Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 33(203)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Биджева Д.А., Сижажева М.А. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 33(203). URL: https://sibac.info/journal/student/203/265918 (дата обращения: 22.11.2024).

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Биджева Даяна Арзадиновна

студент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

РФ, г. Нальчик

Сижажева Милана Анзоровна

студент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

РФ, г. Нальчик

АННОТАЦИЯ

В статье описаны определения понятий «творчество», «способности», «творческие способности», дан анализ трактовки этих понятий в современной научной литературе, рассмотрены факторы, влияющие на развитие творческих способностей. Автор дает своё собственное определение понятиям «творческие способности», «креативность».

ABSTRACT

The article describes the definitions of the concepts of "creativity", "abilities", "creativity", gives an analysis of the interpretation of these concepts in modern scientific literature, considers the factors influencing the development of creative abilities. The author gives his own definition of the concepts of "creativity", "creativity".

 

Ключевые слова: творчество, способности, творческие способности, креативность, развитие.

Keywords: creativity, abilities, creativity, creativity, development.

 

Одним из ведущих психологов, занимающихся анализом творческих способностей, был Б.М. Теплов.

Способности рассматривались Б.М. Тепловым в плане индивидуально-психологических различий. Дифференциальный момент он ввел в само определение понятия: "Во-первых, под способностями разумеются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого...". Далее в определении же отмечается, что способности "не сводятся" к знаниям, навыкам и умениям. Последнее означает, что, как ни велико для субъекта деятельности значение того, что можно усвоить, перенять, нельзя не учитывать и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических свойств, влияющие на успешность деятельности.

Понятие "одаренность" Б.М. Теплов определял, как "качественно своеобразное сочетание способностей" тем самым указывая, что различия по одаренности выступают не только в том, что у одного человека одаренность преимущественно в какой-то области, а у другого - в другой, но и в том, что люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей.

Б.М. Теплов отмечал сложную, опосредствованную зависимость развития способностей от их природных предпосылок, выступая тем самым против биологизаторских и механистических концепций различий между людьми по способностям.

О том, насколько подход Б.М. Теплова к пониманию индивидуальных различий не был односторонним или предвзятым, позволяют судить рассмотренные в монографии материалы о ранних проявлениях музыкальности. Во всех таких случаях, сколько-нибудь подробно описанных в литературе, а также в тех, которые Б.М. Теплову приходилось наблюдать лично, были обнаружены или прямая забота родителей о музыкальном развитии ребенка, или достаточное богатство музыкальных впечатлений.

Определение сущности творчества неразрывно связано с философским пониманием деятельности и развития.

Наиболее благоприятными возможностями для проявления творческой природы человека и развития его общих творческих способностей обладает музыкальная деятельность.

Структура творчески активной личности может быть представлена в виде системы, в которой каждый элемент низшего уровня является основой для формирования элемента высшего уровня:

- задатки – врожденные характеристики психофизиологической деятельности индивида как биологического существа;

- специальные способности – формирующиеся в процессе игровой, учебной и трудовой деятельности, способности индивида к определенному виду деятельности, основанные на природных задатках;

- творческие способности – сформировавшиеся в процессе конкретной деятельности потенциальные способности индивида к самостоятельному решению сложных творческих задач в любой деятельности;

- творческая активность – реализованные в деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей творческие способности, являющиеся показателем высокого уровня развития личности.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. // М.: Издат.центр «Академия», 2002. 320с.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. // М., 1963.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Поп. Пособие для родителей и педагогов. // Ярославль.: Академия развития., 1997. 238с.
  4. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. / Под. Ред. В.В. Богославского. // М.: Просвещение, 2020. 363 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.