Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(199)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Чепракова Д.С. РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ МУЗЕЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 29(199). URL: https://sibac.info/journal/student/199/263728 (дата обращения: 27.12.2024).

РОЛЬ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ СУВЕНИРНОЙ ПРОДУКЦИИ МУЗЕЯ

Чепракова Дарья Сергеевна

магистрант, кафедра дизайна, Северо-Кавказский Федеральный Университет,

РФ, г. Ставрополь

Плохотнюк Владимир Сергеевич

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Северо-Кавказский Федеральный Университет,

РФ, г. Ставрополь

THE ROLE OF GRAPHIC DESIGN IN THE DEVELOPMENT OF MUSEUM SOUVENIR PRODUCTS

 

Darya Cheprakova

master student, Department of Design, North-Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

Vladimir Pokhotnyuk

scientific supervisor, candidate of philosophical sciences, associate professor, North-Caucasus Federal University,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрено определение сувенирной продукции музея с точки зрения маркетинга и средства коммуникации. Рассмотрена роль графического дизайна в контексте разработки сувенирной продукции музея. Рассмотрены и проанализированы разновидности сувенирной продукции музея.

ABSTRACT

This article considers the definition of museum merchandise in terms of marketing and communication tools. The role of graphic design in the context of the development of museum merchandise is considered. The varieties of museum souvenir products are considered and analysed.

 

Ключевые слова: сувенир; сувенирная продукция; музей; графический дизайн; средство коммуникации; бренд музея; фирменный стиль.

Keywords: souvenir; souvenir products; museum; graphic design; communication medium; museum brand; corporate identity.

 

Являясь символом культурного многообразия, музеи на сегодняшний день становятся центрами притяжения большого количества посетителей и играют немаловажную роль в развитии и продвижении туризма [1]. Современное музейное пространство выполняет не только просветительскую и культурно-образовательную функцию, но все чаще рассматривается в качестве места проведения культурного досуга.

В связи с развитием экономических и социальных процессов и высокой конкуренцией культурно-досуговых учреждений, возникает необходимость поиска новых методов привлечения посетителей и способов установления взаимодействия с аудиторией. В современных музеях в качестве средства коммуникации используется сувенирная продукция, разработка и изготовление которой является одной из задач графического дизайна.

Музейная сувенирная продукция выступает как ходовой инструмент, нацеленный на привлечение внимания большого числа посетителей и охват новой аудитории. Понятие «сувенир» имеет широкий спектр определений, но в качестве наиболее популярного варианта приводится следующая трактовка: «сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями или подаренная на память, художественное изделие, какой-либо предмет как память о посещении страны, города, местности, а также о ком-либо, чем-либо» [1, с. 305]. Значение сувенира здесь рассматривается в качестве памятного элемента, обладающего аутентичностью и способствующего приобщению посетителя к местным культурным традициям.

С точки зрения маркетинга сувенир является отличным инструментом продвижения и популяризации культурного учреждения. На сегодняшний день в музеях представлен широкий ассортимент сувенирных изделий, рассчитанный на разную целевую аудиторию. Сувенирную продукцию музея можно классифицировать по различным категориям, исходя из выбора основополагающих факторов, таких как:

– возрастная и социальная группа посетителей (сувениры, предназначенные для детей дошкольного возраста, школьников, молодежи, людей старших возрастов; сувениры, предназначенные для представителей разных социальных групп и профессий);

– технология изготовления и производства (сувениры, изготовленные методом полиграфической печати, тампопечати, тиснения, формовки, лазерной гравировки, шелкографии и др.);

–  назначение и применение (канцелярские и офисные принадлежности; элементы одежды и посуды; коллекционные и подарочные сувениры; игровые и обучающие материалы; интерьерные сувениры и др.).

Таким образом, расширение ассортимента сувенирной продукции способствует увеличению охвата аудитории и привлечению новых посетителей.

Сувенирная продукция музея, с одной стороны, нацелена на выполнение коммерческой и маркетинговой функции, а с другой, является средством отображения уникального музейного бренда. Оба из приведенных случаев являются объектом деятельности графического дизайна.

Использование графического дизайна представляет собой важное и актуальное средство привлечения внимания широкой публики. Эффективное использование цветовых соотношений, а также концептуальных решений способствует достижению этой цели.

Сегодня графический дизайн распространен повсеместно: он является основным компонентом печатных и цифровых информационных технологий и внедрен практически во все аспекты жизни современного общества. Графический дизайн основан на использовании приемов типографики, композиции, теории цвета и визуального восприятия, с помощью которых создается искусство визуальной коммуникации.

Визуальная коммуникация имеет огромное значение в формировании фирменного стиля музейной сувенирной продукции. Дизайнеру для выполнения поставленной задачи требуются длительные временные затраты, направленные на изучение специфики музейных экспонатов и создание эстетической концепции сувенира уже основе приобретенных знаний. Также для создания качественной и узнаваемой визуальной символики необходимы навыки в области исследования рынка и целевой аудитории. Немаловажными являются изучение новых тенденций дизайна, понимание аспектов психологического восприятия цвета и формы, знание методов эффектной подачи дизайн-проекта. Люди с большей вероятностью захотят приобрести изделие, которое выглядит визуально привлекательным, чем то, которое может быть на уровень качественнее, но выглядит непрезентабельно.

При проектировании сувениров необходимо учитывать функциональную составляющую.  Утилитарность является гарантом использования сувенирной продукции в повседневной жизни, что, в свою очередь, обеспечивает высокий потребительский спрос на изделия [1].

Для разработки сувенирной продукции также требуются навыки владения специальными редакторами, в которых проектируется макет сувенирного изделия и выполняется его допечатная подготовка в соответствии с технологическими требованиями.

Сувенир, разработанный с правильным подходом, не должен быть типовым и тривиальным. Помимо выполнения коммуникационной и эстетической функции, крайне важно, чтобы носители фирменного стиля отражали ценностные идеалы музея и уникальные черты выставочного пространства. Здесь проявляется знаковая функция, заключающаяся в адаптации музейных смыслов к языку массовой культуры [2].

Самые ходовые и востребованные музейные сувениры, соответствующие тематике культурного учреждения, подразделяются на следующие категории:

– изделия, содержащие символику музея (фасады зданий, знаменитые предметы музейной коллекции, портрет культурного деятеля, которому посвящен музей);

– изделия с символикой, отражающей региональную принадлежность музея (государственные символы города, карты, изображение местных достопримечательностей);

–   сувениры, соответствующие направленности и тематике музея;

– печатные материалы музея (брошюры, путеводители, литература, фотоальбомы, открытки и др.) также относятся к сувенирной продукции. Выступая в качестве издателей, многие музеи способствуют повышению и укреплению своего статуса в научно-исследовательской среде [3].

Музеи в сотрудничестве с графическими дизайнерами фиксируют культурные образы в сувенирах для отражения своего имиджа и тематической направленности. В качестве примера можно привести ассортимент сувенирной продукции, представленный в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве.

В экспозиционном зале отдела природы расположены два из семи обнаруженных в мире комплектных смонтированных скелета южного слона, свидетельствующих о настоящей археологической ценности Ставропольского края.  Установлено, что из-за благоприятного климата южные слоны в древности обитали на территории региона, а затем начали распространяться по континенту. Именно поэтому Ставрополье называют «Родиной слонов» [4].

Скелет южного слона является главным символом музея-заповедника, образ которого исполнен во всевозможных вариантах сувенирной продукции. Его фотографические и стилизованные изображения используются на магнитах, открытках, сувенирных пакетах, сумках-шопперах и туристических бутылках. Стилизованный силуэт скелета южного слона методом тиснения нанесен на деревянные карандашницы и закладки из шпона, а также выполнен в виде плоскостных декоративных фигурок (рисунок 1).

 

Рисунок 1 Ассортимент сувенирной продукции в Ставропольском государственном музее-заповеднике с символикой южного слона

 

Немаловажную составляющую в сувенирной коллекции музея занимают изделия, посвященные археологическим памятникам Ставрополья и Северного Кавказа. К ним относятся магниты, воспроизводящие образы каменных скифских изваяний и гробницы аланского правителя.

В сувенирном ассортименте музея представлен разнообразный диапазон полиграфической продукции, в который входят блокноты, подарочные открытки, виниловые магниты, пазлы, путеводители и др. На большинстве изделий методом печати нанесены главные достопримечательности Ставрополя: Тифлисские ворота, здание железнодорожного вокзала, фасад головного здания музея-заповедника, памятник Солдату-красногвардейцу, монумент Ангел-Хранитель, аптека Байгера.

Тематические брелоки, закатные значки, кружки, керамические колокольчики, коллекционные фигурки и фотоальбомы также составляют весомую часть музейной сувенирной коллекции.

В картинной галерее пейзажей имени художника П. М. Гречишкина, являющейся филиалом Ставропольского государственного музея-заповедника, ассортимент сувенирной продукции также отражает уникальные черты выставочного арт-пространства.

Картинная галерея является визитной карточкой краевого центра, местом, которое регулярно посещают жители и гости города. Коллекционный фонд галереи насчитывает 490 живописных и 50 графических работ. В них ярко выражены авторский стиль и мастерство мэтра пейзажной живописи. Лиричность и масштаб живописных произведений П.М. Гречишкина удивительно и точно передают самые разнообразные состояния природы степей Ставрополья и гор Кавказа. «Мастер колорита и композиции, он является продолжателем лучших традиций русского реалистического пейзажа» [5].

Репродукции живописных работ художника представлены в разнообразных формах сувенирной продукции (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Ассортимент сувенирной продукции в картинной галерее пейзажей имени художника П. М. Гречишкина

 

Яркие обложки скетчбуков нацелены на привлечение внимания людей, занимающихся творческой деятельностью, а искусно оформленные алюминиевые кружки и бутылки станут полезным дополнением к экипировке для активных туристов.  Приятный акцент молодежным сумкам и рюкзакам могут придать закатные значки с изображением фрагментов знаменитых работ художника, а керамические изделия в виде кружек и подставок найдут практическое применение в быту.

Сувенирная продукция, представленная в галерее, обладает утилитарными и аттрактивными свойствами, что, в свою очередь, обеспечивает высокий спрос у посетителей и формирует положительные впечатления от посещения арт-пространства.

Как проектно-художественный вид деятельности графический дизайн играет фундаментальную роль в процессе разработки сувенирной продукции музея. Методы графического дизайна позволяют раскрыть потенциал музейных экспонатов путем придания выразительной формы и ясности содержания сувенирной продукции, являющейся средством коммуникации с посетителями.

 Таким образом, графический дизайн позволяет музею адаптировать культурные образы и ценности в соответствии с потребностями современного общества, сделать информацию доступной для более широкой аудитории, сохраняя при этом ключевые компоненты музея как социально-культурного института.

 

Список литературы:

  1. Акинфеева, И. И. Сувенир как феномен культуры: специфика и классификационные признаки / И. И. Акинфеева, О. Е. Железняк // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – № 5 (100). –С. 305–314.
  2. Антипов Д.А., Костылев И.О. — Музейный сувенир: эволюция музея // Человек и культура. – 2017. – № 2. – С. 82 - 91. DOI: 10.25136/2409-8744.2017.2.17712 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=17712
  3. Никифорова, А. А. Сувенирная продукция в музеях: современные кейс-практики / А. А. Никифорова, Л. Г. Скульмовская // Вестник культуры и искусств. – 2018. – № 2 (54). – С. 80–88.
  4. Ставрополье – родина слонов [Электронный ресурс]. – URL: https://kavtoday.ru/article/6306
  5. О картинной галерее [Электронный ресурс]. – URL: https://stavmuseum.ru/filialy-muzeya/grechishkin/about/

Оставить комментарий