Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(209)

Рубрика журнала: Социология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Хачатрян М.С. ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 39(209). URL: https://sibac.info/journal/student/209/271554 (дата обращения: 27.11.2024).

ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭТАПАХ

Хачатрян Маргарита Самвеловна

студент, Факультет государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена проблема соотношения элитарной и массовой культур на различных исторических этапах, предпринята попытка охарактеризовать и изучить понятия элитарной и массовой культур с точки зрения их взаимосвязи.

ABSTRACT

The article deals with the problem of the relationship between elite and mass cultures at various historical stages, an attempt is made to characterize and study the concepts of elite and mass cultures from the point of view of their relationship.

 

Ключевые слова: массовая культура; элитарная культура; элитология.

Keywords: mass culture; elite culture; elitology.

 

Массовая культура – это понятие, введенное в XX веке в тексте труда немецкого философа и социолога Макса Хоркхаймера, характеризует особый тип производства и потребления культурных продуктов, обычно характерных для общей массы людей [3]. На становление массовой культуры оказали влияние некоторые процессы, проходившие во всем обществе, например, индустриализация, которая создала массовое производство, сформировала и массовое потребление.

В противопоставление массовой культуре существует культура элитарная. Понятие «элитарная культура» образовано от слова «элита» – «избранный, лучший». Элитарная культура – это та форма культуры, которая характеризуется высоким уровнем осмысления реальности, уникальностью и духовным наполнением культурных продуктов, направлена на узкий круг потребителей. Основной целью элитарной культуры является формирование направлений для духовного развития общества.

Проблема соотношения элитарной и массовой культуры возникла на рубеже XIX и XX веков. Массовая культура являлась противоположностью элитарной культуры и оценивалась многими учеными, как угроза для искусства.

Однако формирование массовой культуры возникло гораздо раньше. Так, например, в V веке до нашей эры в Греции возникли первые театральные постановки, посвященные богу виноделия Дионису. Актеры наряжались в шкуры животных, надевали маски, выражающие различные эмоции, и развлекали пришедшую публику. Напротив, поэма древнегреческого поэта-сказителя Гомера «Илиада», рассказывающая о событиях Троянской войны, является объектом элитарной культуры.

Массово-зрелищная культура также развивалась и в Древнем Риме. Существовали Римские игры, особое внимание уделялось гладиаторским боям, которые во II веке до нашей эры были объявлены частью публичных зрелищ и даже устраивались на поминках знатных лиц (такие бои носили название погребальных игр) [1]. Гладиаторские бои были особым средством для продвижения во власть, так как организатор таких боев приобретал популярность среди граждан и мог рассчитывать на поддержку в выборах на государственную должность. Существовала и другая форма зрелищ – сатура, комические постановки на бытовые темы с элементами пения, музыки и танцев. Хоть основа театра и была заимствована у древних греков, римляне придумали свои представления, например, пантомима и балет.

Церковь, осуждавшая бесовские карнавалы и маскарады, была против различных постановок, однако она разрешала показывать театрализованные диалоги на библейские темы, так появилась литургическая драма, но постепенно в нее стали проникать народные, комические и бытовые элементы. В 1210 Папа Римский Иннокентий III издал указ о запрещении показа литургических драм в храмах, теперь показ евангельских эпизодов был вынесен на паперть [2]. Это была одна из первых попыток ограничить распространение массовой культуры.

Театр приблизился к своему классическому виду лишь в эпоху Возрождения, тогда интерес к культуре Античности пробудил интерес к Античному театру. В середине XVI века в Италии впервые в Европе на сцену поднялись актеры-профессионалы, и были разработаны принципы профессионального сценического театра. Вершиной театра эпохи Возрождения стало творчество Уильяма Шекспира. Во времена Шекспира театр считался развлечением низкого рода, а драма не считалась высоким искусством, ее авторы не пользовались уважением.

Однако уже к концу XVI–XVII веков в Европе все более популярными становились придворные театры, зародившие сначала в Италии, затем в Англии, Испании, Франции и Германии, а потом и в России, являя собой яркий пример элитарной культуры, которая характеризовалась высоким уровнем актерской игры и пышностью декораций, и была доступна лишь высшим слоям общества при королевском дворе. На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, это были произведения Генрика Ибсена, Бернарда Шоу, Герхарта Гауптмана, Ромена Роллана и других писателей. Бернард Шоу выступал за театр высоких идей, который бы мог научить мыслить, а, значит, действовать, он положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителя.

Проведя сравнительный анализ массовой и элитарной культуры, можно выделить следующие особенности последней: элитарная культура создается высококвалифицированными профессиональными творцами, она сложна для понимания, часто требует особых знаний, создание культурного продукта – процесс трудоемкий, произведения элитарной культуры обладают исключительной уникальностью. В свою очередь, являясь противоположностью элитарной культуры, массовая культура ориентирована на удовлетворение и формирование запросов широких слоев населения и зачастую оценивается, как угроза для искусства. Однако как показывает вышеприведенный анализ соотношения двух изучаемых видов культур на различных исторических этапах – элитарная и массовая культура являются взаимосвязанными элементами, которые зачастую не могут существовать друг без друга.

 

Список литературы:

  1. Багдасарьян, Н. Г.  Культурология: учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 410 с.
  2. Бураченко, А. И.  История театра и кино: практическое пособие для вузов / А. И. Бураченко. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 47 с.
  3.  Культурология: учебное пособие для вузов / И. Ф. Кефели [и др.]; под редакцией И. Ф. Кефели. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 165 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.