Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Яльчи А.Ю. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ЭДЕМА НАЛБАНДОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/250882 (дата обращения: 25.11.2024).

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ЭДЕМА НАЛБАНДОВА

Яльчи Алие Юсуповна

магистрант, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

Усманова Сайде Аблякимовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

FEATURES OF THE COMPOSITION OF THE CRIMEAN TATAR COMPOSER EDEN NALBANDOV

 

Aliya Yalchi

Master's student of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

Sayde Usmanova

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье высветляется вопрос особенностей композиторского творчества, понятия «композиторское творчество». Делается попытка охарактеризовать и рассмотреть специфику композиторского творчества Эдема Усеиновича Налбантова, определить его роль в культурно-исторических процессах развития музыкального искусства Крыма.

ABSTRACT

The article highlights the issue of the peculiarities of composer's creativity, the concept of "composer's creativity". An attempt is made to characterize and consider the specifics of the composer's work of Eden Useinovich Nalbantov, to determine his role in the cultural and historical processes of the development of the musical art of the Crimea.

 

Ключевые слова: Музыкальное искусство, музыкальная культура, композиторское творчество, дирижерско-хоровая деятельность.

Keywords: Musical art, musical culture, composing, conducting and choral activities.

 

Методология исследования заключается в применении материалов, которые характеризуют динамику развития композиторской деятельности Эдема Усеиновича Налбандова и тенденций, которые способствовали развитию музыкальной культуры и творческого наследия художника. Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследованы характерные особенности композиторской деятельности Крыма Э.У. Налбандова в  ХХ веке в различных его составляющих: композиторское творчество, общественное, дирижерско-хоровое исполнительство, то есть тех достижений, которые способствовали возрождению и развитию профессионально-исполнительских и культурно-просветительских крымскотатарских музыкально-профессиональных традиций.

Важным условием успешной реализации задач музыкального образования на современном этапе является не только поиск новых действенных теоретических и практических разработок, но и изучение, обобщение и творческое переосмысление регионального историко-педагогического опыта развития вокально-хорового искусства на в Республике Крым с целью использования педагогических достижений прошлого для обновления подходов к совершенствованию музыкального образования современной молодежи.

Раскрывая вопросы развития вокально-хорового искусства в региональном контексте, нельзя оставить в стороне анализ специфики крымскотатарской музыки самобытного крымского края, что образовался и существовал в течение веков не столько как государственно-административная территориальная единица, но и как культурно-исторический центр, основанный на сохранении духовных, национальныхи региональных культурных ценностей [3, с.177].

На полуострове сформировались самобытные художественно-художественные этнокультурные традиции, местный фольклор, музыкальные обычаи, которыепо своим формам, жанрам, видам имели свои этнографические особенности и были тесно взаимосвязаны с бытом крымчан. Самобытность культурных традиций крымскотатарского народа и обусловила специфику развития вокально-хорового искусства края [2, с.43].

Анализ состояния научной разработки проблемы показал, что вопрос развития крымскотатарского музыкального искусства в Республике Крым относятся к актуальным проблемам современных научных исследований, рассматривались учеными в широком дискурсе. Личность и деятельность отдельных представителей интеллигенции рассматривала М. Халитова, М. Кадырова, Л. Асанов; музыкальное творчество и анализ музыкальных произведений высветляли Г. Мамбетова, Э. Алимова, Л. Куртбединова и др.; становление вокально-хорового искусства в регионе А. Чергеев, З. Алиева, Э. Сеймеметова, С. Усманова и др.

Самобытными были музыкально-фольклорные традиции края древнейшая основа развития музыкального искусства в регионе. Рассматривая стратиграфическую картину крымскотатарского фольклора, можно констатировать, что на фоне социально-политических, обще-этнических процессов имеет свои региональные особенности, на которые оказала влияние специфическая ментальность местного населения [1, с.4].

Исторически так сложилось, что музыка крымских татар передавалась от музыканта к музыканту, так сказать из уст в уста, так как национальная школа начинает формироваться с начала XX века, и именно тогда появляются первые композиторы: Асан Рефатоф, Ильяс Бахшиш, Абибулла Каври, Э. Налбандов [4].

Эдем Налбандов (25.12.1926-1999) – композитор и дирижер, заслуженный деятель культуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии Крыма (1996г.), Американским биографическим институтом Эдем Налбандов был удостоен звания «Человек года – 98». В 1962г. Э. Налбандов получает диплом Ташкентской консерватории, работает в Ленинабадском музыкальном училище, руководит оркестром, сочиняет музыку. В 1964-65гг. Э. Налбандов – художественный руководитель ансамбля «Хайтарма». В 1990г. приезжает в Крым для участия в концерте крымскотатарской музыки, а 1993г. переезжает навсегда. Всю свою сознательную жизнь он посвятил музыке: создавал музыкальные произведения, обучал молодое поколение, собирал по крупицам и хранил музыкальный фольклор народа. В творческой копилке композитора – более 500 песен и мелодий. Он автор, соавтор и составитель ряда книг о музыке, сборников музыкальных произведений: «Къырымтатар хъалкъ йырлары», «Догъды къунеш», «Музыкада басамачыкълар» и др. Эдема Налбандова заслуженно считают не только мастером-музыкантом, но и мыслителем, «учителем жизни», ответственным перед своим народом за сохранение и развитие национальной культуры. Велик его вклад в развитие крымскотатарской музыки в годы депортации и после возвращения народа наРодину – в Крым. Разножанровые произведения Эдема Налбандова исполнялись в разные годы в Москве, Киеве, Германии, Польше, Франции [5, с.1].

В творчестве Э.У. Налбандова хоровой жанр занимал особое место, он один их первых кто работал над многоголосием в крымскотатарском вокальном фольклоре и подготовил к хоровому исполнению множество фольклорных песен («Танъ йылдызы», «Айненни», «Меджбур олдым» и другие). Пытался при Узбекском телевидении организовать детский и взрослый хор. Он написал песни на слова Черкез-Али, Э.Шемьи-заде, С. Эмина и других. Сочинил музыку к ряду спектаклей: «Дубаралы той» на сл.Ю. Болата, который в 1992 году был поставлен в Крыму, на сцене Крымскотатарского музыкально-драматического театра [5, с. 2].

Таким образом, в пестрой музыкальной палитре современности творчество этого художника предстаёт как самобытное явление. За годы своей разносторонней деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах – это и симфоническая и камерно-инструментальная, и немаловажное место занимает вокально-хоровая музыка.

При всём многообразии творческих устремлений хоровые произведения занимают определенное место в творчестве Э. Налбандова и представлены различными жанрами: песни, романсы, произведения с сопровождением для хора и а капелла, где композитор мастерски использует фольклор. В своих хоровых сочинениях Э. Налбандов находит новые композиционно-драматургические, структурные, интонационно-мелодические приемы для отражения ярко национальной семантики своих произведений. Самобытную страницу творчества композитора составляют хоровые сочинения без сопровождения (а саре11а), в которых он подчас использует народные песенные мелодии, обогащая их колорит хоровым многоголосием.

 

Список литературы:

  1. Кариков Д. Крымскотатарская инструментальная музыка ханского периода / Д.Кариков. Симферополь: Доля, 2007. – 121 с.
  2. Марков Е. Очерки Крыма / Е. Марков. – Симферополь: Таврия, 1995. – 543 с.
  3. Младенова Т.В. Музыкально-исторический процесс в Крыму конца XIX – начала XX столетий. Культура народов Причерноморья / Т.В. Младенова. – Симферополь, 2010. – № 177. – С. 176–179.
  4. Тенденции жанрового развития в произведениях крымскотатарских композиторов XX ВЕКА [Электронный ресурс] Режим доступа: https://research-journal.org/art/tendencii-zhanrovogo-razvitiya-v-proizvedeniyax-krymskotatarskix-kompozitorov-xx-veka/ – Дата обращения 06.05.2022
  5. Эдем Налбандов – профессионал в сфере крымскотатарской музыки // Голос Крыма.  – №52 (92). – 30.12.2016 – С.1-2.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.