Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 24(194)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Журова Д.Р. РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 24(194). URL: https://sibac.info/journal/student/194/260461 (дата обращения: 24.11.2024).

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ: ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Журова Диана Раисовна

магистрант, кафедра Государственного управления, истории, социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

РФ, г. Казань

Алексеев Сергей Анатольевич

научный руководитель,

канд. социол. наук, кафедра Государственного управления, истории, социологии, Казанский национальный исследовательский технологический университет,

РФ, г. Казань

Поддержка культуры – одно из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. Этому есть объяснения.

Культура положительно влияет на физическое и социальное самочувствие горожан, развивает человеческий капитал. Активная, творческая атмосфера в городе развивает инновационность бизнеса. Креативные индустрии, экономика знаний находятся в основе экономик развитых городов и зависят от разнообразия творческих профессий и активного культурного потребления. Культура влияет на миграционные настроения и поддерживает конкурентоспособность города на внутреннем и международном рынке труда и капитала.

Часто в практике возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служить компетентные лица — эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Опрос и выявление суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт-опросом, а сами суждения — экспертной оценкой.

К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование и интервью, «мозговую атаку», дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

Экспертный опрос – это сбор первичных данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертов в исследуемых областях. В большинстве случаев экспертные опросы проводятся с представителями исполнительной и законодательной власти регионов, журналистами региональных СМИ, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.д.

Для экспертной оценки реализации культурной политики были привлечены 3 эксперта в сфере культуры, руководящие успешными учреждениями культуры и культурными проектами за пределами Республики Татарстан. Эксперты отбирались таким образом, чтобы их учреждения и проекты были соразмерны учреждениям культуры Республики Татарстан, а опыт – релевантен и применим в г. Казани.

1. Библиотеки.

Мария Привалова Генеральный директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова, г. Москва. О востребованности библиотек:

«Часто на пути успешной работы библиотек встает представление о том, что библиотека в принципе не может быть по-настоящему классной и популярной. К сожалению, в России этот предрассудок часто встречается и среди городских управленцев, и среди горожан, и даже среди самих библиотечных работников. Если человек не встречался с востребованной библиотекой, он просто не знает, как она может быть устроена. Так появляются мифы, что библиотеки, да и книги, не нужны «в цифровую эпоху» или «в современном мире». А просто люди не видели, как работают успешные библиотеки, - и не могут себе этого представить. Из собственного опыта мы знаем, что такие простые вещи, как постоянно обновляемые книжные фонды и частое появление новинок, дружелюбные и начитанные сотрудники, наличие мест, где удобно работать, все это приводит к тому, что в библиотеке всегда есть читатели, они заполняют все пространства читальных залов и даже занимают очередь на компьютер, Это важно знать, и если вы этого не видели, то лучше съездить и посмотреть, как работают успешные библиотеки в России и за рубежом, для того чтобы даже внутри, даже подспудно не держать в голове этот миф, что библиотеки -это что-то устаревшее и ненужное».

О событийной программе: «Если говорить о качестве событий и коммуникаций, то библиотекам пора перестать чувствовать себя младшими братьями других учреждений культуры. Есть стереотип, что театры, музеи и концертные залы делают что-то значимое, настоящую культуру, а библиотеки – они как бы попроще, такие местечковые. Это не так. Качество предлагаемых библиотекой событий и вообще культурных проектов, даже если оно касается немногочисленной ридинг-группы, может быть очень высоким. Библиотеки должны работать над своей репутацией. К ним, вообще-то, хорошо относятся люди, с ними любят работать партнеры. И библиотеки должны быть одним из главных агентов интеллектуального досуга в городе, дружить со всеми университетами, со всеми издательствами, с разными экспертами и становиться площадкой для реализации профессиональных интересов разных людей. У библиотек есть задача следить за достоверностью информации, которую они распространяют, не допускать лженаучные высказывания, а в остальном библиотеки, вообще-то, должны быть самыми востребованными городскими пространствами, продвигающими знания и предоставляющими доступ к культуре».

2. Культурные центры

Елена Мельвиль. Директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы», в 2013-2018 годах директор Культурного центра ЗИЛ, г. Москва.

О подготовке к изменениям: «Любое знание устаревает. Если мы говорим, что человек должен развиваться и должен понимать, как развивается город, как развивается наука, чтобы он не сопротивлялся изменениям, которые происходят в городе, - его нужно просвещать и готовить. Для этого нужно показывать людям, какие социальные процессы происходят, к чему пришли научные институты. Это прежде всего подготовка к изменениям. Взрослые сопротивляются тому, чего они не знают и не понимают».

О постановке задач от города: «Необходимо принять концепцию социально-экономического развития, в основе которой лежат перспективные городские задачи. Если сформулирована перспективная городская задача, например реновация какого-то района, что тогда говорит культурный центр? Он начинает проводить лекции по архитектуре, фестивали урбанистики, рассказывать про малые архитектурные формы и т.п. Если город говорит «нам нужны через 10 лет фармацевты», то что делает культурный центр? Он читает лекции о генетике, фармацевтике, о современных открытиях в сфере биологии. То есть культурный центр выстраивает свою интеллектуальную досуговую программу под поставленную задачу. Но чтобы культурный центр мог так работать, город или регион должен сформулировать свой приоритет развития и обозначить свои ключевые задачи. Тогда можно будет связать одно с другим и использовать культурные центры как один из инструментов их решения. Этого сейчас нет ни в одном городе».

О привлечении подростков и молодежи: «Молодежь идет тогда, когда видит практический смысл. Они же прагматики. Они неосознанно или осознанно задают себе вопросы: что мне это даст? чем мне это поможет? Почему в учреждениях культуры много детей до 12 лет, а с 12 лет посещаемость резко падает? Потому что до 12 лет мама может управлять выбором ребёнка, а после 12 все меньше. Подросток не видит, зачем ему ходить в ДК. Да и мама, в общем-то уже сомневается, есть ли смысл заставлять его, когда надо готовиться к ОГЭ или ещё чему-то. Ведь основная задача, которую видит родитель хорошо учился в школе…Собственно, как нам удаётся привлечь эту аудиторию? Мы даём почти предпрофессиональные навыки по модным профессиям. Например, диджей или аранжировка. Или вот я перетянула в ЗИЛ, а потом и в «Воробьевы горы» Киношколу имени Макгаффина. [...] Далеко не все, кто ходят в Киношколу, собираются стать режиссером, звукооператором, светооператором или режиссером монтажа. Но все понимают, что осваивать эти навыки — это полезная вещь. Ты там весь процесс проходишь на практике с нуля. И даже если это не станет твоей профессией, ты всегда можешь подработать где-нибудь в студии, потому что через такие школы ты погружаешься в среду. Молодые люди это ухватывают будь здоров как, потому что они это понимают. А в медиа-школе мы предлагаем слушателям освоить работу с программными комплексами, чтобы они умели обрабатывать медиафайлы разного формата, микшировать и т.п. И молодые люди приходят, опять же, потому что понимают, зачем им это надо: во-первых, это им прикольно и интересно; во-вторых, они могут выложить результат в сеть и получить кучу лайков; в-третьих, это может быть частью их будущей работы. То есть подросткам и молодежи надо предлагать курсы, связанные с популярными темами - от видеоблогинга или просто блогинга в медиа-журнале до робототехники и искусства новых медиа».

3. Музеи и выставочные залы

Пётр Мансилья-Круз. Директор Музея М.А.Булгакова, г. Москва

О новой роли экспонатов: «Еще один очень интересный процесс – это смещение внимания с вещи на ее смысл. Новые формы музейной работы и новые методы распространения знаний совсем не всегда связаны с показом вещи именно в физическом ее воплощении. С одной стороны, этот процесс двигают интернет и цифровизация. С другой стороны, это результат мировоззренческого сдвига, который произошел в первой половине ХХ века. Идея становится центром искусства, и ремесло художника перестает быть самым важным —важнее становится послание, которое содержится в объекте. Музеи начинают активно работать со знанием, а совсем не только с предметами. В конце концов, задача популяризации, как и задача обобщения, создания любого повествования, подразумевает работу далеко не только предметами, но и с тем, что находится между ними, вокруг них. Предметы становятся пунктиром, вокруг которого разворачивается что-то интересное. Все это, конечно, обеспечивает стресс огромному количеству музейщиков, которые привыкли мыслить и работать в логике шедевров».

О связях музея: «Важно не сводить все результаты музейной работы только к общению с посетителями. В музейной работе есть те сферы, которые вообще не связаны с посетителями. Но они связаны с коммуникацией с представителями сообществ, с другими музейщиками, с коллекционерами, меценатами и тд. Это работа над комплектованием фондов, научная работа, развитие международных связей, встраивание музея в сообщество подобных музеев, в международный контекст внутри его предметной области и т.д. На это нужно обращать внимание, и оценивать эти части работы музея, на мой взгляд, правильно строго индивидуально, исходя из стоящих перед этим музеем задач».

О культурном программировании:

«Если ты хочешь, чтобы у тебя был выше конкурс в технический вуз, то тебе нужно построить классный экспериментариум и филиал Политехнического музея. Если хочешь пробуждать, например, интерес подрастающего поколения к языку, то у тебя должны быть литературные музеи, откуда ребенок уходить не хочет и куда просится на выходных.  А когда ты говоришь про культурное наследие, то ты говоришь про уважение к человеку. И чтобы заражать этим уважением окружающих, нужно делать это не через официальные статусы и регалии важных деятелей, а через захватывающие человеческие истории о них. Через такие истории, с которыми посетитель может себя соотнести. Он пробует проецировать этот опыт на себя и себя на эту историю, отождествлять себя с ней»

 

Список литературы:

  1. Методы социологического исследования: Учебное пособие для студентов и аспирантов. - Майкоп. 2016.с-162 (дата обращения: 20.07.22)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.