Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(187)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Памукчу С.Т. КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 17(187). URL: https://sibac.info/journal/student/187/250885 (дата обращения: 22.11.2024).

КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ПЕСНИ КАК ОБЪЕКТ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Памукчу Сурие Талятовна

магистрант, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

Усманова Сайде Аблякимовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

CRIMEAN TATAR SONGS AS AN OBJECT OF VOCAL AND CHORAL CONTEMPORARY ART

 

Surie Pamukchu

мaster's student of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

Sayde Usmanova

Scientific supervisor of the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Vocal Art and Conducting Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье высветляется вопрос особенностей национально певческих традиций в композиторском творчестве и в современном вокально-хоровом жанре. Проблемы использования национально-певческих традиций в хоровых аранжировках современных авторов, которые стоят в центре внимания данного исследования, с каждым годом становятся актуальнее и значительнее.

ABSTRACT

The article highlights the issue of the peculiarities of national singing traditions in the composer's work and in the modern vocal and choral genre. The problems of using national singing traditions in choral arrangements by contemporary authors, which are the focus of this study, are becoming more relevant and significant every year.

 

Ключевые слова. музыкальная культура, крымскотатарские национально-певческие традиции, вокально-хоровое творчество, дирижерско-хоровая деятельность.

Keywords: musical culture, Crimean Tatar national singing traditions, vocal and choral creativity, conducting and choral activity.

 

Актуальность проблемы исследования. В условиях возрождения крымскотатарской культуры и образования в начале ХХІ века приоритетное значение приобретают процессы обновления художественно эстетического обучения и воспитания личности. Весомое место в этом процессе занимают вокально-хоровые коллективы (вокальные ансамбли) как учебные, так и профессиональные и самодеятельные, деятельность которых направлена на просвещение, развитие, удовлетворение эстетических потребностей, воспитание талантов и осуществление профессиональной подготовки наиболее одаренных личностей.

Исследование истории хорового вокального обучения и исполнительства – одна из важных задач современности. Ведь, отвечая требованиям времени, целью современного вокального обучения в вокально-хоровых коллективах является формирование вокальной культуры, которая имеет неоспоримое влияние на общее развитие отечественной культуры. Весомый акцент при этом ставится на изучении репертуара в контексте музыкального исполнительства. Вокальное обучение в вокально-хоровых коллективах осуществляется на произведениях отечественной и зарубежной классики и лучших образцах народной музыки. Национально-духовное возрождение полиэтнического региона Республика Крым невозможно без овладения песенными сокровищами народного творчества. Народная песня, во всем разнообразии национально-самобытных черт всегда была и остается незаменимым средством воспитания, формирования знаний, умений, навыков, творческих качеств личности, фундаментом его духовного развития и художественно-творческой самореализации, раскрытия возможностей, способностей и творческого потенциала [2, с.176].

Цель исследования – осветить деятельность вокально-хоровых коллективов как целостное явление в контексте общей панорамы эволюции хорового жанра.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи:

1. Раскрыть историю возникновения и развития крымскотатарской певческой хоровой культуры в период ХХ-ХХІ вв.

2. Охарактеризовать особенности методики работы над хоровым произведением в самодеятельных хоровых коллективах.

3. Раскрыть особенности подбора репертуара для успешной концертно-исполнительской деятельности вокально-хоровых коллективов.

Объект исследования – вокальное обучение как составляющая музыкальной и общей культуры личности.

Предмет исследования – роль крымскотатарского певческого наследия в вокально-хоровом обучения в формировании личности.

В основе методологической базы исследования лежат концептуальные основы парадигмы современных образовательных процессов в Российской Федерации, а именно соответствие общественным потребностям, вариативность содержания, демократизация и гуманизация обучения и воспитания, адаптация к потребностям личности, инновационные тенденции развития учебно-воспитательного процесса, методологические положения по проблемам возрождения национальной культуры в регионах с. полиэтническим компонентом Научно-исследовательская работа основывается на общенаучных методах познания и специально-научных методах, которые лежат в основе современного теоретического музыковедения и культурологии, а именно: принцип историзма, системности, компаративный метод, музыкально-теоретический анализ, обобщение, сравнение и тому подобное [1, с. 352].

Теоретической основой исследования стали философские теории формирования культуры личности и сущности художественного творчества (Ю. Афанасьев), концептуальные основы психологических и педагогических исследований о закономерностях развития личности, ее творческую активность как обязательное условие динамичного саморазвития и самореализации (И. Бех, Л. Выготский, А. Маслоу), научное осмысление закономерностей развития народного хорового исполнительства (В. Одоевский, А. Серов, П. Сокальский, Н. Брюсова), научные труды по фольклористике (А. Иваницкий), вокально-хорового исполнительства (П. Чесноков, Л. Шамина),  учебные пособия по дирижерско-хоровой практике и по методике работы с хоровыми коллективами на примерах крымскотатарских обработок (А. Чергеев, З. Алиева, Э. Сейтмеметова, С. Усманова) этнопедагогика крымских татар (М. Хайрутддинова) [1,2,4,5,6].

Таким образом, научная и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые за период возвращения, на историческую родину крымскими татарами, освещены основные тенденции и проявления проблемы вокального обучения в вокально-хоровых коллективах и раскрыта роль крымскотатарской народно-певческой культуры в развитии культуры полуострова в начале XXI века. Практическое значение работы определяется возможностью ее применения в дальнейшем исследовании деятельности хоровых коллективов, их места и роли в развитии музыкальной и духовной культуры Республики Крым. Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов по истории и теории культуры Крыма, специальных курсов высших культурно-художественных учебных заведений «Хоровое исполнительство», «Методика вокального обучения в хоровых коллективах» и тому подобное. Основные положения исследования могут быть использованы в процессе подготовки методических рекомендаций для руководителей вокально-хоровых коллективов.

 

Список литературы:

  1. Заатов И. Очерки истории крымскотатарской музыкальной культуры и сценического искусства (генезис, эволюция, современное состояние) / И. Заатов. Том 1. Историография, источниковедческая база, библиография. – Симферополь : ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», 2019. – 352 с.
  2. Младенова Т.В. Музыкально-исторический процесс в Крыму конца XIX – начала XX столетий. Культура народов Причерноморья / Т.В. Младенова. – Симферополь, 2010. – № 177. – С. 176–179.
  3. Сейтмеметова Э. Хоровые произведения для женского хора и ансамбля: учебное пособие по дирижерско-хоровой практике. – Симферополь: «ИП Хотеева Л.В.», 2017. – 162 с.
  4. Чергеев А. Хоровая практика: учебное посоие по методике работы схором / А. Чергеев, З. Алиева. – Симферополь: «ИП Хотеева Л.В.», 2016. – 98с.
  5. Чергеев А. Хоровая практика: учебное пособие по дирижерско-хоровой практики / А.Чергеев, З. Алиева, Э. Сейтмеметова – Симферополь: «Издательство типографии «Ариал», 2015. – 168 с.
  6. Кафедра вокальное искусство и дирижирование [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kipu-rc.ru/fakultet-istorii-iskusstv-i-krymskotatarskogo-yazyka-i-literatury/kafedra-muzykalnogo-iskusstva.html – Дата обращения 06.05.2022

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.