Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(2)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РЕЖИССЁРСКИХ ИГРАХ
Проблема развития творческого воображения в дошкольном возрасте является актуальной на современном этапе. Творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка.
Одним из средств развития воображения является режиссёрская игра. На каждом возрастном этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. У старших дошкольников интенсивно развивается режиссерская игра, когда ребёнок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, выполняет одну, или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме, действуя одновременно, как режиссёр и актёр. Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра, нуждается в руководстве и поддержке со стороны педагога. Но далеко не все педагоги имеют представление о том, как именно осуществлять это руководство.
Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей. Все они сходятся во мнении, что игра — неотъемлемая часть человеческой культуры. В игре зарождаются другие виды деятельности, имеющие существенное значение для развития ребенка. Одним из средств развития творческого воображения в дошкольном возрасте может являться режиссёрская игра.
При рождении у ребёнка ещё нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.
В возрасте 4-5 лет - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и проигрывать сюжеты).
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать: мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию этой уникальной способности.
Свою работу по развитию творческого воображения в режиссёрских играх строим в следующих направлениях: создание игровой среды, организация образовательной работы с детьми и осуществление взаимодействия с семьями воспитанников.
Необходимым условием развития режиссёрской игры является оформление игрового пространства. Для развития актёрских способностей используем различные виды театра (кукольный, пальчиковый) и картинный материал для проведения игр-этюдов с целью развития воображения в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и жестов. Для развития игровых умений используем полифункциональный игровой материал - универсальные игровые макеты: «Домик в деревне», «На озере», «Цветущая полянка» и другие, а также сюжетообразующие наборы - макеты дома, квартиры, дороги. Стараемся поддерживать инициативу ребёнка в изготовлении атрибутов для игры, предлагаем дополнять игровые материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками, рисунками, поделками.
Для развития творческого воображения обогащаем жизненный опыт дошкольников – читаем детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматриваем иллюстрации в книгах. Посещаем совместно с родителями театры, музеи, ходим на экскурсии и т.д., инсценируем сказки. Для развития актёрских способностей используем специальные игры-этюды, которые позволяют ребёнку перевоплотиться в тот или иной персонаж, воспроизводя характерные особенности с помощью мимики, жестов, голоса. Для переработки того, что произошло, побуждаем детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. Поощряем рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсуждаем вместе с ребенком задуманный сюжет, помогаем мысленно увидеть задуманное.
Своё творчество дошкольники проявляют, организуя игры с разнообразными конструкторами. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение. После просмотра мультфильмов, прочтения сказок, организуем с детьми такой вид игры, как отобразительную. Именно в этих играх дети могут проиграть всё то, что они увидели в заинтересовавшей их истории. Чтобы ребёнку дошкольнику научиться играть в режиссёрскую игру нам с ним нужно последовательно пройти несколько этапов.
Первый этап - объединение единым сюжетом набора кубиков (или мелких игрушек) до 20-25 предметов-картинок. Игры с «Колдуном». Ребёнку, или команде (не более трёх человек) предлагаем набор кубиков и просим «Подружить кубики, объединив их единым сюжетом. Выигрывает тот (или та команда), кто сможет объединить большее количество предметов. Если дети испытывают трудности, то включаемся в игру в качестве партнера по команде или в качестве соперника. Предлагаем такой рассказ, используя кубики с картинками: «Жил – был зайчик. Жил он в лесу один, у него не было друзей, ведь он всего боялся. И вот в один солнечный день он решил выйти из своего домика, и отправиться на поиски друзей…» Такое же задание ребёнок выполняет один, соревнуясь с воображаемым партнёром, обучаясь объединять между собой как можно больше предметов. Таким образом, развивается не только деятельность детей, но и воображение.
Второй этап – проведение индивидуальных режиссёрских игр. На этом этапе развитие режиссерской игры проходит несколько ступеней.
На первой ступени: побуждаем детей представить предлагаемую педагогом готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю (взрослому). Рассказываем и показываем историю с помощью кубиков. Ребёнок играет роль зрителя. Для того чтобы заинтересовать детей, увлечь их игрой, придумываем для обыгрывания различные ситуации. Рассказываем ребятам такую историю: «Сегодня по дороге в детский сад я встретила бабушку-сказочницу, и она подарила мне коробочку с волшебными кубиками. Как только мы откроем коробочку, то сразу попадаем в сказочную страну. Открываем её, достаём кубик и говорим: «Я король этой страны. Мне нужны помощники. Пойду, погуляю по дорожке, может быть кого-нибудь и встречу…».
После того, как ребёнок побыл в роли зрителя, мы переходим ко второй ступени развития режиссёрской игры, где у детей развивается умение представить окончание предлагаемой взрослым. В дальнейшем ребенок придумывает завязку истории. Начинается постепенное включение детей в сотрудничество со сверстниками в этих играх. Например, ребёнок предлагает свою историю про короля, который жил в сказочной стране, а другой ребёнок придумывает окончание этой истории.
Научившись подыгрывать взрослому или сверстнику в совместных сочинениях, мы подходим к третьей ступени 2 этапа - самостоятельной режиссёрской игре. Предлагаем игровые ситуации, которые дают толчок к игре и будят фантазию. Важно только, чтобы ребёнок имел достаточный опыт в играх этого вида, и тогда мы сможем предложить ему другие развлечения.
Способность совместно сочинять сказки, придумывать сюжеты лежит в основе развития воображения. Эта способность дает возможность не только осмысливать, но и переосмысливать окружающее. Содержанием третьего этапа является умение совместно сочинять сказки. Такие занятия проводятся во второй половине дня, с подгруппой детей. Очень хорошо, если сказку сочиняют дети с различными уровнями развития воображения. Каждый участник может придумывать сколько захочет: одно-два предложения или целый самостоятельный кусок. Очень важно, чтобы все остальные внимательно его слушали и учитывали уже рассказанное при сочинении своей части. Взрослый может быть и инициатором, и направляющим.
На четвёртом этапе используем - игры – задания «Отгадай и покажи сказку». Ребенок придумывает какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек изображает ее. Зритель должен угадать, а затем рассказать и разыграть предложенную ситуацию. В этом случае ребенок не только создает и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой сюжет.
При успешном освоении всех четырёх этапов мы переходим к пятому этапу развития воображения детей дошкольного возраста, которые способны к организации коллективных самостоятельных режиссёрских игр, опираясь на личный опыт взаимодействия с окружающим и опосредованный опыт – это просмотр мультфильмов, чтение детской художественной литературы. Роль педагога на этом этапе заключается в создании и пополнении игровой среды, в мотивации на организацию режиссёрских игр.
Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческого воображения в игровой деятельности используем различные формы взаимодействия: анкетирование, родительские собрания, индивидуальные беседы, информационные буклеты, мастер-классы по изготовлению атрибутов, макетов к режиссёрским играм. На итоговом родительском собрании возможен показ видеофильма «Один день из жизни группы», где родители могут понаблюдать за играми детей.
Список литературы:
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – С.-Пб: СОЮЗ, 1997, 93с.
- Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Методические рекомендации. – Нижний Новгород, 1992, 21с.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996, 160с.
- Лещинская – Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Учеб.- метод. пос. Н.Н., 1999, 79с.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. С.-Пб.-2010, 176с.
Оставить комментарий