Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(206)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО БРАКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
LEGALIZATION OF RELIGIOUS MARRIAGE: PROBLEMS AND PROSPECTS
Anastasia Tolstikova
is a student, in the field of training 40.02.01 Law and social security organization, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),
Russia, Rostov-on-Don
Olga Bruzhukova
scientific supervisor, Candidate of Economic Sciences, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia),
Russia, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются возможности реализации идеи легализации религиозного брака в России. Прорабатывается вопрос о возможности государственной легализации религиозного брака с учетом его последующей регистрации в органах ЗАГС Российской Федерации.
ABSTRACT
This article discusses the possibilities of implementing the idea of legalizing religious marriage in Russia. The issue of the possibility of state legalization of religious marriage, taking into account its subsequent registration in the Registry Office of the Russian Federation, is being worked out.
Ключевые слова: Брак, религиозный брак, юридическая сила, религия, верующие.
Keywords: Marriage, religious marriage, legal force, religion, believers.
Религиозная форма брака известна с древних времен, только в 1580 году в Нидерландах появилась его светская форма. В мире государственная регистрация брака осуществляется в религиозной и светской форме. В зависимости от формы брака страны делятся на три группы. В первую группу входят государства, юридические последствия которых заключаются только в браке, зарегистрированном в государственных органах (Россия, Франция, Бельгия, Германия, Швейцария, Нидерланды, Япония). Вторая группа состоит из стран (Великобритания, Дания, Испания, Италия, некоторые штаты США), в которых брак может быть заключен как гражданским, так и религиозным образом. Чтобы полностью законно признать брак, заключенный в религиозной форме в Италии и Испании, он должен быть зарегистрирован государственными органами. В третью группу входят страны, в которых можно вступать в брак только в религиозной форме (некоторые штаты США, некоторые провинции Канады, Ирак, Иран) [1].
Религия всегда присутствует в жизни человека, считающего себя религиозным, либо агностиком или атеистом.
Сегодня на продолжительность брака влияет не религиозное сознание и форма брака, а современные устои региона, изменение роли женщины в семье из-за ее участия в хозяйственной деятельности и, в меньшей степени, в народных традициях.
Сегодня существует два варианта легализации религиозных браков:
1. Регистрация и брак должны быть разделены, а религиозный брак являлся бы основанием для государственной регистрации брака. Данное предложение [2] отражено в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года (публичный проект) (РАЗДЕЛ 3 проекта Концепции. Часть 5. абзац). Концепция утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р без упоминания венчания в качестве основания для регистрации брака. 2 декабря 2017 года в Русской православной церкви был принят документ "о канонических аспектах церковного брака", в котором говорилось: "... В странах, не имеющих гражданских последствий, церковный брак заключается после государственной регистрации брака"[3], поэтому Русская Православная Церковь вряд ли одобрит этот вариант, поскольку ислам не связывает церемонию заключения брака с государственной регистрацией брака в исламе.
2. В настоящее время с развитием цифровых технологий появились новые условия легализации религиозных браков, которые стали возможны после принятия Федерального закона от 23 июня 2016 года №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" [4] (далее- Закон №. 219-ФЗ) О создании единого (электронного) государственного реестра актов гражданского состояния. В результате появилась возможность предоставить представителям конфессиональных организаций, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, право регистрации брака и включения его в Единый реестр, что позволило им получить доступ к электронной базы данных Единого (электронного) государственного реестра актов гражданского состояния. Тем самым регистрировав брак с помощью электронной подписи. Признание религиозного брака государством как порождающего права и обязанности происходит при условии выполнения представителями конфессий, заключающими такой брак, проверки на предмет отсутствия препятствий к браку по закону государства. В Закон N 219-ФЗ внесено четыре изменения, Единый (электронный) государственный реестр только вводится. Необходимо дать время на возможную дополнительную правовую проработку и после ввести в действие предложенные нами нормы, если они будут приняты.
Религиозные чувства требуют уважения со стороны государства, в то же время, по словам П.В. Крашенинникова, "семейная сфера правового регулирования требует очень взвешенного и аккуратного регулирования"[5].
Список литературы:
- Гражданское и торговое право зарубежных стран / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 614 — 615; Скаридов А.С. Международное частное право. СПб., 1998. С. 496.
- Гавриш И.В. Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 10 — 14.
- Сайт Русской православной церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html (дата обращения: 27.10.2022).
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" // Российская газета. 2016. 28 июня. URL: https://rg.ru/2016/06/28/akt-dok.html (дата обращения: 07.11.2022).
- Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3.
Оставить комментарий