Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(218)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Султанбекова В.И. ЖЕНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКЙ АКТИВИЗМ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ЯПОНСКОГО КОЛОНИАЛНОГО ЗАКАБАЛЕНИЯ (1894–1945 ГГ.) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 6(218). URL: https://sibac.info/journal/student/218/280822 (дата обращения: 29.12.2024).

ЖЕНСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКЙ АКТИВИЗМ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ КОРЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ЯПОНСКОГО КОЛОНИАЛНОГО ЗАКАБАЛЕНИЯ (1894–1945 ГГ.)

Султанбекова Валерия Игоревна

студент, кафедра корееведения, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории развития женского политического активизма с момента его зарождения в конце XIX века по восстановления Кореей своей национальной государственности в 1948 г. В статье рассмотрены несколько этапов развития женского политического в Корее: первая волна (1894–1905 гг.), вторая волна (1905–1019 гг.) и третья волна (1919–1948 гг.). Выявлены основные предпосылки и причины образования женского политического активизма, его основные мероприятия и результаты, а также его значение, которое было оказано на историю Кореи.

 

Ключевые слова: Япония, женское движение, образовательная политика, Корея, колониальный период, новые женщины, станции утешения.

 

22 августа 1910 года – черная дата в истории корейского народа. В этот день состоялась церемония подписания договора об аннексии Кореи японскими захватчиками. Корейское государство исчезло с политической карты мира.

Японское правление в Корее оставило неизгладимое наследие. Но одним из самых ужасающих явлений японской оккупации стали известные на весь мир «Станции утешения» – публичные дома для японских солдат.

Для оказания услуг рекрутировались девушки примерно 14–20 лет с подконтрольных империи территорий. Набор женщин осуществлялся различными методами: некоторые были набраны добровольно, но большую часть составляли женщины, которые были привлечены рекрутерами обещаниями работы на японских фабриках и были обмануты. Были случаи похищения девушек или фактической продажи их родственниками, распространен был и насильственный набор через корейских посредников (чиновников, старост деревень, даже родственников).

Впрочем, стоит отметить, что корейское общество никогда не оставляло попыток борьбы с японской властью. Рассмотрим, как же развивался женский политический активизм в непростой для корейского народа период с 1894 по 1945 гг.

Женские движения в Корее имеют долгую историю. Раннее корейское женское движение возникло в конце XIX века. Эта ранняя волна активности использовала образование как инструмент для того, чтобы бросить вызов традиционной конфуцианской идеологии и модернизировать общество. Первые активисты рассматривали равенство женщин в области образования как необходимое условие участия женщин в национальном движении за независимость. После того, как первая автономная женская организация «Чан-Ян-Хо» была создана в Сеуле в 1898 году для строительства школы для девочек, под влиянием западных христианок – миссионерок было создано много женских организаций в области образования.

В этих школах получали образование женщины – лидеры национально-освободительного движения и так называемые новые женщины. Эти ранние женские организации стремились отменить традиционную конфуцианскую патриархальную социальную систему династии.

Данная патриархальная социальная система служила укреплению традиционных социальных и культурных норм и ценностей и развила правовые и политические институты для контроля за поведением женщин, предоставляя женщинам формальное образование, первые активисты пытались модернизировать традиционную культуру и общество.

Вторая волна женской активности возникла уже после аннексии Кореи Японией в 1905 году. Активность женщин в национальном движении за независимость включала участие в движении за погашение государственного долга и участие в партизанских действиях против японской армии в дополнение к движению за просвещение через образование.

Важным и крупнейшим движением сопротивления японскому колониализму было движение за независимость. Движение за декларацию, организованное 1 марта 1919 года, в котором женщины – активистки движения за модернизацию присоединились к своим коллегам – мужчинам в неудачной попытке обрести независимость. После борьбы 1919 года женские движения претерпела драматические изменения, и возникла третья волна женского активизма.

1920-е годы стали временем расцвета женского общественного движения, которое разделилось на три крупных направления: националистическое, социалистическое, христианское. В каких – то аспектах эти три направления могли пересекаться, т.е. их участники могли быть одновременно и христианскими активистками, и националистками. В силу разного идеологического наполнения националь­но-освободительных идей, в частности распространения социалистической доктрины в 1920-е г., женщины-социалистки не были приобщены к деятельности протестантских организаций в Корее, сформировав отдельное направление в национально-осво­бодительном движении.

В 1920-х годах японская промышленная революция, основанная на быстром развитии текстильной промышленности, оказала влияние на корейскую экономику. Японские текстильные компании переехали в Корею, используя более дешевую рабочую силу женщин, которые перешли из приходящего в упадок сельского хозяйства и традиционного производства тканей. Женские социалистические группы, такие как «Chosun-Yeosung-Dongwoohoe» (1924 г.) и женские профсоюзы отреагировали на тяжелое положение трудящихся и начали организовывать частые забастовки, выступая против низкой заработной платы, бесчеловечных условий труда и сексуальных домогательств со стороны мужчин–офицеров.

В рамках социалистической концепции освобождение женщин мыслилось как классовое освобождение. Ликвидация ранних браков и института наложниц, право на второй брак, расширение возможностей для трудовой деятельности женщин – все­го этого, по мнению женщин-социалисток, было недостаточно, чтобы обрести полное равенство с мужчинами. Подлинное освобождение женщин от бремени традицион­ных обязанностей и ценностей, достижение равных экономических и политических возможностей с мужчинами, возможно было лишь в случае «классовой революции» и установления социалистического строя.

В январе 1925 г. в Сеуле на основе различных социалистических кружков и груп­пировок был создан Всеобщий женский молодежный союз, филиалы которого учреждались по всей Корее. Деятельность Союза была нацелена на работу в массах – просвещение женщин и «пробуждение» в них классового созна­ния. В большей степени такая работа велась в городах, а не в деревне, где прожива­ло абсолютное большинство населения Кореи того времени. В итоге результативность деятельности Союза и прочих женских социалистических групп была сравнительно низкой. Одним из недостатков женского социалистического движения в Корее была слабая связь между городом и деревней.

По замечанию историка Ли Сонхи, лидеры движения проявляли незначительный интерес к реальным трудностям женщин, про­живающих в деревне. Как следствие, социалистическая рито­рика и идеи в условиях неразвитой системы образования и колониального времени осталась достоянием очень ограниченного круга интеллектуалок.

В 1927 г. была предпринята попытка объединить множество женских союзов и объединений против колониализма в рамках организации Кынухве («Общество друзей мугунхва»). Это была крупнейшая и наиболее влиятельной женская группа, которая в этот период представляла собой широкую коалицию по инициативе женщин–активисток–социалистов.

В принятой «Обществом друзей мугунхва» программе выдвигались следующие требования:

1) ликвидация любых форм социальной и правовой дискриминации женщин;

2) устранение всех феодальных традиций и верований;

3) запрет ранних браков и предоставление свободы брака и свободы развода;

4) запрет «сексуального рабства» и легальной проституции;

5) защита экономических прав крестьянских жен;

6) ликвидация разницы в доходах между рабочими мужчинами и женщинами и предоставление оплаченного отпуска по уходу за ребенком (4 недели до родов и 6 недель после родов);

7) запрет на опасный, ночной труд для женщин и молодежи;

8) устранение дискриминации по половому признаку при оценивании знаний в учебных заведениях и расширение женского начального образования;

9) свобода печати, слова, собраний;

10) предоставление финансовой помощи рабочим на период болезни и поддержка дет­ских воспитательных учреждений; и др.

Итак, основным направлением деятельности организации стали пропаганда и просвещение проблем женщин. Их требования уже не ограничивались проблемами проституции и ранних браков. В своем манифесте женщины также требовали запретить продажу женщин, ликвидировать дискриминацию в оплате труда, введение оплачиваемого отпуска по беременности, запрет опасного ночного труда для женщин. Однако данная организация была ликвидирована в 1933 году из-за арестов ее основных членов и внутренних идеологических разногласий, общество было распущено без объявления о роспуске. Нетронутым осталось лишь либерально–националистическое женское движение, которое просуществовало вплоть до обретения независимости в 1945 году.

Подводя итог, можно отметить, что однозначного взгляда на историю колониального периода в Корее не существует. Часть авторов считает, что именно в период японского колониального закабаления был внесен большой вклад в модернизацию государства, другие же считают колонизацию – способом эксплуатации корейского народа.

И все-таки фактом остается то, что для женщин наступил новый период: получение доступа к образованию, формирование первых групп и общественных движений. Если принимать во внимание все положительные изменения в жизни женщин, случившиеся во время оккупационного периода корейской истории, то они возникли либо «вопреки» существованию колониальной системы, либо стали закономерным продолжением уже заложенных процессов, либо оказались общемировыми тенденциями.

Несмотря на жесткие условия колониального режима корейские женщины, так или иначе, продолжали участвовать в общественной жизни Кореи. В первой половине XX в. наблюдался подъем социальной активности женщин в различных сферах общественной жизни – экономической, политической, культурной.

Различные женские движения, организации, образование женщин – все это явилось важными факторами формирования новой социальной идентичности корейских женщин как активных и равных мужчинам членов общества. Были обозначены те проблемы, которые предстояло решить уже на новом этапе развития корейского общества – после восстановления национальной государственности в 1948 г.

 

Список литературы:

  1. Ким Н.Н., Хохлова Е.А.  Эволюция социального положения женщин в Корее: от традиционного общества к современному // Восток. – 2017. – № 3, с. 106-122
  2.  Нуриева А.Р., Гибадуллин М.З. Корея в период японской оккупации: тенденции экономического развития // THE JOURNAL OF DIRECTION AND DEVELOPMENT OF KOREAN STUDIES IN RUSSIA. 2021. VOL. 2, № 3
  3. Собакина А. Японский колониализм // Запретная история, 2019 – №25(092)
  4. Федюнина М.А. О положении корейских женщин в период японского колониального управления (1905–1945 гг.) // Интерактивная наука 7 (72), 2022г., с. 22-23

Оставить комментарий