Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(197)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ
Люди на протяжении всей истории своего существования сталкиваются с конфликтами и стремятся их разрешить. Конфликты между людьми или социальными группами называются межличностными (или социальными), и их проблема изучена довольно широко. Однако существуют конфликты, которые происходят «в самом» человеке, в его индивидуальной психике. Такие конфликты называются внутриличностными (или личностными). Авторы, которые занимались исследованием данной темы, представляли разные воззрения на причины, классификацию и последствия внутриличностных конфликтов.
Проблема исследования заключается в противоречии между существующим множеством психологических концепций внутриличностных конфликтов и недостаточно развитым теоретико-методологическим знанием о них. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. Особенности взглядов на личностный конфликт зависят от направления психологии, в контексте которого исследователи рассматривают данную тему.
Исследованием данной темы занимались такие отечественные исследователи, как А.Я. Анцупов, В.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин и многие другие. Большинство исследований внутриличностного конфликта принадлежит зарубежным авторам, таким как Дж. Доллард, К. Гольдштейн, К. Левин, Н. Миллер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и другие. Так, по оценке А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, к концу XX века проблеме внутриличностного конфликта было посвящено лишь 8% публикаций в отечественной конфликтологии, тогда как на изучение межличностных конфликтов приходится около 83% работ, что говорит о малом числе специальных исследований, посвященных данной проблеме.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В нем принимают участие два и более человек, а также группы. Конфликты возникают по разным причинам: экономическим, психологическим, политическим, ценностным, религиозным и так далее. Однако противоречия во взглядах и желаниях могут присутствовать даже в одном человеке, в его индивидуальной психике. Именно это явление называется внутриличностным конфликтом – когда индивид не может сделать выбор между несколькими вариантами предложений, его потребности и ценности взаимно исключают друг друга, человек испытывает стресс по этому поводу и не может нормально функционировать.
В научной литературе используют синонимичные понятия: внутриличностный, психологический, интрапсихический, интрапсихологический, лисностный, внутренний. Психологический конфликт возникает на основе сознания и самосознания, в структуру которого входит противостояние двух или нескольких равносильных мотиваций, что воспринимается и осознается как личностная проблема, требующая необходимости своего разрешения. [1]
В определенной мере внутренняя конфликтная ситуация нормальна для человека, так как она побуждает его мыслить и выбирать наиболее рациональный и подходящий способ удовлетворения своих потребностей, но когда тревожные мысли затмевают мозг, то внутриличностный конфликт может привести к губительным последствиям, таким как апатия, депрессия, фрустрация. При осознании наличия у индивида подобных конфликтов, стоит обратиться за помощью к специалисту, чтобы вовремя проработать трудно разрешимое столкновение собственных интересов.
Разные психологические школы имели свое понимание сущности личности, в связи с чем сложились разные подходы к рассмотрению причин внутриличностных конфликтов.
В психоаналитической концепции свои теории развивали такие авторы, как З. Фрейд, А. Адлер и К. Хорни, и под внутриличностным конфликтом они понимали борьбу между несовместимыми силами или структурами внутри личности.
З. Фрейд считал, что в человеке от рождения существуют и борются два противоположных инстинкта, которые определяют его поведение. Согласно Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego). [2]
Оно – это первичная инстанция, которая подчинена принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.
Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Эта инстанция явлется посредником между внешним миром и Оно. Таким образом «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности бессознательные импульсы Оно.
Сверх-Я – это высшая инстанция, основанная на принципе реальности и выраженная социальными нормами, требованиями, которые общество предъявляет к личности. Сверх-Я реализуется как совесть, осуществляет функцию самонаблюдения.
Таким образом по Фрейду внутриличностный конфликт возникает вследствие противоречия между Оно и Сверх-Я, то есть между биологическими иррациональными желаниями человека и нормами морали, которые представлены обществом.
Согласно взглядам А. Адлера, внутриличностный конфликт определяется таким явлением, как комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее «…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех». [3] Характер личности формируется в первые пять лет жизни человека. В этот период ребенок зависим от родителей, он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п., что и приводит к конфликту внутри человека.
К. Юнг в своей книге «Психологические типы» дал типологию личности, которая до сих пор широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Согласно его воззрениям, личность конфликта по своим установкам. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из этих функций может реализовываться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого К. Юнг выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт. [4]
Именно направленность (экстраверсия или интроверсия) определяет личностную установку, которая и проявляется во внутриличностном конфликте. Экстраверт имеет ориентацию на внешний мир и формирует свой внутренний мир в соответствии с окружающим. Его личные переживания зависят от того, где и с кем он находится, каких общественных норм он должен придерживаться. Интроверт же изначально погружен в себя, для него самое главное – мир внутренних переживаний, которые мало зависят от внешнего мира. Поэтому можно сделать вывод, что экстраверт более подвержен внутриличностным конфликтам, так как в этом заключается особенность его психики.
К. Хорни выделяет два вида интроспективных конфликтов: внутренний и базисный конфликты. С позиции К. Хорни, внутренний конфликт – это необходимость фактического выбора между двумя возможностями, обе из которых его субъект находит одинаково желанными, или между убеждениями, каждым из которых он в действительности дорожит. [5] Наличие такого рода противоречий внутри личности человека не считается патологией, возникновение такого конфликта неизбежно ввиду постоянных изменений окружающей нас социальной среды.
В своей теории К. Хорни обозначила существование еще одного вида внутреннего конфликта – базисный конфликт. Невротический внутренний конфликт (базисный) – это необходимость выбора между двумя принудительными силами, действующими в противоположных направлениях, ни одной из которых субъект на самом деле не хочет следовать». [5] Из этого определения становится понятно, что разрешение такого внутреннего конфликта становится практически невозможным, тем более что невротический внутренний конфликт всегда является неосознанным (бессознательным). Если указать невротической личности на явные противоречия в его суждениях, он будет их (это) отрицать, потому что базисный конфликт порождается глубоко вытесненными влечениями, которые можно обнаружить при преодолении значительного сопротивления невротика.
В гуманистической психологии внутренний конфликт – это противоречие, возникающее между Я-концепцией и опытом человека (К. Роджерс), между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). В экзистенциальной психологии внутриличностный конфликт понимается как ситуация потери личностью смысла жизни (В. Франкл).
Представитель гуманистической психологии К. Роджерс под внутренним конфликтом понимает рассогласование своего поведения, чувств, вызванных реальным «Я» и представлений об идеальном «Я» (Я-концепция). Роджерс определяет Я-концепцию как «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий взаимоотношений "Я", или "меня" с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». [6] Несоответствие между реальным и идеальным «Я» может возникать, когда Я-концепция чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Для понимания поведения личности в состоянии внутреннего конфликта необходимо исследовать ее систему ценностей, которая как системообразующий фактор определяет содержательную и структурную составляющие Я-концепции.
А. Маслоу считал, что конфликт возникает при рассогласовании базовых потребностей личности. Внутренний конфликт проявляется как неспособность личности принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях. Исследуя психологию выдающихся людей, он пришел к выводу, что гармонично развитая и независимая личность, которая реализует себя творчески наиболее полно и свободна от неразрешимых внутренних противоречий, обладает высокими адаптивными свойствами. «Поведение здорового человека менее подвержено страхам, тревог, вины, стыда, зависти, они проявляют трансцендентные качества». [7]
В. Франкл, представитель экзистенциальной психологии, рассматривал человека как целостное существо, составляющее здоровую нормальную личность. Его концепция придает особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за этот смысл. Осуществить смысл жизни удается немногим. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума – чувства бесцельности и пустоты. Соответственно внутриличностный конфликт – это следствие экзистенциального вакуума. Внутриличностные конфликты выражаются в «ноогенных неврозах» [8] – расстройствах внутренней структуры личности, вызванных отсутствием у человека смысла жизни. Для них характерны чувства тоски и бессмысленности существования. Необходимо убедить человека в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, а если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.
Представители когнитивной психология рассматривает внутриличностный конфликт как проблемную ситуацию, в которой имеется два конкурентных и взаимоисключающих альтернативных когнитивных решения. [9] Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера объясняет это явление тем, что человек стремится к уменьшению состоянию дискомфорта, вызванного обладанием двумя психологически противоречивыми понятиями. Например, «когниции» «Он мой друг» и «Он меня предал» являются противоположными, и в связи с этим человек не понимает, какая из них верная и как ему реагировать. Также ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятие решения, если он в нем не уверен. Здесь выступают два «знания»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментально доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем его целесообразность». [10]
В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». [11] В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).
Суть теории Э. Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.
Таким образом, несмотря на то, что теоретические подходы к проблеме исследования внутреннего конфликта разнообразны, их можно классифицировать по тому, какой избирается поход к личности, к ее мотивам, желаниям и стремлениям, а также по тому, какую роль отводят внутренним переживаниям. Проблема заключается в общей классификации внутриличностных конфликтов и выделении единой типологии, на основании которой можно прибегать к практической деятельности.
По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что внутриличностные конфликты были объектом исследования представителей различных направлений в психологии, в результате чего возникло множество суждений по этой теме. Существование разных психологических концепций внутриличностного конфликта создает определенную сложность в их применении в практической работе, ибо каждая из них имеет свой подход к личности и ее субъективным переживаниям.
В реальной жизни встречается огромное количество психических конфликтов. Чтобы построить их общую систему, необходимо найти какое-то основание, вокруг которого можно сформировать типологию. Таким основанием может быть ценностно-мотивационная сфера личности, на основании которого А. Шипилов выделил основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:
- Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
- Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
- Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
Однако единую и точную классификацию внутриличностных конфликтов построить сложно, так как не существует обобщенной теории, опирающейся на системный подход в изучении проблемы психологии внутриличностного конфликта. Анализ литературы показал, что большинство исследований психического конфликта принадлежит зарубежным авторам (К. Левин, Н. Миллер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др.). Среди отечественных исследователей внутриличностный конфликт изучался в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман и др.).
В отечественной психологии до сих пор нет единого мнения по поводу понимания феномена «внутриличностный ценностный конфликт»; не в полном объеме исследованы причины его возникновения и последствия, еще менее изучен вопрос о значимости субъектной позиции личности при выборе способа разрешения внутриличностного ценностного конфликта. В то же время, теоретические и практические разработки по данным проблемам очень востребованы в практике психологического консультирования и психотерапии.
Список литературы:
- Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация: Учеб. Пособие к спецкурсу для студентов факультета философии и психологии, специальности «Психология». – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006. – 110 с.
- Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо, 2014. – 864 с.
- Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. – Киев., 1997
- Юнг. К. Психологические типы. Перевод: София Лорие под ред. В. Зеленского. – СПб., 2001
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Академический проект, 2007. – 198 с.
- Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта. – М.: «Прогресс», 1994. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2003. – 352 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Спб.: Питер, 2003. – 352 с.
- Франкл В. Теория и терапия неврозов. - СПб.: Речь, 2001. – 234 с.
- McReynolds P. The nature and logic of intrapsychic conflicts // In CD. Stress and anxiety / Eds. I.G. Spielberger, J. Sarason, J. Strelau. New York: Hemisphere. V. 3. 1990. p. 73-83.
- Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – 183 с.
- Фромм Э. Здоровое общество. Москва: Издательство АСТ, 2016. – 448 с.
Оставить комментарий