Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Хорева А.М., Кулагина А.И. ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/256623 (дата обращения: 27.12.2024).

ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

Хорева Анна Михайловна

студент, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью», Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

Кулагина Алина Игоревна

студент, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью», Ульяновский государственный технический университет,

РФ, г. Ульяновск

DEINDIVIDUALIZATION OF THE PERSON IN THE MEDIA SPACE

 

Khoreva Anna Mikhailovna

Student, Department of Political Science, Sociology and Public Relations, Ulyanovsk State Technical University,

Russia, Ulyanovsk

Kulagina Alina Igorevna

Student, Department of Political Science, Sociology and Public Relations, Ulyanovsk State Technical University,

Russia, Ulyanovsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается феномен деиндивидуализации личности в медиапространстве. Выделяются особенности поведения человека в медиапространстве и подчеркивается мысль об изменения контуров деиндивидуализации личности в современном мире.

ABSTRACT

The article deals with the phenomenon of deindividualization of personality in the media space. The peculiarities of human behavior in the media space are highlighted and the idea of changing the contours of deindividualization of personality in the modern world is emphasized.

 

Ключевые слова: деиндивидуализация, индивидуализация, массовое общество, медиапространство, личность.

Keywords: individualization, individualization, mass society, media space, personality.

 

Общество постоянно развивается, а вместе с ним меняются взаимоотношения человека с социумом. Начиная с первобытно-общинного строя, человек являлся лишь элементом в общественной системе. И в последующих эпохах индивидуальность личности отсутствовала, так как человек был постоянно ограничен диктатурой религии и царствующей в те периоды социальной иерархией. Научно-технические достижения, которые должны были индивидуализировать личность путём создания светского общества, наоборот, стандартизировали его.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема деиндивидуализации личности и ее последствий входит в пул насущных проблем современной философии.

Цель работы заключается в рассмотрении проблемы деиндивидуализации личности в медиапространстве: причины и последствия данного явления.

Концепция деиндивидуализации личности предполагает, что человек, находясь в массе, с большой вероятностью будет отличаться несвойственным ему поведением. Происходит процесс отчуждения личности от самой себя, человек отказывается от своей индивидуальности в пользу некой общей тенденции, более значимой силе.

Одна из самых ранних работ по феномену деиндивидуализации принадлежит французскому ученому Г. Лебону [2, с.58]. В 1895 году он написал книгу, посвященную тому, почему люди ведут себя иначе, если являются частью большой толпы, массы общества. Лебон задавался вопросом о том, что заставляет спокойных и уравновешенных людей в толпе вести себя агрессивно. В общей сложности, выводы автора касались отказа от индивидуальности в пользу слияния в единое существо: «В коллективном душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезает; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества».

Наступила новая эра – век СМИ, Интернета, социальных сетей, гаджетов, мгновенного распространения новостей, новых медиа-условий [4, с.79]. И сегодня деиндивидуализация обретает новые контуры. Сущность явления остается прежней, но изменилась его форма: во-первых, люди всё меньше собираются в качестве живой физической толпы в общественных местах, и всё чаще оказываются в виде скопления зрителей или комментаторов в медиапространстве. Площадь сменилась интернет-ресурсом, а физическая концентрация индивидов сменилась онлайн-аудиторией или тв-аудиторией. Зрительский рейтинг, просмотры, комментарии, «лайки» теперь являются более авторитетной величиной для общественного развития, чем архаичные лозунги, провозглашаемые ораторами. Иными словами, деиндивидуализация переместилась в виртуальное пространство телевидения и Интернета. Человек, осознавая свою анонимность, находясь в Интернете или толпе, вероятнее всего будет вести себя нетипично для него самого. Однако разница между комментарием под видео на «Ютубе» и возгласом в толпе существенна.

Различие с точки зрения онтологического статуса деиндивидуализирующейся личности заключается, прежде всего, в ощущении цифровой анонимности. В медиапространстве человек не чувствует ответственности за свои действия как личности не потому, что он перестаёт быть личностью, а потому, что находится фактически вне общества. Это во-многом антропологический критерий [3, с.31]. Если раньше личности казалось, что её деиндивидуализированные проявления останутся безнаказанными, потому что именно коллектив несет ответственность за действия (пример – коллективное 100% одобрение всех решений на заседаниях КПСС), то теперь личность получает иллюзию освобождения от ответственности за счёт особых свойств медиапространства [1, с. 289].

Результаты современных исследований медиапространства можно охарактеризовать понятиями редукционизм и универсализм. В то время как редукционизм проявляется в отсутствии альтернативных точек зрения, а значит и полемики, универсализм можно обнаружить в отсутствии контекстуализации выводов. В этом плане интересными могут показаться самые разные теоретические перспективы в оценках последствий деиндивидуализации: И. Гофман и проблема самопрезентации, П. Бурдье и тематика социального капитала, Ж.П. Сартр и экзистенциальный выбор личности, М. Хайдеггер и «дазайн» личностной онтологии. Упомянутые теоретики выдвинули несколько ключевых идей о деиндивидуализации, но все они были высказаны до появления новых глобальных социальных явлений, связанных с медиапространством. По-другому выражаясь, философия до массового распространения Интернета и смартфонов и после – это во-многом разные философии. По крайней мере потому, что новейшие феномены, наполняющие медиапространство, заменившее площадь города, стали актуальны буквально за последние 10-15 лет [5, с. 265].

Смартфон сегодня – это персональный компьютер (которыми владеют около 2 миллиардов человек) размером с ладонь, имеющий беспроводной выход в «мировую паутину» Интернета, и который в прямом смысле сводят к нулю большую часть попыток философов прошлого понять то, почему люди отказываются от своей индивидуальности. Другими словами, речь идёт не об отказе от возможностей понимания, а о переходе на новый уровень. Если Г.Лебон трактовал толпу в связи с агрессией, «Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства», то сегодня онлайн-толпа – это скорее развлечение, положительные эмоции. Раньше люди искали необходимые для индивидуализации сведения и материалы годами (например, в СССР добывали западную музыку), когда сегодня все сведения и материалы для индивидуализации готовы для потребления, они не требуют усилий и длительного процесса поиска.

Таким образом, деиндивидуализация не является свойством техники или технологии, а есть проявление бытия человека в условиях цифровизации. Формы деиндивидуализации постоянно будут меняться. Исторически новой средой смены этих форм является медиапространство как виртуальная информационная среда, подверженная постоянным колебаниям. Эта среда расширила философские горизонты познания природы человека и главное, что ещё предстоит осмыслить – это онтологию личного опыта человека, который по законам медиапространства постепенно или мгновенно отказывается от своей персонификации.

 

Список литературы:

  1. Андриевская Ю.Д. Интимность как свойство социокультурного феномена приватности // Социологический альманах. 2014. № 5. С. 287-296.
  2. Ишмурзина М.Р. Психология толпы. Эволюция идеи от Лебона до Фромма // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психология и медицина. 2017. № 3 (46). С. 57-60.
  3. Клейн Л.С. Индивидуализация в антропологии // Развитие личности. 2009. № 2. С. 26-53.
  4. Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7. С. 73-83.
  5. Щурина Ю.В., Харохорина М.Б. Интернет-мем как жанр и «ньюсмейкер» в современном медиапространстве // Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 2. С. 263-275.

Оставить комментарий