Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(220)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ И ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НОМЕРОВ В КОНЦЕРТНЫХ ПРОГРАММАХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Студенты высших учебных заведений посредством пластических и хореографических номеров могут совершенствовать свои навыки и умения в области хореографии, пластики и театрализованных постановок. Современные студенты все чаще проявляют инициативу в участии концертных программ, чтобы показать себя и свои возможности, раскрыть свои таланты в той или иной области. Чтобы подробнее разобраться с термином «Специфика режиссуры» обратимся к понятию режиссура и режиссер студенческих объединений.
Режиссура студенческих объединений – это вид художественного творчества, который заключается в создании гармоничного и индивидуального продукта для аудитории студентов и преподавателей, с помощью необходимых инструментов, в виде замысла и идеи режиссера. Отсюда можно вывести определение понятию «режиссер».
Режиссер студенческих объединений – творческий человек, занимающийся данной деятельностью на любительском уровне, который умеет грамотно и по всем требованиям воплотить свои идеи в творческую постановку. Которая также будет отражать внутренний мир режиссера.
Специфика режиссуры является неотъемлемой частью при создании творческого номера. Владение базовыми знаниями режиссуры позволяет окунуться в мир творческой деятельности, исследовать все детали и нюансы внутренней составляющей данной темы.
Для того, чтобы грамотно организовать концертную программу для студенческой аудитории, режиссеру необходимо знать и понимать все тонкости и особенности своей профессии, иметь теоретические и практические знания в своей сфере. Руководитель творческого студенческого коллектива выполняет одну из главных ролей в создании пластических и хореографических номеров и руководит всем процессом от начала до конца. Талантливый режиссер должен иметь оригинальный взгляд на те или иные явления, прислушиваться к своему внутреннему голосу, взаимодействовать в полной мере с танцорами и актерами, а также быть личностью, которая чувствует артистов и публику.
Авторы К.А. Бешук и С.Н. Бегидова в своей статье пишут, что развитие творческой активности студента происходит через различные виды художественной самодеятельности на основе множества видов и жанров творчества [1, с. 37]. Студенческие объединения необходимы учащимся для реализации творческого потенциала. Многие студенты, которые участвуют в концертных программах, стремятся проявить себя через творчество. Практика в публичных выступлениях позволяет студенту совершенствовать навыки публичного выступления, пластического и хореографического искусства.
Нами была выявлена проблема малоизученности режиссеров в своей деятельности для постановки пластических и хореографических номеров в студенческих объединениях. Также, в студенческих объединениях имеются такие проблемы, как: неправильная организация времени, отсутствие лидерских качеств у режиссера и недостаток опыта у студентов в публичных выступлениях. Все это может отразиться на конечном результате.
Автор И.Н. Подольская рассматривает данную проблему в своих трудах. Комплексный характер профессиональной подготовки будущего режиссера театрализованных представлений предполагает изучение обучающимися целого спектра специальных курсов, направленных на формирование основных профессиональных качеств режиссера и навыков постановочной деятельности. Важную роль в подготовке режиссеров играют дисциплины, среди которых – «Основы режиссуры и мастерства актера в театрализованных представлениях и праздниках», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «Режиссура художественно-спортивных представлений и праздников», «Сценическая пластика и хореография» и другие. Все дисциплины предусматривают такой вид деятельности, как творческая работа, что безусловно способствует развитию творческого потенциала обучающихся [2, с. 2].
При постановке хореографических номеров для студенческих объединений следует учесть ряд критериев, благодаря которым выступление будет построено согласно правилам.
Студент, который пробует в себя в режиссерской деятельности для концертных номеров в высших учебных заведениях, должен воплощать творческие идеи и производить их через пластические движения и мимику. Важную роль в воспроизведении творческих замыслов играет знание музыкальных композиций и планировки сценического пространства.
Автор Н. Довбыш в своей статье пишет про необходимые условия постановки хореографических номеров: какой номер режиссер бы не выбрал в качестве реализации на сцене – сольный или массовый танец, пантомимную сцену – он всегда обязан следовать основному закону драматургии. Различать пять основных частей танца: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку [3, с. 2].
1. Экспозиция направлена на ознакомление зрителей с жанром творческого номера. Она помогает зрителю познакомиться с артистами посредством музыкальных произведений, которые передают атмосферу и эмоции танцоров, костюмов, мимики и жестов артистов.
2. Завязка. На этом этапе начинают просматриваться замыслы и намерения артистов, происходит полное раскрытие их характеров и образов. В этот момент режиссер подводит зрителей к конфликтной ситуации. Исполнители выходят на сцену, принимают определенную для себя позицию и приступают к воспроизведению танцевальной композиции.
3. Развитие действия – это этап, в котором артисты медленно подводят зрителей к кульминационному моменту. В этой стадии, как правило, существуют ступени, в которых могут быть определенное количество эпизодов, длительность которых зависит от сюжетной линии.
4. Кульминация является одним из самых важных этапов построения хореографического номера. Это наивысшая точка напряжения во всем творческом номере. Но кульминация не всегда может быть динамичной и яркой, она также может быть незаметной и трепетной. Благодаря мимике, жестам, движениям, эмоциям артистов, можно определить этот момент, он будет виден всем зрителям, так как кульминация будет выявляться соответствующим пластическим решением и наиболее отличительной хореографической связкой.
5. Развязка – может быть самым необычным и непредсказуемым этапом построения творческого номера по своей структуре. Дело в том, что на завершающем этапе динамика подведения итогов может быть резкой и яркой, а может, наоборот – медленно подходящей и едва уловимой, понятной для зрителя.
Также, если обратить внимание на более подробную структуру постановки хореографического номера для концертных номеров, можно выделить другие особенности, которые касаются непосредственно самих танцевальных выступлений.
1. Необходимо определиться с замыслом произведения.
2. Подобрать наиболее подходящую музыкальную композицию.
3. Разработать сюжет.
4. Определить рисунок в танце. Рисунок в танце – это отрепетированное передвижение каждого участника во время демонстрации своего номера, которое происходит в конкретное время на сцене. В хореографии существует два вида рисунка – круговые и линейные (линия, шеренга, колонна). Также, необходимо помнить, что передвижения по сценическому пространству должны быть логичными и гармоничными.
5. Разработать танцевальные комбинации.
6. Отработать номера.
Как отмечалось выше, владение знаниями в режиссерской деятельности играет немаловажную роль при постановке пластических и хореографических номеров в концертных программах студенческих объединениях, так как при отсутствии знаний и без умения применить эти знания есть вероятность произвести некачественную и непроработанную постановку. Талантливый режиссер должен стремиться к совершенствованию себя, своих профессиональных, творческих навыков. Развивать познавательную активность, эстетические потребности и вкусы, а также стремиться к постоянному росту в своей творческой деятельности. Все эти компетенции необходимы для того, чтобы освоить специфику режиссуры, так как это довольно сложная структура благодаря своим деталям и особенностям.
Список литературы:
- Бешук К.А., Бегидова С.Н. Развитие творческой активности студента через организацию различных видов хореографической деятельности / К.А. Бешук, С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – с. 35-39. – ISSN 2410-3004. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-studenta-cherez-organizatsiyu-razlichnyh-vidov-horeograficheskoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 29.11.2022).
- Довбыш Н., Основные этапы постановки хореографического номера / Н. Довбыш. – 2022. – Режим доступа: https://www.horeograf.com/ (дата обращения 29.11.2022).
- Подольская И.Н., Догадова А.И. Развитие творческого потенциала будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников в процессе преподавания дисциплины «Сценическая пластика и хореография» / И.Н. Подольская, А.И. Догадова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского Государственного университета физической культуры, спорта, туризма. – 2021. – с. 1-3. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46616334 (дата обращения 29.11.2022).
Оставить комментарий