Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(206)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ГРУППА СОПРОТИВЛЕНИЯ “БЕЛАЯ РОЗА”
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена изучению и систематизации материалов о деятельности подпольной группы «Белая роза», организованной студентами Мюнхенского университета в фашистской Германии. Подпольная антифашистская группа Сопротивления «Белая роза» не была организацией в полном смысле слова – создать организацию в нацистской Германии в те времена было вообще невозможно, – она представляла собой группу единомышленников, которых связывала личная дружба и готовность сопротивляться режиму. Члены группы Сопротивления «Белая роза» отличались от других антифашистских организаций тем, что вели ненасильственное сопротивление власти.
На Западе, и, в частности, в Германии, они популярны, их деятельность широко освещена в литературе и кино, в честь них названы многие объекты гражданской инфраструктуры. Но в постсоветских странах подвиг студентов Мюнхенского университета малоизвестен и недостаточно изучен. В Казахстане об этой организации знает только узкий круг специалистов.
Ключевые слова: группа сопротивления; Белая Роза; листовки; антиимпериализм; оппозиция.
«Weiße Rose» или «Белая роза» – подпольная антифашистская группа Сопротивления, которая существовала в Третьем Рейхе с 27 июня 1942 года по 22 февраля 1943 года, в период тоталитарной диктатуры НСДАП в 1933–1945 гг. Многие участники группы были подростками, которым не было и 25 лет, но их деятельность осознанно была направлена против нацистской партии и ее идеологии.
1. История названия группы Сопротивления «Белая роза»
Исследователи истории группы «Белая роза» считают, что название группы было выбрано по антивоенному роману «Белая роза» известного немецкого писателя Бруно Травена [1]. Книга с одноименным названием была издана в 1929 году в Германии. После прихода к власти национал-социалистов в 1933 году все книги Бруно Травена были запрещены в Германии из-за его антиимпериалистических взглядов. Бруно Травен (под псевдонимом Рет Мерут) с 1917 по 1921 год издавал журнал «Цигельбреннер» (в переводе «Обжигающий кирпичи»), в котором публиковались гневные статьи против милитаризма, буржуазного государства и религии. После обвинения его в соучастии в создании Баварской Советской Республики в Мюнхене бежал из страны в Мексику, таким образом избежав ареста.
В символике цветов белая роза символизирует всеобъемлющую любовь, духовность и счастье, недаром белая роза носит синонимическое название – роза мира. Называя организацию таким названием, участники группы заявляли о своих антивоенных убеждениях.
На допросе в гестапо после ареста Ганс Шолль попробует объяснить происхождение названия группы и выскажет предположение, что, возможно, выбрал это название, когда находился под впечатлением от одноименного малоизвестного стихотворения немецкого поэта XIX века Клеменса Брентано. Многие произведения Брентано были проникнуты передовыми тенденциями, в них он воспевал героев, для которых делом чести была защита интересов людей, страдающих от беззакония, жаждущих справедливости. К тому же, белая роза отражала чистоту и невинность перед лицом зла. [2]
Группа «Белая роза» была создана 27 июня 1942 года и просуществовала до февраля 1943 года. Группа была создана студентами Мюнхенского университета. Несмотря на недолгий период существования члены «Белой розы» внесли весомый вклад в борьбу против нацистского режима в Германии.
2. Состав группы и начало ее деятельности
Идея создания группы принадлежала Гансу Шоллю, студенту медицинского факультета Мюнхенского университета, и была поддержана его младшей сестрой Софи.
Ганс Шолль родился 22 сентября 1918 года, Софи родилась позже, в 1921 году, в семье мэра города Форхтенберг Роберта Шолля. Когда в 1933 году к власти пришел Гитлер, Ганс и Софи Шолль были еще подростками. Фашистская партия направляла свою деятельность на молодых людей, создавая институты, регулирующие их поведение и контролирующие их мысли. Будучи подростками, Ганс и Софи вначале были охвачены идеями национал-социализма. Ганс в 15 лет стал членом Гитлерюгенда – юношеской молодежной организации НСДАП, а Софи в 12 лет вступила в Лигу немецких девушек – женскую молодежную организацию в составе Гитлерюгенда. Ганс успешно поднимался по служебной лестнице и быстро дослужился до звания «фенлейнфюрера» - (буквально «лидер маленького знамени»). В 1936 году он был избран знаменосцем на одном из нацистских митингов, где начал сомневаться в правильности режима.
Родители Ганса и Софи, Роберт и Магдалина, придерживались немного других взглядов, их пугала агрессивная фашистская идеология. Дома они слушали иностранные радиостанции, которые сначала правительство не одобряло, а затем и вовсе запретило. Однако, их дети по-прежнему следовали правилам официальной идеологии. Через шесть месяцев трудовой повинности Ганса призвали в армию. Он был призван на Западный фронт, а затем участвовал в сражениях на Восточном фронте в качестве врача-стажера.
В мае 1942 года Софи Шолль поступила в Мюнхенский университет для изучения философии. Ганс к тому времени уже вернулся с фронта и учился на медицинском факультете. Ганс познакомил Софи со своими друзьями, которые образовали тесный круг, связанный общими интересами. [3].
В университете Ганс и Софи познакомились с Кристофом Пробстом, Вилли Графом и Александром Шморелем. Позже к ним присоединился профессор философии и музыковедения Мюнхенского университета Курт Хубер. Эти шесть человека стали ядром организации «Белая роза». Путь каждого из них в организацию был продиктован своими причинами.
Кристоф Пробст, благодаря своему отцу и матери, которая по происхождению была еврейкой, с детства воспитывался в условиях понимания ценности религиозной и культурной свободы. Как ученый он занимался изучением санскрита – древнеиндийского языка. Мировоззрение Кристофа противоречило нацистским идеям, которые оскорбляли человеческое достоинство, поэтому он сразу примкнул к организации.
Кристоф был женат и имел троих детей и не мог много времени уделять деятельности «Белой розы»; он не участвовал в написании всех первых 6 листовок, но при обыске гестапо у него был изъят материал с дизайном 7-й листовки, что указывало на его прямое участие в организации.
Вилли Граф примкнул к организации по религиозным убеждениям. Он родился в 1918 году в Кельне. С детства он воспитывался в религиозной атмосфере. В 11 лет он примкнул к католическому молодежному движению «Bund Neudeutschland» - «Союз новой Германии, которое было запрещено с приходом к власти НСДАП. В отличии от Ганса и других членов «Белой розы» изначально состоявших в Гитлерюгенд, Вилли не вступал в эту организацию, более того, он разорвал все связи с друзьями, которые в нее вступили. В 1934 году Граф присоединился к «Grauer Orden» - («Серый орден»), другому католическому движению, известному своей антинацистской риторикой. Вместе с другими членами этого движения он был арестован в 1938 году, но через три недели был амнистирован по общей амнистии в честь аншлюса Австрии. В 1940 году он был призван на фронт в качестве студента-санитара. Жестокое отношение к гражданскому населению, увиденные ужасы Варшавского гетто укрепили его убеждение в необходимости борьбы с фашизмом. В одном из писем к сестре с фронта он писал: ««Война здесь, на Востоке приводит к таким ужасам, которые я не мог себе представить… Просто немыслимо, что такое может происходить…[5]
Вернувшись с фронта, он сразу примкнул к «Белой розе», организованной Гансом Шоллем и Александром Шморелем. Графу отводилась роль рекрутера организации в других городах Германии во время поездки в Кельн, Бонн, Саарбрюккен, Фрайбург и Ульм с 20 по 24 января 1943 г. Он также участвовал в антинацистских и антигитлеровских кампаниях граффити. [6]
Александр Шморель родился в 1917 году и провел первые годы жизни в Оренбурге. Отец Александра был немцем, мать – православной русской. Ему едва исполнилось два года, когда от тифа умерла мать, и отец вторичным браком женился немке. Воспитание мальчика было поручено русской няне, которая воспитывала его в православных традициях. Во время Гражданской войны семья Шморель вместе с русской няней эмигрировала в Германию и поселилась в Мюнхене. Александр одинаково хорошо говорил на немецком и русском языках, посещал православный приход Мюнхенской церкви. В конце 1938 года он участвовал во вторжении в Судеты. Он увидел своими глазами зверства «освободителей исконно немецких земель», как называла солдат геббельсовская пропаганда. Уволившись в запас, он поступил на медицинское отделение Мюнхенского университета, где познакомился с Гансом Шоллем. Самым близким другом Александра в Мюнхене становится Кристоф Пробс, с которым они сблизились на почве осуждения политики нацистской Германии и поиска путей противостояния ему.
Ганс Шолль и Александр Шморель написали первые четыре листовки «Белой розы» перед тем, как 23 июля 1942 года их отправили на Восточный фронт вместе с Вилли Графом для «фронтовой стажировки», где вместе со своими товарищами он стал свидетелем жестоким обращением с советскими военнопленными и мирным населением оккупированных территорий СССР. Будучи убежденным противником большевизма, он все же с болью воспринимает то, что происходит с Россией, с русскими людьми. [7]
В октябре 1942 года он вновь возвращается в Мюнхен, где активизируется деятельность «Белой розы». Шморель принимает участие в выпуске пятой и шестой листовок «Белой розы», их распространении и нанесении антифашистских лозунгов «Долой Гитлера!» (нем. Nieder mit Hitler!) и «Свобода!» (нем. Freiheit) на стенах домов и других зданий. [8]
Самым старшим участником группы «Белая роза» был профессор философии и музыковедения Мюнхенского университета Курт Хубер. Он родился в 1893 году в Швейцарии и с детства был увлечен музыкой. После переезда с родителями в Германию, начал изучать философию и филологию. В 1927 году он получает должность профессора фольклорной музыки Мюнхенского университета.
Будучи противником большевистской идеологии, Хубер вначале питает надежду, на то, что нацисты смогут защитить страну от «угрозы большевизма». К тому же, нацисты из-за любви к немецкому «народному творчеству» стали оказывать государственную поддержку его исследованиям. Но вместе с успехом пришло недоверие к методам и целям, которые ставили перед собой нацисты. В конце 30-х годов выступая на музыкальной конференции, Курт Хубер не побоялся раскритиковать расистский подход в германском музыковедении. [9]
Курт Хубер был любим и уважаем многочисленной аудиторией студентов, которой профессор читал лекции по разным дисциплинам, не скрывая при этом собственной позиции – человека, ученого, гражданина. Курт настаивал на том, что всякий индивидуум обязан быть причастным к тому, что происходит в его стране, должен быть политически осведомленным и принципиальным. [10] Хубер вступил в контакт с движением «Белая роза» через студентов, посещавших его лекции, - Ганса Шолля и Александра Шмореля. Но поначалу Курт поначалу попытался отговорить своих учеников, говоря им что «Бесполезно, пока миллионы все еще верят каждому слову маньяка». [11]
В январе 1943 года Хубер помог отредактировать пятую листовку «Белой розы» и написал шестую листовку «Белой розы», призывающую положить конец национал-социализму. Это была последняя опубликованная листовка.
3. Листовки как средство борьбы
С мая 1942 года члены группы «Белая роза» стали печатать «Листовки «Белой розы» - напечатанные на пишущей машинке тексты, призывавшие жителей Германии к сопротивлению нацистскому режиму.
Костяк организации «Белая роза» днем жил обычной студенческой жизнью, а по ночам писал и печатал листовки, а также занимался их распространением по Мюнхену в условиях строжайшей секретности. Вскоре к ним примкнули их единомышленники – кто-то хранил у себя в подвале листовки, кто-то помогал доставлять их в другие города, кто-то поддерживал финансами. Жители Мюнхена, а затем и других городов находили эти листовки повсюду: на досках объявлений, в подъездах домов, прилавках магазинов, в телефонных будках, общественном транспорте. Через некоторое время листовки стали даже приходить по почте тысячам адресатов по всей Германии.
Всего было распечатано и распространено 6 листовок. Первые четыре листовки были распространены в период с июня по июль 1942 года.
Первая листовка начиналась с вопроса «Неужели немецкий народ в самом своем существе уж так коррумпирован и настолько разложился, что, не шевельнув пальцем и легко доверяя весьма спорной закономерности истории, поступается важнейшим, чем обладает человек и что возвышает его над любой другой тварью, а именно: свободной волей, свободой человека, воздействием на ход истории и подчинением его своему разумному решению?» Студенты призывали к сопротивлению говоря о том, что «каждый должен, осознавая свою ответственность, как член христианской и европейской культуры защищаться в этот последний час, как только он может, работать против заложников человечества, против фашизма и каждой подобной ему системы абсолютного государства».
Листовка утверждала, что «государство никогда не является смыслом, оно важно лишь как условие, при котором смысл человечества может быть выполнен, и этот смысл человечества есть не что иное, как развитие всех человеческих сил, прогресс. Если конституция государства мешает развитию сил, находящихся в человеке, мешает прогрессивному развитию духа, то она порочна и вредна, сколь бы продуманна и совершенна в своем роде она ни была».
Заканчивалась листовка воззванием к немецкому народу: «Оказывайте пассивное сопротивление – сопротивление – где бы вы ни находились; предотвращайте дальнейший бег этой атеистической военной машины… Не забудьте, что каждый народ заслуживает то правительство, которое он терпит!»
В конце листовки была сделана приписка «Мы просим Вас переписать этот листок с возможно большим количеством копий и распространить дальше!»
В содержании второй листовки осуждалось массовое убийство евреев в Польше: «с момента завоевания Польши триста тысяч евреев в этой стране были убиты самым зверским способом. В этом мы усматриваем ужасающее преступление над достоинством людей, преступление, которому не было равных во всей истории человечества».
Члены «Белой Розы» считали, что это – «самое страшное преступление против достоинства человека». Они приписывали вину молчаливому большинству в Германии: «Но нет ему оправдания, каждый виновен, виновен, виновен!», потому что своим молчанием это большинство содействовало «возникновению этого режима» и «терпит это правительство, которое взвалило на себя бесконечную вину».
В третьей листовке «Белой Розы» члены подпольной группы характеризовали существующий режим: «наше сегодняшнее «государство» есть диктатура зла», утверждая, что «каждый человек имеет право на полезное и справедливое государство, которое обеспечивает как свободу каждого в отдельности, так и благо всех вместе».
Подпольщики хотели пробудить в людях сомнения, подорвать веру в Гитлера, показать немцам, что они сами виноваты во всем происходящем и ослабить нацистский режим. Листовки призывали к саботажу, чтобы разрешить политический беспорядок, царящий в стране: «У нас нет большого выбора этих средств, только одно находится в нашем распоряжении – пассивное сопротивление. Саботаж на оборонных предприятиях, саботаж на всех собраниях, митингах, торжествах, во всех организациях. Саботаж всех мероприятий культурного характера, которые могли бы «поднять» фашистов в глазах народа. Саботаж во всех отраслях изобразительного искусства. Саботаж во всех печатных изданиях, всех газетах, финансируемых правительством, борющихся за его идеи, за распространение коричневой лжи».
Заканчивался текст третьей листовки словами о том, что сопротивление преступному государству, в котором господствует режим насилия, должно стать «моральной обязанностью» каждого немца.
В четвертой листовке авторы призывают не верить официальной пропаганде: «Печаль приходит в родные дома, и некому вытереть слезы матери. Гитлер обманывает тех, чье самое дорогое он украл и отправил на бессмысленную смерть. Каждое слово, исходящее из уст Гитлера – ложь: если он говорит «мир», то подразумевает войну».
Дальше в листовке содержались призывы к немецкому народу: «мы пытаемся достичь обновления тяжело уязвленного немецкого духа изнутри. Предпосылками этого возрождения должны быть четкое осознание всей той вины, которую немецкий народ взвалил на себя, а также беспощадная борьба против Гитлера и его многочисленных приспешников, членов партии, коллаборационистов и т. п.»
Листовка закачивалась такими строками: «Мы не молчим, мы – Ваша нечистая совесть. «Белая роза» не даст Вам покоя! Пожалуйста, размножьте и перешлите дальше!»
Можно видеть, что постепенно тон листовок становился все жестче, а призывы все радикальнее. География распространения листовок с пятой листовки стала расширяться.
Рисунок 1. Карта распространения листовок «Белой розы» Фотография [12]
После перерыва, связанного с нахождением Ганса Шолля и его единомышленников на фронте, в январе 1943 года в большом количестве появилась пятая листовка под названием «Листовки группы сопротивления в Германии. Призыв ко всем немцам!», но теперь с участием профессора Курта Хубера.
Впервые в таком количестве листовки были доставлены в другие города и распространены там. При этом помогали друзья в Ульме, Штутгарте, Саарбрюккене и Гамбурге. Главная весть звучала так: «С математической точностью Гитлер ведет свой народ в бездну. Гитлер не может выиграть войну, он может лишь затянуть ее!».
В листовке набатом звучат предупреждение и убеждение: «Скоро наступит день ужасного, но справедливого суда над теми, кто был так труслив и нерешителен. Чему учит нас финал этой войны, которая никогда не была национальной? Империалистический насильственный образ мышления, откуда бы он ни происходил, должен быть обезврежен на все времена».
Листовка завершается призывом: «Каждый народ, каждый в отдельности, имеет право на блага мира! Свобода слова, вероисповедания, защита каждого гражданина от произвола преступных государств-агрессоров – вот принципы новой Европы. Окажите поддержку движению Сопротивления, распространяйте листовки!»
В отличие от первых четырех листовок, пятая листовка отличалась лаконичностью и ясностью изложения. Листовки стали доступны большему количеству людей, рассылка из разных городов создавала видимость большой и хорошо организованной группы. Всего было изготовлено свыше 6000 копий: члены небольшой подпольной группы трудились допоздна, печатая и размножая «тайную почту», как друзья называли свои листовки.
Когда закончились марки, члены «Белой розы» стали разносить их по почтовым ящикам, подвергая себя большой опасности. Гестапо, обеспокоенное массовым появлением листовок стало устраивать облавы, устанавливать списки «неблагонадежных», контролировать пассажиров поездов. Однако слежка ничего не дала.
Текст шестой листовки составил профессор Курт Хубер. Она была написана под влиянием официального сообщения о поражении 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом. Это известие привело участников «Белой розы» к мысли о необходимости срочных действий.
Текст шестой листовки начинался со слов: «Студенты! Студентки! Наш народ потрясен гибелью воинов под Сталинградом. Гениальная стратегия ефрейтора мировых войн бессмысленно и безответственно погнала триста тридцать тысяч немцев на гибель. Спасибо, фюрер!».
Студенты призывали немцев навсегда распрощаться с прусским милитаризмом и освободиться от национал-социализма, иначе в противном случае им «придется самим испытать то, чему подвергается еврейское население страны».
Активисты «Белой розы» требовали «вернуть нам свободу личности – самое ценное, что есть у немцев и чего нас лишили самым подлым способом. Мы выросли в государстве, которое беспощадно подавляет любое свободное выражение мысли.»
«Немецкое имя будет опозорено навечно, если немецкая молодежь наконец не восстанет, не отомстит и не встанет на путь искупления, не уничтожит своих палачей и не построит новую высокоморальную Европу», – писали они.
Благодаря Хельмуту фон Мольтке, основателю кружка Крайзау, эта листовка попала в Англию через Скандинавию. Сотни тысяч таких листовок были сброшены над Германией британскими самолетами в конце 1943 года. Теперь они были озаглавлены: «Немецкая листовка — манифест мюнхенских студентов».
Как образец будущего студенты видели федеративную Германию в составе объединенной Европы.
Шестая листовка стала последней, роковой листовкой подпольной группы Сопротивления «Белая роза». В январе 1943 года Пробст написал черновик седьмой листовки, которую передал Гансу Шоллю. Однако она так и не была распространена.
4. Провал группы и судьбы членов «Белой розы»
В январе 1943 года в Мюнхенском университете начали подниматься студенческие протесты. Члены «Белой розы» решили принять участие в агитации студентов. Они распечатали 1300 листовок для распространения.
18 февраля около 11:15 1943 года Софи Шолль совершила роковую ошибку, скинув во время лекции 80 листовок с лестницы в атриум Мюнхенского университета. Это увидел охранник Якоб Шмид и вызвал гестапо. При их поимке у Ганса с собой оказался черновик седьмой листовки, который он не успел уничтожить. В результате обыска в квартире Софи было найдено письмо к Пробсту, после чего он был также арестован.
Арест не был освещён в прессе и не вызвал протестов со стороны других студентов. Ганс пытался защищать сестру, но она полностью взяла на себя ответственность за участие в «Белой розе» и сама пыталась отвести обвинение от друзей, в том числе отца троих детей Пробста. Гестапо было готово проявить к ней снисхождение, если она выразит сожаление о своей деятельности против нацизма. Софи отказалась, так как не хотела предавать остальных.
Дело «Белой розы» дошло до правительства в Берлине и воспринималось как посягательство на саму национал-социалистическую идею. Открытый процесс над Гансом и Софи Шоллями и Кристофом Пробстом состоялся в Народной судебной палате 22 февраля 1943 года. Суд длился недолго: с полдесятого утра до двух часов дня.Все трое были признаны виновными в государственной измене и приговорены к смертной казни. В приговоре отмечалось: «Обвиняемые призывали к саботажу военной промышленности, они осуждали национал-социалистический образ жизни нашего народа, пропагандировали пораженческие настроения и наихудшим образом отзывались о фюрере. Тем самым они играли на руку врагам Рейха и подрывали обороноспособность страны. За это им придется заплатить своей жизнью».
Сразу же после оглашения приговора Шоллей и Пробста повезли в тюрьму Штадельхайм (нем. «Stadelheim») для казни. Через несколько часов они были казнены на гильотине. Сотрудники тюрьмы вспоминали, что Софи мужественно вела себя перед казнью. Её последними словами были «Солнце ещё светит». [14] Последними словами Ганса Шолля перед казнью были: «Да здравствует свобода!» [15]
Хотя об их смерти почти не упоминалось в немецких газетах, они привлекли внимание за границей. 6 марта 1943 года заметка о казни Софи и Ганса Шоллей и Кристофа Пробста появилась в «Красной звезде». В апреле «The New York Times» писала о студенческой оппозиции в Мюнхене. В июне 1943 года Томас Манн в передаче BBC, адресованной немцам, рассказал о действиях «Белой розы».
Вскоре были арестованы и остальные члены "Белой розы". 19 апреля 1943 года состоялся суд, в приговоре было перечислено 14 фамилий. Все они с удивительной стойкостью и мужеством вели себя во время допросов и судебных процессов.
Большое впечатление на участников процесса оказали слова Курта Хубера: «…Я добивался пробуждения студенческих кругов не организацией, а простым словом. Я призывал не к насилию, а к нравственному взгляду на то, какой огромный вред нанесен политической жизни страны. Возвращение к чистым моральным принципам, к правовому государству, к взаимному доверию между людьми – это не противозаконно, даже наоборот, это – возрождение законности… Я прошу и заклинаю Вас в этот час судить молодых людей творчески, в прямом смысле этого слова. Не диктат властей, а чистый голос совести должен говорить в Вас – голос, который обращает внимание на убеждения, явившиеся причиной поступка. Эти намерения, вероятно, были самыми бескорыстными и идеальнейшими, какие только можно себе представить! Стремление к абсолютной справедливости, честности, правдивости в жизни государства…» [16]
Александр Шморель, Вилли Граф и Курт Хубер были приговорены к смертной казни. 13 июля 1943 года Александр Шморель и Курт Хубер были гильотированы в тюрьме Штадельхайм (нем. «Stadelheim»). После шестимесячного содержания в одиночной камере 12 октября 1943 года был казнен на гильотине Вилли Граф. Другие участники «Белой розы» были приговорены к различным тюремным срокам.
5. «Белая роза» в памяти потомков
Борьба и гибель участников «Белой розы» не были напрасными. Принципы, за которые они выступали – свобода убеждений, справедливость, возрождение прав и закона – лежат в основе сегодняшней жизни и чтятся потомками.
В 1987 году в Мюнхене родные и близкие погибших, а также участники группы сопротивления основали фонд «Белая роза», цель которого не предать забвению подвиг участников группы, а также информировать общественность об их деятельности. [17]
Многие школы, улицы и другие места по всей Германии названы в честь членов «Белой розы». Например, школы и университеты: Städtisches Sophie-Scholl Gymnasium (Мюнхен), Geschwister-Scholl-Institut für Politikwissenschaft (Исследовательский институт Мюнхена). Обе площади перед главным зданием Мюнхенского университета названы именами участников группы: площадь брата и сестры Шолль и площадь профессора Хубера. В студенческом городке Мюнхена все улицы названы именами участников группы "Белая роза».
Одна из литературных премий Германии называется Geschwister-Scholl-Preis (премия «Scholl Siblings»). В 1980 году баварское отделение Биржевого союза немецкой книготорговли и город Мюнхен учредили в честь Ганса и Софи Шолль литературную премию «за «…моральную, интеллектуальную и эстетическую смелость». [18]
По всему Мюнхену установлено несколько памятников «Белой розе». Самым значительном напоминанием об их деятельности является «памятник» на вымощенной мостовой перед зданием университета — на том самом месте, где были арестованы основатели группы. Бронзовые копии листовок «Белой розы» беспорядочно «разбросаны» по тротуару. [19] Говорят, что Софи Шолль выбросила оставшиеся листовки в воздух, увидев сотрудников гестапо, которые пришли арестовывать участников движения Сопротивления. Площадь, на которой находится мемориал, теперь носит название «Гешвистер-Шолль-Плац» («Площадь брата и сестры Шолль»), а на территории атриума юридического корпуса установлен бюст Софи Шолль.
Имя Александра Шмореля носят площади в Мюнхене и пригороде Франкфурта-на-Майне, мемориальная доска в его честь установлена в центре Старого города в Иерусалиме. В 2012 году Александр Шморель был канонизирован Русской Православной церковью как святой Александр Мюнхенский. [20]
В 2017 году Почта России выпустила маркированный художественный конверт к 100-летию со дня рождения героя-антифашиста Александра Шмореля. Широкую известность получила книга Игоря Храмова «Александр Шморель», вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» в 2018 году.
В 2019 году вышла в свет книга «Святой против рейха. Александр Шморель – православный святой немецкого Сопротивления» под авторством Перекрестовой Елены. [22] В Оренбурге (родине А. Шмореля) с 2004 года существует мемориальный выставочный центр "Белая роза" в стенах Оренбургского государственного педагогического университета - это аналог музея "Белой розы" в Мюнхенском университете Людвига и Максимилиана. С 2000 года 16 сентября на общегородской церемонии четырем оренбургским студентам двух университетов вручаются именные стипендии Александра Шмореля.
Именем «Белой розы» назван астероид 7571 Weisse Rose. [23]
Конечно же мир кино не мог обойти настолько важную и интересную тему. Снятых на широкий прокат я смог найти три полнометражных фильма.
Фильм «Софи Шолль: Последние дни» немецкого режиссера Марка Ротемунда. Действие картины происходит в феврале 1943 года. Представители студенческого движения сопротивления распространяют листовки в здании Мюнхенского университета. 18 февраля Софи и её брата Ганса арестовывают. С этого момента им остаётся жить шесть дней. В течение всего этого времени допросы Софи в гестапо перерастают в напряжённую психологическую дуэль... Фильм номинирован на Оскар 2006 г. за лучший фильм года на иностранном языке, имеет ряд премий Европейской киноакадемии и Берлинского международного фестиваля. [24]
В фильме «Последние 5 дней» режиссер Перси Адлон посмотрел на последние пять дней жизни Софи Шолль с точки зрения Эльзы Гебель, христианской социалистки, заключенной вместе с ней в одной камере. Фильм – номинант Венецианского кинофестиваля 1982 года и Каннского молодежного кинофестиваля 1983 года. [25]
В основу сюжета психологической драмы «Белая роза» 1982 года лежит история Ганса и Софи Шолль. Они стоят в центре небольшого студенческого отряда, который выступает против нацизма, распространяет антигитлеровские листовки и борется против режима в Мюнхене и других местах. [26]
С каждым днем нацистская идеология вызывала у них все большее отвращение, и они приняли решение бороться против нее доступными средствами.
Осознав уродство фашистских идей, они пытались противостоять им, мягко, без насилия, просто убеждая соотечественников в низменности пропагандируемых идеалов.
Список литературы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)
- Н.Н.Новикова «Символика розы в лирическом цикле Клеменса Брентано «Романсы о розалии» журнал «Мир науки, культуры, образования, №6, 2017 г
- https://picture-allianct/dрa
- https://www.findagrave.com/memorial/20683/christoph-hermann_ananda-probst
- https://www.britannica.com/topic/White-Rose
- https://www.nationalww2museum.org/war/articles/sophie-scholl-and-white-rose
- http://solidarizm.ru/txt/fipos.shtml
- https://kultura.orb.ru/record/view?id=166
- https://holocaustmusic.ort.org/ru/resistance-and-exile/huber-kurt/
- https://www.peoples.ru/state/statesmen/kurt_huber/
- https://www.nationalww2museum.org/war/articles/sophie-scholl-and-white-rose
- https://www.weisse-rose-stiftung.de/wp-content/uploads/pdf/Flugblaetter-ru-flyer.pdf
- https://www.gdw-berlin.de/en/recess/topics/15-the-white-rose/
- http://solidarizm.ru/txt/fipos.shtml
- https://www.partner-inform.de/partner/detail/2013/7/235/6143/belaja-roza?lang=ru
- https://daz.asia/ru/belaya-roza-antifashistskoe-studench/
- https://www.vokrugsveta.ru/article/224980/
- https://account.travel/place/weisse-rose-pavement-memorial.html
- https://www.livelib.ru/award/143-premiya-gansa-i-sofi-sholl
- https://www.miloserdie.ru/article/svyatoj-antifashist/
- https://www.vokrugsveta.ru/article/224980/
- https://www.labirint.ru/books/704824/
- https://ru.frwiki.wiki/wiki/(7571)_Weisse_Rose
- https://www.kinopoisk.ru/film/92797/
- https://www.kinopoisk.ru/film/188790/
- https://en.wikipedia.org/wiki/F%C3%BCnf_letzte_Tage
Оставить комментарий