монастырской жизни было чтение. Так, в уставе одного из женских монастырей на острове Крите содержалось положение о необходимости ежедневного чтения [5, с. 186].

Женщинам, принявшим постриг, запрещалось покидать монастырь без крайней нужды и без сопровождения игуменьи и (или) монахинь в преклонном возрасте. Между тем, монахи-мужчины могли покидать монастырь и без сопровождения настоятеля или старших по возрасту. По мнению И.В. Когут, это свидетельствовало о том, что церковь больше доверяла мужчинам в соблюдении монастырских обетов, чем женщинам [5, с. 187].

Социальные роли византийской женщины были весьма разнообразными и многогранными. Важно отметить, что эти роли зачастую (но не всегда) не зависели от семейного статуса женщины, ее положения как члена семьи (хотя вхождение в определенную социальную роль было невозможно без приобретения определенного семейного статуса – речь идет, в частности, об императрицах). Таким образом, мы наблюдаем многомерную идентификацию женщины в Византии, как члена общества, так и члена семьи.

 

Список литературы:

  1. Болгов Н.Н. От гетеры до игуменьи. Женщина в Ранней Византии: мир чувств и жизнь тела / Н.Н. Болгов. ˗ М.: Издательство «Ломоносов» 2020. ˗ 208 с.
  2. Болгов Н.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии: Монография / Н.Н. Болгов, Т.В. Смирницких, Ю.Н. Сбитнеева. – Белгород: Издательство БелГУ, 2009. – 170 с.
  3. Величко А.М. Византийские императрицы / А.М. Величко // Проблемы национальной стратегии. – 2013. – № 3 (18). – С. 190 – 211.
  4. Каждан А.П. Очерки истории Византии и южных славян. Пособие для учителей / А.П. Каждан, Г.Г. Литаврин. ˗ М.: Учпедгиз, 1958. ˗ 326 с.
  5. Когут Е.В. Положение женщины в поздней Византии: вторая половина ХIII – середина XV вв. / Е.В. Когут: дис. на соискание науч. степени канд. ист. наук: спец. 07. 00. 03 "Всеобщая история (средние века)". – М., 2014. – 370 с.
  6. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г Литаврин. – М.: Наука, 1974. – 192 с. – (Из истории мировой культуры).
  7. Михаил Пселл Хронограф / Михаил Пселл; пер., ст. и прмеч. Я.Н. Любарского. – СПб.: Алетейя, 2003. – 396 с. – (Византийская библиотека. Источники).
  8. Никифор Григора История ромеев / Никифор Григора; пер. с греч. Р.В. Яшунский; вступ. ст. Л. Герд. – СПб.: Своё издательство, 2013. – Т. 1, Кн. 1 – 11. – ХLIII, 438 с.
  9. Павлов А.С. 50-я глава «Кормчей книги», как исторический и практический источник русского брачного права / А.С. Павлов. – М.: Унив. тип. М. Каткова, 1887. – [4], IV, 452 с.
  10. Пушкарёва Н.Л. Гендерная теория и исторические знания / Н.Л. Пушкарёва. – СПб.: Алетейя. Историческая книга, 2007. – 496 с.
  11. Patlagean E. The Byzantine empire // A history of private life. Vol.1: From pagan Rome to Byzantium / E. Patlagean. ˗ L.: The Belknap press, 1987. ˗ 666 p.
  12. Скабаланович Н.А. О нравах византийского общества в средние века / Н.А. Скабаланович // Византийское государство и церковь в ХI в. – 2004. – Т. II. – С. 223 – 261.
  13. Соколов И.И. О поводах к разводу в Византии в IX–XV вв. / И.И. Соколов. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. – 320 с.
  14. Соколов И.И. Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном греческом Востоке: Историко-правовой очерк / И.И. Соколов. ˗ СПб: Синодальная типография, 1910. ˗ 128 с.; То же [Электронный ресурс]. ˗ Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003773341/ (03.12.2021)

Оставить комментарий