Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИКО-МУЗЫКАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
THE FORMATION OF THE PHENOMENON OF THE NATIONAL SCHOOL OF COMPOSITION IN THE HISTORICAL AND MUSICAL
Alime Mustafayeva
Master's student of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
Sayde Usmanova
Scientific supervisor of the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В статье делается попытка рассмотрения проблема феномена национальной крымскотатарской композиторской школы, своеобразие которой относится к разряду наиболее сложных вопросов. Крымскотатарская музыкальной культура славится неповторимым стилем, складом и жанровым разнообразием, такой выбор предопределяется прежде всего стремлением расширить сведения об крымскотатарской музыкальной культуры, так как информация, содержащаяся в доступных на сегодня в Крыму трудах, нельзя считать достаточной.
ABSTRACT
The article attempts to consider the problem of the phenomenon of the national Crimean Tatar school of composition, the uniqueness of which belongs to the category of the most difficult issues. The Crimean Tatar musical culture is famous for its unique style, warehouse and genre diversity, such a choice is predetermined primarily by the desire to expand information about the Crimean Tatar musical culture, since the information contained in the works available in Crimea today cannot be considered sufficient.
Ключевые слова. музыкальная культура, крымскотатарская профессиональная музыка, крымскотатарские композиторы, композиторская школа.
Keywords. musical culture, Crimean Tatar professional music, Crimean Tatar composers, composer school.
Нынешние процессы глобализации, вызванные бурным развитием информационных технологий в экономическом, геополитическом, социально-политическом поле, актуализируют исследования в области культуры, искусства, национальных особенностей и заставляют задуматься над рядом вопросов, таких как: что такое национальная идентичность сегодня? Насколько актуальна она для современного искусства? В каких формах воплощается? Ответы на эти вопросы следует искать, прежде всего, в настоящем. Однако, не менее важным является также знание того, как данная проблематика артикулировалась в прошлом, тем более, что не только в XIX, но и в ХХ веке вопросы национального своеобразия искусства (в том числе и музыки) ставились довольно остро. Особенно это касается музыкальных культур наций, которые только без малого век назад получили возможность всестороннего развития. К таковым относится, в частности, и музыкальная культура крымских татар.
Крымскотатарское композиторское творчество первой половины ХХ века является объектом рассмотрения в данной работе. Такой выбор предопределяется прежде всего стремлением расширить сведения об крымскотатарской музыкальной культуры, так как информация, содержащаяся в доступных на сегодня в Крыму трудах, нельзя считать достаточной. Это касается и работ музыковедов, искусствоведов, ученых А.А. Непомнящий, А.А. Чергеев, М.И. Халитова, Г.Р. Мамбетова, М.А. Кадырова, Дж. Кариков, Л. Асанов, С.Э. Абдуллаева, Э.С. Алимова-Гумарова, З.А. Алиева.
Следующим аргументом является то, что именно данный объект выступает как наиболее показательный для наблюдения за национальным своеобразием в музыке на этапе его кристаллизации. Крымскотатарская культура с момента образования в начале ХХ века советского государства начала строить собственную музыкальную инфраструктуру и развивать музыкальную культуру на национальных началах – открытие ансамблей, радио, крымскотатарский театр и постановка первой крымскотатарской оперы «Чора Батыр» первого крымскотатарского композитора А.Рефатова. Именно в первой половине ХХ века крымскотатарская музыка дала плеяду музыкантов европейского уровня, заложившие основы национальной композиторской школы – Асан Рефатов, Ягъя Шерфединов, Абибулла Каври, Рустем Амзаев [4].
Предметом исследования магистерской диссертации является формирование национального стиля крымскотатарской композиторской школы. Приоритет стилевого подхода в данной работе объясняется, прежде всего, теми интегрирующими возможностями, которые дает современное понимание музыкального стиля [2]. Стиль, истолкованный как система отношений языка музыки, его содержания и их социокультурных возбудителей и резонансов, что дает нам возможность связать в одно целое все эти компоненты, а рассмотрение отдельных явлений в контексте национальной культуры позволит максимально адекватно расшифровать их [3, с.318]. Так, например, на различные нюансы содержания, несущие в себе общеупотребительные комплексы музыкально-выразительных средств в зависимости от национально-культурного контекста и индивидуально-стилевого отражения, указывает М.И. Халитова, рассматривая проявления национального стиля в творчестве крымскотатарских копозиторов первой половины двадцатого века [6].
Материалом работы является ряд произведений крымскотатарских композиторов 20-х 50-х годов, а также музыкально-критические публикации и статьи общекультурного содержания в периодике того же времени, которые дают представление об идейно-духовной атмосфере эпохи, борьбу идей в процессе кристаллизации концепции национальной музыки. Данный музыкальный материал неоднократно попадал в поле зрения и отечественных, и зарубежных исследователей, подчиняясь тому или иному аспекту рассмотрения [5].Предметом внимания музыковедов, в частности, были: специфика индивидуально-композиторского воплощения жанра оперы, развитие фортепианной культуры во взаимодействии композиторского творчества, педагогики и исполнительства, особые черты и динамика развития стиля отдельных композиторов, связь личности и ее творчества [1, с. 130].
Авторы создают объемное представление о выбранном каждым из них предмет, прибегая к типологическим сопоставлениям с произведениями других национальных школ (в плане жанровых особенностей, функций выразительных средств, толкование формы, воплощение фольклорного элемента), вписывая анализируемые опусы в контексте творчества их автора и национальной культуры. Но вопрос формирования национального музыкального стиля и композиторской школы в этих работах не ставился.
На наш взгляд открытыми остаются я следующие вопросы:
1) при наличии исследований, посвященных творчеству отдельных композиторов, отдельным жанрам и стилевым направлениям крымскотатарских композиторов, отсутствуют работы, которые рассматривали бы данный период как музыкально-исторический процесс (что дало бы возможность связать историю музыки в динамическое целое, с позиций определенной проблемы;
2) отсутствует убедительная периодизация крымскотатарского музыкального творчества. В многих существующих на сегодня музыкально-исторических исследованиях за основу берется фактор общественно-политический, который не всегда выступает определяющим в отношении искусства;
3) большинству исследований не хватает сбалансированного взгляда на собственную музыкальную историю, а также преобладает стремление оценивать свое музыкальное наследие с точки зрения соответствия большей части западно-европейскому контексту, в то время как фактически отсутствуют (за некоторыми исключениями) сопоставления со стилевыми процессами в национальных культурах в восточном направлении.
Учитывая это, целью исследования является выявление особенностей формирования национального стиля крымскотатарской композиторской школы в первой половине ХХ века.
Таким образом обозначенная темы исследования, вызвала необходимость решения следующих вопросов: рассмотреть подходы в изучении национального стиля в музыке, исторические типологии его становления в профессиональной музыке для определения сферы применения потятия «национальный стиль» и выбора теоретической модели исследования. Дать обзор развития ХХ века для выявления предпосылок становления профессионального музыкального искусства. Рассмотреть процесс формирования концепции крымскотатарской национальной музыки. Выяснить особенности воплощения, выбранной в результате эстетической платформы в индивидуальных композиторских вариантах. Определить общую динамику и этапы процесса, скорректировать периодизацию в соответствии с критериями музыкально-стилевыми и с учетом развития индивидуальных стилей ведущих крымскотатарских композиторов. Опираясь на данные анализа музыкальных произведений, исследование общекультурного и художественного среды, выявить актуальные для указанного периода жанрово-стилевые константы, которые можно считать стилевыми приметами крымскотатарской профессиональной музыки ХХ века.
Список литературы:
- Бергер Л.Г. Закономерности истории музыки. Парадигма познания эпохи в структуре художественного стиля / Л.Г.Бергер // Музыкальная академия. 1993. №2. – з C.124-130.
- Головинский Г.Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров ХIХХХ веков. Очерки / Г.Л. Головинский. М.: Музыка, 1981. – 279с.
- Каган М.C. К проблеме переходного типа культуры / М.С.Каган // Античная культура и современная наука [редкол.: Б.Б.Пиотровский и др.]. М.: Наука, 1985. – C.317-320.
- Как развивалась крымскотатарская музыкальная культура в республике Крым // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://qmusic.at.ua/publ/1-1-0-6– Дата обращения 03.05.2022
- Кариков Д. Крымскотатарская инструментальная музыка ханского периода / Д.Кариков. Симферополь: Доля, 2007. – 121 с.
- Халитова М.И. Особенности оркестрового стиля в произведениях крымскотатарских композиторов первой половины ХХ века // М.И. Халитова. Южно-Российский музыкальный альманах. №3 (36). г. Ростов-на-Дону: 2019. – С. 42-48.
Оставить комментарий