Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 5(217)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В КУЛЬТУРУ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается понятие обучения и его взаимосвязь, взаимообусловленность с культурой. Обучение является одним из основных способов вхождения ребенка в культуру и усвоения им моральных, нравственных, культурных, исторических достижений общества. В работе доказательно подтверждается данная связь и подчеркивается историческая значимость принципа культуросообразности в обучении и образовании.
Ключевые слова: педагогика, обучение, культура, культуросообразность, дошкольное образование.
Обучение – это совершенно особый феномен. Т. В. Черниговская дает ему такую характеристику: «Обучение – главное умение мозга с самого начала. Очень трудное – так как оно происходит всегда, с большой скоростью, на ходу и параллельно. Обучение идет всегда!» [4, с. 3]. Обучение лежит в основе института образования. Еще на ранних стадиях становления образования как института он был во многом обусловлен требованием постоянного воспроизводства достижений общества, преемственности поколений в первую очередь в социокультурном плане. Обучение и культура были тесно взаимосвязаны. Это была действительная сущностная взаимозависимость двух социальных феноменов, которые проистекали один из другого. Именно поэтому одним из ключевых принципов существования и развития образования стал принцип «культуросообразности», а обучение, согласно данному принципу, рассматривается в первую очередь как социальный институт, выполняющий функцию воспроизводства культуры человека в обществе. Принцип «культуросообразности» был сформулирован немецким педагогом А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!» [2, с. 147]. Этот принцип он обосновала так: «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» [2, с. 182]. Это означало построение обучения в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение и приумножение ее достижений, на передачу социокультурных норм и их дальнейшее развитие в обществе.
Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений созданная людьми система морали, поведения, сознания и мировоззрения, а также предметов и явлений, созданных в процессе культурного развития, таких как произведения искусства. Ю. М. Лотман писал: «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [3, с. 256]. Культура во многом сама является средством образования человека, ведь действительно образованный человек – не тот, кто обладает сугубо набором знаний, а тот, кто к этим знаниям присовокупляет культурную составляющую: моральные и нравственные ценности, этику и этикет, имеет представление об искусстве и его образовательной функции, умеет учиться через приобщение к культуре.
Таким образом, можно утверждать, что настоящее образование по своей сути синкретично. В нем соединяются разные аспекты жизни и только в своей совокупности они «образуют» человека как достойного члена общества, носителя социокультурных достижений и продолжателя этого развития. Поэтому в процессе обучения и воспитания ребенок не просто получает отдельные знания. В обучении детям прививается понятие о культуре, нормах морали, нравственном поведении в социуме и социальных группах, понятие об искусстве и умение его понимать и образовываться через него. Русский педагог и философ С. И. Гессен также анализировал проблемы соотношения между культурой и образованием и «выходил» на вопрос о цели образования. В своей обыденной жизни человек всегда руководствуется целями, но среди многообразия жизненных целей есть «абсолютные», к которым он стремится ради них самих. Это — ценности культуры, которые Гессен именовал как «каталог культуры». С. И. Гессен писал: «Задача всякого образования — приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [1, с. 262]. Поэтому правомерно строить образование по видам: умственное (научное), нравственное, художественное, правовое, гражданское, хозяйственное и техническое. Но сами эти ценности из «каталога культуры» по своей сути являются «целями в себе»: к ним должно всегда стремиться. Основным духовным процессом жизни личности в культуре для Гессена являлось нравственное образование. Его он понимал как «восхождение» личности к идеалам Истины, Добра, Красоты и Свободы – всего того, что также заложено в идеальную основу культуры.
Действительная цель образования состоит в том, чтобы формировать у детей с самого раннего возраста ответственное отношение к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей, самим становиться «делателями» развития. С. И. Гессен также утверждал, что: «Цели образования следует определять как цели жизни соответствующего общества с ценностями его культуры» [1, с. 244]. Как было сказано выше, образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание даже современного образования во многом черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Поэтому обучение как способ вхождения ребенка в культуру продолжает быть необходимым и важным фактором образования как в отдельных сферах, так и в обществе в целом.
Список литературы:
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М. : Учпедгиз, 1956. – 374 с.
- Лотман Ю. М. Воспитание души: беседы о русской культуре. – СПб. : Искусство-СПб, 2003.- 820 с.
- Черниговская Т. В. Как научить мозг учиться. Лекция. – М. : Лекторий «Прямая Речь», 2015. – 6 с.
Оставить комментарий