Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(190)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
EXISTENTIAL EXPERIENCES
Juliya Rudakova
student, Department of Theoretical and Applied Psychology, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,
Russia, Perm
АННОТАЦИЯ
В статье раскрывается сущность феномена экзистенциальных переживаний. В результате проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной экзистенциальным переживаниям, было сформулировано определение, дан дифференциальный диагноз, уточнен перечень экзистенциальных переживаний.
ABSTRACT
The article reveals the essence of the phenomenon of existential experiences. As a result of the analysis of domestic and foreign literature devoted to existential experiences, a definition was formulated, a differential diagnosis was given, and the list of existential experiences was clarified.
Ключевые слова: переживания, экзистенциальные переживания, экзистенциальные мотивации.
Keywords: experiences, existential experiences, existential motivations.
Согласно филосовскому энциклопедическому словарю, «экзистенция(позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую)— философское понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование». Экзистенциальный — относящийся к существованию, ссылающийся на него. Термин «Э.» вводится в философию в Средние века. Обозначает специфический способ бытия вещи». Начиная с С. Кьеркегора и особенно с экзистенциализма термин употребляется для описания специфически человеческого существования в его безосновности и беспредпосылочности.
Человеческое бытие неразрывно связано с переживанием. Мы переживаем жизнь, переживаем себя, наше отношение к себе и другим, переживаем каждый день ситуации, в которых нам хорошо или не очень, переживаем свою защищенность или свою слабость, осмысленность происходящего или бессмысленность будней и т.д. Переживание сопровождает нас с начала нашей жизни, в каждый момент нашей деятельности и не-деятельности. Особое внимание к области переживаний уделяется в психологии – в теоретических и практических исследованиях, в консультативной психологии, психотерапии, самопознании, рефлексии.
О феномене экзистенциальных переживаний, написано немало (Янышева и др. 2021; Нартова-Бочавер С.К. и др. 2020; Фофанова Г.А. и др. 2020; Леонтьев Д.А. и др. 2019; Потехина В.Е. 2018; Смолова Л.В. и др. 2014; Карпинский К.В. 2013,2012; Чередниченко И.П. 2010; Фоменко Г.Ю. 2008; Дементий Л.И. 2005; Куприна О.В.2006, 2014; Василюк Ф.Е.1984; Кьеркегор С. 2021; S.Berry-Smith 2012; Мэй Р. 2001; Франкл В.1990; Ясперс К.; Хайдеггер М.; Лэнгле А. 2001).
Среди исследований феномена «переживание» наименьшую разработанность получили экзистенциальные переживания. По мнению Потехиной В.Е. (2018) -в литературе нет четкой классификации экзистенциальных переживаний, нет четкого определения и четкого перечня. Необходимо определить характерные, присущие только экзистенциальным переживаниям черты и отличие их от переживаний в пространстве социальном. Согласимся с И.П. Чередниченко, что переживания, испытываемые человеком в экзистенциальном пространстве, отличаются от переживаний, которые испытываются в пространстве социальном: 1) по способу возникновения, 2) по форме протекания и 3) по особенностям выражения [19]. В научной литературе переживание предстает перед нами в двух вариантах: как процесс и как эмоция, поэтому с данных точек зрения и проанализируем переживание применительно к существованию человека в двух пространствах его личного бытия: социальном и экзистенциальном. Социальное пространство личности – это такое пространство, в котором может распространяться сфера влияния данного человека. В него могут входить другие люди, целые народы, элементы культуры и даже отдельные предметы, отражающие статусное положение человека или имеющие для него личностную значимость. Экзистенциальное пространство – это пространство подлинного существования человека, экзистенции, точкой отсчета в котором является сокровенное «Я» как ценностное ядро личности. Прежде всего, следует отметить, что экзистенциальные переживания-это подлинные переживания в подлинном существовании каждой уникальной, индивидуальной, неповторимой личности. Экзистенциальные переживания возникают в результате какого-либо значительного события в жизни индивидуума, ведущего к внутриличностному конфликту, сопровождающиеся ощущением внутренней пустоты, потерей смысла, утратой личностных ценностей и направленные на преобразование своей позиции в пространстве. Экзистенциальные переживания уникальны, динамичны, интенциональны, они именно переживаются, а не проживаются, как неэкзистенциальные эмоции. Экзистенциальные переживания ведут к снижению самооценки, акцентуированию значимости экзистенциальных и когнитивных ценностей, ценности самоактуализации; негативному отношению к прошлому опыту, обесцениванию настоящего, потерю уверенности в «потоке жизни».
Основополагающим вопросом для философа Кьеркегора становится: как спастись? Как и через что можно получить спасение каждому конкретному человеку? Человеческое существование-есть возможность обретения спасения через экзистенцию. Экзистенция есть внутреннее движение человека к самому себе через отчаяние, страх и трепет. Экзистенция индивидуальна, ею нельзя поделиться с другим человеком, нельзя ее кому-либо передать, нельзя обменять, можно только прожить. Человек, по мнению Кьеркегора, свободен верить, стать «самим собой» и этим спастись, но он несет ответственность за эту свободу и за свое будущее перед Богом. Проходя три стадии-эстетическую, этическую и религиозную, человек пребывает в постоянном внутреннем движении, совершенствуясь [2]. А. Лэнгле, развивая свое учение о фундаментальных мотивациях, в числе предпосылок первой фундаментальной мотивацией называет опору, т.е. то, что остается с человеком навсегда [10]. Любимый может предать, коллеги-забыть, государство-обмануть, и только вера в Бога остается с человеком. Хочется верить, что это именно та опора, о которой говорит А. Лэнгле.
К экзистенциальным переживаниям относят скуку, тоску, страх, отчаяние, трепет, вину, депрессию.
Экзистенциальный страх, как экзистенциальное переживание, по мнению Чередниченко И.П., – это общий опыт человека как образ жизни, который во многом определяется в процессе филогенеза связями с природой. Проявляется не только в больших или меньших способностях бороться с природой и достичь свободы, но и в потере чувства осторожности [19]. По К. Ясперсу, тревожность (экзистенциальный страх) — одна из благотворных сил, дающих человеку возможность перейти из повседневного бытия («бытия в мире») в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Тревожность — важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», т. е. такой, которая только и позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу за пределы бытия. Именно подобные ситуации позволяют, а точнее, заставляют человека оставаться человеком, чувствующим ответственность за свою экзистенциальную сущность [3].
Говоря об особенностях экзистенциальной тревоги, Р. Мэй (2001) говорит о том, что чувство опасности при переживании тревоги не обязательно должно быть более интенсивным, чем чувство страха, но чувство тревоги охватывает человека на более глубоком уровне, что является, по словам Мэя, угрозой самой «сердцевине» или «сущности» личности. Угроза тревоги направлена на самоуважение, ощущение самого себя как личность [7,10].
И. Ялом (2005) выделил четыре предельных экзистенциальных беспокойства, они связаны со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью [20]. Ялом цитирует Франкла (1972), чья теория предполагает наличие двух стадий в синдроме бессмысленности. Первая стадия – это экзистенциальный вакуум, т. характеризуется субъективным состоянием скуки, апатии и опустошенности. У человека может быть свободное время, но нет ничего, что человек чувствовал бы себя обязанным делать. Франкл назвал вторую стадию экзистенциальным неврозом и говорит о таких симптоматических проявлениях, как алкоголизм, депрессия.
По мнению А. Лэнгле: соотнесение с миром, соотнесение с жизнью, соотнесение с самостью и соотнесение с будущим — считаются в экзистенциальном анализе фундаментальными категориями экзистенции. Эти четыре условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации человека
- мотивацию к физическому выживанию и духовному преодолению бытия (к тому, чтобы духовно справиться с бытием), то есть к тому, чтобы «мочь быть » «иметь силы быть » (Sein-Können);
- мотивацию к получению радости от жизни и переживанию ценностей, то есть к тому, чтобы «нравилось жить» (Leben-Mögen);
- мотивацию к персональной аутентичности и справедливости, то есть к тому, чтобы «иметь право быть таким, какой ты есть» (So-sein-Dürfen);
- мотивацию к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы «действовать должным образом» (Handeln-Sollen) [11].
Если человек что-то может, если ему это нравится, если он также видит, что имеет на это право, и чувствует, что он должен это сделать, значит, речь идет об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении. То есть, человек находит внутреннее согласие (полное удовлетворение собой и жизнью) при условии исполненности всех четырех экзистенциальных мотиваций. «В случае если одно или несколько из этих условий выполнено в недостаточной степени или нарушено, реализованность экзистенции находится под угрозой или утрачивается» [10,11]. Первая фундаментальная мотивация (далее-ФМ)-задается фундаментальным вопросом: я есть — но могу ли я быть? Иначе, может ли человек существовать в данном мире в данных условиях. Для этого, по мнению А. Лэнгле, необходимы три вещи: пространство, опора и защита. Если есть, то я доверяю миру, а также себе и, вероятно, Богу. Сумма подобных опытов доверия составляет фундаментальное доверие — доверие по отношению к тому, что я ощущаю в своей жизни как последнюю опору [10, 11]
Для большинства людей «последняя опора» есть Бог.
Вторая ФМ задается вопросом: я живу — но нравится ли мне жить? Хорошо ли это — быть здесь? Я есть — однако как я переживаю то, что я есть? Для того чтобы нам нравилось жить, вновь нужны три предпосылки: близость, время и отношения. Если у меня отсутствуют близость, время и отношения, то возникает тоска, затем холодность, наконец, депрессия. Если же все это есть, я ощущаю движение вместе с миром, ощущаю глубину жизни. Опыт такого рода образует фундаментальную ценность моего бытия в мире, глубочайшее чувство ценности жизни. Таким образом, ощущение ценности жизни во всех ее проявлениях-это ключевой вопрос второй ФМ.
Третья ФМ ставит вопросы: я это я, но имею ли я право быть собой? Есть ли у меня право быть таким, какой я есть, и вести себя таким образом, как я себя веду? Это — уровень поисков идентичности, нахождения себя и, кроме того, уровень этики. Для того чтобы справиться с этими вопросами, необходимы три условия: уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности. Осознавать свою аутентичность, уважать и доверять себе, защищать и нести ответственность.
Четвертая ФМ: я есть — ради чего? Чтобы ответить на этот вопрос, снова необходимы три вещи: поле деятельности, структурная взаимосвязь и ценность, которая должна быть воплощена в будущем. Есть ли область активности, где я нужен, где могу быть продуктивным? Есть ли что-то ценное, что еще должно произойти в моей жизни в будущем? если у меня ничего этого нет, то возникает пустота, фрустрация, даже отчаяние, и вслед за ними — зависимое поведение. Если же я знаю, что все это у меня есть, то я способен к действию и самоотдаче. Сумма подобных опытов составляет экзистенциальный смысл жизни человека [10,11].
Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя [18]. Согласно учению В. Франкла, потребность в смысле-есть первичная движущая сила личности.
Таким образом, для исполненной экзистенции, для ощущения удовлетворенностью жизнью, человеку нужно не так много, и, одновременно очень много. Я верю, я живу, я свободен и ответственен, я остаюсь человеком. Все мои действия отвечают трем словам: хочу, могу, надо.
Итак: Экзистенциальное переживание – это разновидность переживания, связанная с базовыми предпосылками экзистенции – мочь быть, нравится жить, быть самим собой, стремление к смыслу; это особая форма переживания человеком своего бытия в мире, связанная с отношением личности к себе и к миру, включающая в себя процесс по изменению и преобразованию полученного жизненного опыта для проживания жизни с внутренним согласием [15].
Список литературы:
- Акимова, Е. В. Защитные механизмы при экзистенциальной тревоге // Science Time. 2015. №5 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschitnye-mehanizmy-pri-ekzistentsialnoy-trevoge (дата обращения: 03.04.2022).
- Бурцев, М. А. Кьеркегор С. : понятие экзистенции // Система ценностей современного общества. 2010. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kierkegor-s-ponyatie-ekzistentsii (дата обращения: 01.04.2022).
- Бурханов, А. Р. Человек и его экзистенция в философии Карла Ясперса// Вестник НВГУ. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-ego-ekzistentsiya-v-filosofii-karla-yaspersa (дата обращения: 01.04.2022).
- Верба, Ю. Духовная природа человека в экзистенциальной философии Э. Франкла // Философская антропология. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-priroda-chelovekav-ekzistentsialnoy-filosofiiv-e-frankla (дата обращения: 13.04.2022).
- Карпинский, К.В. Феноменология смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Мир психологии. - 2012. - № 3 (71). - С. 121 -135.
- Карпинский, К.В. Конфликт ценностей как предпосылка смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский// Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 78 - 94.
- Куприна, О. А. Раскрытие феномена экзистенциальной тревоги в работах П. Тиллиха и Р. Мэя // Вестник ГУУ. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raskrytie-fenomena-ekzistentsialnoy-trevogi-v-rabotah-p-tilliha-i-r-meya (дата обращения: 04.04.2022).
- Кьеркегор, С. Очищение страхом или Экзистенция свободы /С.Кьеркегор, Р. Мэй.- ООО «Издательство Родина», 2021.- 260с.
- Лэнгле, С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа /С.Лэнгле// Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31
- Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни /А.Лэнгле.- М.: Генезис, 2016.- 144с.
- Лэнгле, А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии /А.Лэнгле// Экзистенциальный анализ.- Бюллетень №1.- 2009.- С. 9-29.
- Лэнгле, А. Психотерапевтическая работа с надеждой в экзистенциально-аналитической парадигме // Национальный психологический журнал. 2019. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoterapevticheskaya-rabota-s-nadezhdoy-v-ekzistentsialno-analiticheskoy-paradigme (дата обращения: 08.04.2022).
- Мосиенко, М.К. Смысл и одиночество // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №2 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smysl-i-odinochestvo (дата обращения: 05.04.2022).
- Мэй, Р. Проблема тревоги / Р. Мэй. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
- Потехина, В.Е. Проблема определения понятия «экзистенциальные переживания» // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/12/25332 (дата обращения: 27.01.2022).
- Смолова, Л.В. Смысл счастья: осмысление счастья как важнейшей категории логотерапии В. Франкла /Л.В.Смолова// Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.- 2020.- Том 33.- № 1.- С. 19–28.
- Фофанова, Г. А., Бондарева, Е. А. Переживание экзистенциального кризиса: сущность феномена и факторы возникновения // София: электрон. науч.-просветит. журн. 2020. № 2. С. 30–38.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла /В.Франкл.-М.: Прогресс, 1990.
- Чередниченко, И. П. Переживание в экзистенциальном пространстве // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-v-ekzistentsialnom-prostranstve (дата обращения: 26.04.2022).
- Ялом И. «Групповая психотерапия: «теория и практика»/И.Ялом.-М.:АпрельПресс, Издательство Института психотерапии, 2005.
- Deci, E.L. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior /E.L. Deci, R.M.Ryan // Psychological Inquiry.- 2000.-Vol.11.-P.227–268.-Text:electronic.-URL: DOI:10.1207/S15327965PLI1104_01.
- Sym, A. Corrective Experience of Values and Existential Fulfillment in a course of short-term psychodynamic group psychotherapy /A.Sym, K.Wiraszka-Lewandowska, A. Kokoszka// Existenzanalyse.- 2006.-Vol. 23, Is.1, P.61-67.
- Wood A.M., Linley P.A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. The Authentic Personality: A Theoretical and Empirical Conceptualization and the Development of the Authenticity Scale // Journal of Counseling Psychology. 2008. Vol. 55 (3). P. 385–399. DOI: 10.1037/0022-0167.55.3.385
Оставить комментарий