Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(213)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЕВ ИНДОНЕЗИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ВО ВРЕМЯ ПРОЦЕССА «ПРОБУЖДЕНИЯ НАЦИИ»
CHARACTERISTICS OF THE LAYERS OF INDONESIAN SOCIETY THE PROCESS OF "NATIONAL AWAKENING".
Elizaveta Marutina
Student, Department of Russian as a Foreign Language and methods of its teaching, Saint Petersburg State University,
Russian, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В конце XIX-начале XX веков колонизаторы покорили последние суверенные княжества и области на территории современной Индонезии. Это ознаменовало переход к империалистическим методам эксплуатации гигантского архипелага, а также долгому этапу «национального пробуждения» индонезийской нации. Настоящая статья ставит своей целью проанализировать основные слои индонезийского общества в начале прошлого века.
ABSTRACT
In the late XIX-early XX centuries, the colonialists conquered the last sovereign principalities and regions on the territory of modern Indonesia. This marked the transition to imperialist methods of exploitation of the giant archipelago, as well as the long stage of the "national awakening" of the Indonesian nation. This article aims to analyze the main strata of Indonesian society at the beginning of the last century.
Ключевые слова: Индонезия, империализм, колониализм, национализм.
Keywords: Indonesia, imperialism, colonialism, nationalism.
В конце XIX-начале XX веков колонизаторы покорили последние суверенные княжества на территории современной Индонезии. Это ознаменовало переход к империалистическим методам эксплуатации гигантского архипелага, где проживало 38 млн. человек (в 1905г). Важным фактором империалистической эксплуатации Индонезии колонизаторами являлся вывоз капитала. Этому способствовала политика “открытых дверей”, проводившаяся колонизаторами. Дання политика предусматривала привлечение иностранного капитала в Индонезию (в частности, английского и американского капиталов). Нидерландам было выгодно проводить такую политику. В тоже время голландцы хотели и пытались сохранить ключевые экономические позиции [3, с. 70-71].
Также большое внимание на зарождение и развитие процесса национального пробуждения повлиял “этический курс” голландских властей, который проводился с 1901 года. Целью же данного “курса” являлось смягчение противоречий между колониальными властями и коренными жителями архипелага. Для достижения этих целей колонизаторы планировали поощрять мануфактуры и мелкое производство местных жителей, реализовывались программы ирригации, трансмиграции, программа создания “банков народного кредита”, чтобы избавить население от ростовщиков- “чужеземных азиатов” (под которыми стоит понимать китайцев), программа “народного просвещения”, здравоохранения, воспитания приверженности культурным ценностям Запада, чтобы вывести индонезийцев из-под влияния политизированного ислама.
Однако все эти программы были плохо реализованы. Колониальные власти не добились должных результатов. “Этический курс” голландских властей привел к обострению противоречий между колониальными властями и членами индонезийского общества, возросла социальная напряженность в обществе, усилилась дискриминация по национальному признаку в различных сферах, в обществе сохранялся низкий уровень жизни. Однако “этический курс” способствовал созданию образованной по европейскому образцу прослойки индонезийского общества, которые потом принимали активное участие в национально-освободительном движении [1, с. 277-283].
Высший слой индонезийского общества составляли служилая аристократия и феодалы [3, с. 71]. Многие из числа феодалов и аристократии были недовольны своим низшим и средним положением в колониальном аппарате, разницей в жалованиях между голландскими чиновниками и чиновниками из числа коренных жителей архипелага, которые имели аристократическое происхождение. И хотя в начале XX века служилая аристократия и феодалы были опорой колониальных властей, из этого слоя индонезийского общества потом вышло много будущих лидеров национально-освободительного движения.
Основную массу индонезийского населения составляло крестьянство (примерно ⅔ населения). Хотя колониальные власти старались сохранить деревенскую общину, империалистические методы способствовали развитию капиталистических отношений в деревне. Крестьяне находились под гнетом налогов и трудовых повинностей. Именно поэтому крестьянские массы стали отличной базой для национальной борьбы в борьбе с гнетом со стороны колониальных властей и феодалов [2, с. 12-13].
По разным данным в колонии в началу 20-х годов 20 века в колонии было более 500 тыс. пролетариев современного типа [3, с. 71]. В начале 20 века в Индонезии возникло рабочее движение. В Индонезии не существовало рабочего законодательства, заработная плата рабочих была низкой, а рабочий день был практически не ограничен. Особенно тяжким было положение контрактных рабочих на плантациях, так как там широко применялось экономическое принуждение к труду. Также немаловажным фактором было то, что большинство рабочих было занято на предприятиях иностранного капитала, из-за этого ряда причин рабочее движение имело антиимпериалистическую направленность и сразу же стало частью национально-освободительного движения.
Национализм в Индонезии зарождался в условиях, когда национальная буржуазия была чрезвычайно слаба даже по сравнению с буржуазией в других колониальных странах. Индонезийской буржуазии приходилось конкурировать с иностранным и китайским капиталом, так как китайский капитал, в основном, выполнял посреднические и компрадорские функции. Голландский империализм тоже тормозил развитие национальной индонезийской буржуазии, колониальные власти поддерживали иностранный капитал в ущерб индонезийскому производству. Также развитие буржуазии в Индонезии затрудняло наличие многочисленных пережитков феодализма, которые помогали консервировать колониальные власти, все это остро ощущала формировавшаяся буржуазия. Эти действия обострили противоречия между буржуазией и колонизаторами [2, с. 20-23].
Постепенно формировалась индонезийская торговая буржуазия, однако несмотря на свое развитие индонезийский торгово-ростовщический капитал уступал в конкурентоспособности китайскому и арабскому капиталам. В 1905 году насчитывалось около 400 тысяч индонезийцев, считавших своим основным занятием торговлю.
Индонезийская промышленная буржуазия была в основном представлена владельцами предприятий мануфактурного типа и полукустарными предприятиями. В годы первой мировой войны, в связи с нарушением нормальных экономических связей между Нидерландами и Индонезией возникли первые фабрики, которые производили различные товары, которые не регулярно поступали в Индонезию. Часть этих предприятий было основано представителями индонезийской промышленной буржуазии. Колониальные власти в период войны поощряли такой тип промышленности, но говорить о индустриализации в Индонезии в это время нельзя, так как развитие национальной промышленности ущемляло интересы иностранного капитала, более того, большинство таких предприятий обанкротилась через некоторое время после войны из-за недостатка капитала.
К мелкой буржуазии принадлежали определенные слои крестьянства, которые стали на путь капиталистических отношений и мелкого товарного производства. Большинство индонезийских торговцев занималось мелкой и розничной торговлей и принадлежали не столько к буржуазии, как к мелкой буржуазии [2, с. 23].
К мелкобуржуазным слоям индонезийского населения относилась и бόльшая часть интеллигенции. Первое время подавляющее большинство людей с европейским образованием составляли выходцы из аристократической среды. Также многие представители интеллигенции, которые происходили из числа обедневших аристократических родов, которые работали служащими, врачами, журналистами, учителями, ничем не отличались от мелкобуржуазных интеллигентов-разночинцев. Из числа мелкобуржуазной интеллигенции вышли такие лидеры национально-освободительного движения как: Чокроаминото, Ки Хаджар Деванторо. Подлинно буржуазной по своему социальному статусу и доходам индонезийской интеллигенции почти не было. Местом, где концентрировалась интеллигенция стал остров Ява, потому что там можно было получить современное высшее образование и найти применение своим знаниям. Интеллигенция очень остро реагировала на проявления колониального гнета и дискриминации по национальному признаку. Роль мелкой буржуазной интеллигенции в национально-освободительном движении очень велика, ведь именно интеллигенция являлась одним из главных выразителей общеиндонезийского национального самосознания, именно ее представители выработали идеологию, планы действий, программы для ведущих радикальных и массовых политических организаций [2, с. 24-25].
Таким образом, индонезийское общество начало прошлого века было крайне неоднородным, однако в нем уже зрели те классы и слои, которые и стали основной национального движения.
Список литературы:
- Бандиленко Г.Г. Гневушева Е.И. Деопик Д.В. Цыганов В.А. История Индонезии. Ч.1. :Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1992. 413 С.
- Беленький А.Б. “ Идеология национально-освободительного движения в Индонезии 1917-1942 гг.”.- М.:изд-во Наука.- 620 С.
- Индонезия: Справочник : научное издание / Ин-т востоковедения АН СССР ; ред. Н. А. Симония, Л. Ф. Пахомова. - М. : Наука, 1983. 80 С.
Оставить комментарий