Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(218)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Томилина М.В. ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВА И ГЕРОИЗМА С ПОЗИЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ. АНАЛИЗ СТАТЬИ С. БУЛГАКОВА “ГЕРОИЗМ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО” // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 6(218). URL: https://sibac.info/journal/student/218/280845 (дата обращения: 29.12.2024).

ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВА И ГЕРОИЗМА С ПОЗИЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ. АНАЛИЗ СТАТЬИ С. БУЛГАКОВА “ГЕРОИЗМ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО”

Томилина Мария Валерьевна

студент, факультет иностранных языков, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,

РФ, г. Тула

Переломные моменты истории всегда рождают у людей вопросы. Неудивительно, что сборник статей «Вехи», посвященный осмыслению философии, мировоззрении и деятельности интеллигенции, появился после произошедшей в 1905-1907 годах Первой русской революции. В сборник статей «Вехи» 1909 года вошли работы многих мыслителей тех лет, однако одной из наиболее известных считается статья С.Н Булгакова «Героизм и подвижничество».

Сергей Николаевич Булгаков — русский богослов, православный священник, экономист, теолог и профессор [2]. Значимую роль С.Н Булгаков сыграл в политике. Также он известен как философ, посвятивший свои работы осмыслению православия, марксизма. В статье «Героизм и подвижничество» С.Н Булгаков рассматривает феномен героизма.

Революция, согласно словарю С.И. Ожегова, — «коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти» [3]. Булгаков утверждал, что «революция поставила под вопрос жизнеспособность русской гражданственности и государственности» [1, с. 43]. Революция, по словам Булгакова, не просто изменила жизнь государства, а подорвала жизнеспособность гражданственности. Общество страдало от внутренних противоречий, а революция вскрыла раны общества. После политического кризиса, по словам С.Н Булгакова, начался кризис духовный, и кризис этот требовал еще и «самоуглубления, самопроверки, самокритики» [1, с. 45]. Революция поставила под опасность саму гражданственность. «Революция есть духовное детище интеллигенции» [1, с. 45]. По мнению Булгакова, это «исторический суд» над интеллигенцией.

Одной из важных черт русской интеллигенции, по мнению С.Н Булгакова, является чуждость ей мещанского уклада жизни западноевропейского образца. Интеллигенция Российской Империи не разделяет повседневные добродетели западного мещанства, в русской интеллигенции есть еще «доля наследственного барства» [1, с. 45]. Интеллигентам не нужно заботиться о повседневных вещах, поэтому они могли посвящать время возвышенным размышлениям и деяниям. Интеллигенция неохотно обращается к истории. Одной из своих целей она видит изменение будущего, и прошлое их не волнует.

Если рассматривать религиозное мировоззрение, то автор пишет, что «Нет интеллигенции более атеистической, чем русская» [1, с. 49]. Русская интеллигенция не принимает религию народа, не принимает она религию и Запада. Однако С.Н Булгаков пишет, что интеллигенция хочет найти путь в «Град Божий», где человек бы нашел свое спасение. Интеллигенция хочет создать героев, которые могли бы изменить жизни людей к лучшему. Интеллигенция имела своеобразную религию — религию «человекобожества», человека-героя, способного на особые свершения. Изолированный, выросший вне обыденной жизни, герой-интеллигент считает, что может стать носителем света и спасти общество. Это во многом следовало из того, что интеллигенция была главным просвещенным слоем общества. Она чувствовала предназначение в том, чтобы «сыграть роль Провидения относительно своей родины... признала себя духовным ее опекуном и решила ее спасти, как понимала и как умела» [1, с. 55]. Интеллигенции свойственно возвышение своего героя в глазах общества. Вдохновляясь философии западных просветителей, уверив в то, что «естественный человек добр по природе своей», интеллигенция посчитала, что «никакой заботы о культуре личности быть не может и не должно» [1, с. 68]. У интеллигенции, по мнению С.Н Булгакова, отсутствует идеал личности, к которому можно было бы стремиться. Изолированность становится причиной желания интеллигента в социальном покаянии. Русская интеллигенция готова жертвовать собой ради народа, словно желает искупить вину за свою «оторванность» и, воспользовавшись привилегированным положением, сделать мир лучше.

Каковы же особенности героизма интеллигенции? Булгаков утверждает, что мечта героя-интеллигента — быть «спасителем человечества или по крайней мере русского народа» [1, с. 57]. Интеллигент желает совершить великий подвиг, готов отдать все, что у него есть, даже свою жизнь ради благого дела. «Стать героем, а вместе с тем и спасителем человечества можно героическим деянием, далеко выходящим за пределы обыденного долга» [1, с. 60], говорит С.Н Булгаков. Герой интеллигенции, по словам Булгакова, — это молодой человек. Человек с молодой физиологией и психологией, не обремененный ничем, кроме молодости. Несмотря на недостаток жизненного опыта и знаний, он обладает пылкостью, жаждой перемен, и самоуверенностью, которые подпитываются не только его молодостью, но и привилегированным положением в обществе. Булгаков пишет, что «студент» стало нарицательным именем в революции. Однако многие люди, понимая и чувствуя неспособность совершить особый подвиг и не желая находить союзников, идти на уступки и обращаться к истории в поиске ответов, оказывались беспомощными перед миром и принимали решение с ним попрощаться. Булгаков пишет, что «неспособность нести жизненную тягость сливается с героическим самоотречением» [1, с. 60]. В этом особенность героизма — часто подвиг слишком велик для человека, неспособного его совершить.

В статье Булгаков сравнивает героизм интеллигенции с христианским подвижничеством. Подвижничество, согласно словарю Ожегова,  — «ряд особенных, духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование» [3].  Подвижник же — «человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели» [3].

Различия между героем подвижничества и героем интеллигенции кроются почти во всех чертах их мировоззрения. Подвижник верит, что все окружающее его — строительство Божье и видит в желании сделать мир лучше не собственную прихоть, а Божественное решение. Герой интеллигенции же видит окружающий мир как объект, с которым можно работать, а человека  — как единственного, кто может изменить порядок вещей. Максимализм подвижника заключается в максимальных предъявляемых требованиях к самому себе. «Христианское подвижничество есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшим, греховными сторонами своего я, аскеза духа» [1, с. 70], — так описывает подвижничество С.Н Булгаков. Если герой интеллигенции часто берет на себя большую ношу, чем в состоянии понести, то подвижник довольствуется данной ему частью обязательств и несет ее с наибольшей ответственностью. Подвижник верит сотворенный Богом идеал и меняет в первую очередь себя, чтобы помочь всему человечеству достичь идеала. Подвижник считает долгом выработку исторической трезвости. В истории видится ему деяния Божьи. Важной чертой подвижника является христианское смирение, добродетель, противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в жизни христианина. Подвижник подчиняется плану Бога, видит цель в духовном преображении. Иначе мыслит интеллигент. Он видит свою задачу во внешнем, желает изменить мир вокруг, сделать его лучше. И, не имея идеала, не имея конкретной системы ценностей, он готов осуществлять план своими силами, следуя личным предпочтениям и убеждениям. Реальность при этом представляется ему материалом, который можно изменять в соответствии со своими идеями. Задачи у них тоже разные. Задача героизма заключается во внешнем спасении человечества своими силами, а подвижник, следуя Божественному плану, изменения обращает к внутреннему, прежде всего к себе самому.

Несмотря на различия, в деятельности их кроется важное нравственное значение. И герой интеллигенции, и подвижник готовы обречь себя на страдания во имя благой цели. В их деятельности кроется желание улучшить жизнь, побороть несправедливость. Они ясно видят проблемы в окружающем их мире и стараются исправить их, вкладывая в это все свои силы, но действуя разными способами. Герои, будь то герой интеллигенции, подвижник или любой другой герой, не относящийся ни к тем, ни к другим, становятся главным «двигателем» истории, берущим на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбы множества других людей. И подвижничество, и героизм видят в обществе то, что нужно изменить. Каждый из героев принимает на себя ношу изменений, внутренних или внешних, и действует ради блага общества.

 

Список литературы:

  1. Вехи; Интеллигенция в России: Сборник статей 1909 — 1910 Сост., коммент. Н.Казаковой; Предисл. В.Шелохаева М.: Мол. гвардия, 1991. — 462 с.
  2. Сергей Николаевич Булгаков, биография [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Булгаков,_Сергей_Николаевич (дата обращения: 22.01.2023).
  3. Толковый словарь Ожегова [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/  (дата обращения 23.01.2023)

Оставить комментарий