Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 17(229)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
CONDITIONS AND MEANS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
Evgenii Tynarali
Student, Northeastern state University,
Russia, Magadan
Tatiana Barinova
Scientific adviser, PhD ped. Sciences, associate professor of the department of preschool and primary education, Northeastern state University,
Russia, Magadan
АННОТАЦИЯ
В статье актуализируются проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Описаны условия и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
ABSTRACT
The article actualizes the problem of developing the creative abilities of children of senior preschool age. The conditions and means of developing the creative abilities of preschool children are described.
Ключевые слова: творческие способности, старший дошкольный возраст, воображение.
Keywords: creativity, senior preschool age, imagination.
Современное общество и его деятельность связаны с научным процессом. Он характеризуется разнообразием, сложностью и предполагает наличие у каждого члена общества качеств, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющимся мире. Современная педагогика выделяет такие качества как: гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению поставленных задач. Формирование этих качеств и их достаточного уровня часто обеспечиваются творческими способностями, являющимися существенной человеческого интеллекта. Поэтому значимость творческих способностей для современного человека определяет необходимость их развития как одну из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Необходимость развития творческих способностей с дошкольного детства объясняется и тем, что именно в этот период закладываются основные направления развития личности в дальнейшем.
В. Д. Шадриков определяет способности с трёх позиций: индивида, субъекта деятельности и личности. «Способности индивида отражают его природную сущность и проявляются как свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные функции психики. На основе способностей индивида формируются способности субъекта деятельности за счет развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). А постановка способностей под контроль личностных ценностей и смыслов переводит их в качество способностей личности, обеспечивающих успешность социального познания» [9].
Рассмотрим, как раскрывают понятие «творческие способности» в современных источниках.
По В.Д. Шадрикову, творческие способности являются свойством функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, мера их выраженности индивидуальна, а внешне они проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
Д.Б. Богоявленская определяет творческие способности как ситуативную не стимулированную активность, стремление выйти за пределы заданной проблемы [1].
Б.М. Теплов под творческими способностями понимал определенные индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Творческие способности — это не наличный, имеющейся у человека запас навыков и знаний, а легкость и быстрота их приобретения [8].
П.С. Гуревич определяет творческие способности как совокупность способностей творчески воображать, творчески внимать и неординарно мыслить [4].
В зарубежной психологии вопросами творческих способностей занимались представители психоанализа такие как З. Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг и др. Они объясняли творческие проявления с точки зрения переживаний детских комплексов. В гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Дункер, К. Левин и др.) основной способностью к творчеству считается интуиция, составляющая основу творческого мышления наряду с целостным восприятием.
В отечественной психологии проблема творческих способностей изучалась Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым. В этих исследованиях обращалось внимание на социально-культурную природу творческих способностей, а именно - влияние произведений искусства, выразительных средств на формирование творческой личности, ее культурного сознания и самосознания. При этом обращалось внимание на роль восприятия в основе способности к художественному творчеству.
Таким образом, творческие способности понимаются как успешность освоения новых видов деятельности и применение ее в новых условиях, стремление выйти за пределы заданной проблемы, способность творчески воображать, творчески внимать и неординарно мыслить (Д. Б. Богоявленская, П. С. Гуревич, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков).
Огромное влияние на творческие процессы оказывает развитие воображения. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Воображение возникает и начинает выполнять свои функции уже на первых этапах формирования предметного действия и восприятия. Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. Воображение может быть пассивным, то есть независящим от наших усилий (например, в сновидениях) и активным, то есть направленным на решение определенных задач, а в зависимости от характера задач, в свою очередь, делится на воссоздающее (воссоздание каких-либо явлений или предметов) и творческое. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов [2].
Л.С. Выготский сформулировал закон, которому подчиняется деятельность воображения. Педагогический вывод, по мнению Л.С. Выготского, заключается в необходимости расширять опыт ребенка. Воображение приобретает очень важную функцию в поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. Деятельность воображения зависит от опыта, потребностей и интересов. Воплощение продуктов воображения в материальную форму зависит далее от технического умения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Для детского творчества характерна субъективная значимость, поскольку в силу отсутствия жизненного опыта и профессиональных навыков, необходимых для создания ценного для общества продукта, творческий процесс ребенка нужен для его полноценного развития. Как указывал Л.С. Выготский, большее значение имеет не продукт деятельности ребенка, а процесс упражнения в творческом воображении и его воплощении [3].
Вопросы развития творчества детей, в частности старших дошкольников, отражены в психолого-педагогических исследованиях таких ученых как: Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. В их исследованиях была выявлена специфика развития творчества в старшем дошкольном возрасте, которая проявляется в:
- психических особенностях - природной любознательности, отзывчивости, исполнительности, предрасположенности к эмоционально чувственному восприятию;
- новообразованиях старшего дошкольного возраста - более устойчивом внимании, развитии произвольности психических процессов, наблюдательности, способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлении к совместной творческой деятельности;
- особенностях познавательной деятельности, проявляющихся в интеллектуальных эмоциях, постепенном формирования логического мышления на базе наглядно-действенного и наглядно-образного;
- направленности личности на других людей, сравнении себя с ними, на подготовку к изменению ведущего вида деятельности.
Рассматривая проблему развития детского творчества и творческих способностей, следует раскрыть потенциал старшего дошкольного возраста. Данные исследований и педагогическая практика свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста у детей сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности: проявление интеллектуальной активности, самостоятельности и инициативы в применении освоенных приемов работы к новому содержанию; нахождение новых способов решения поставленных задач, эмоциональное выражении своих чувств вербальными методами, а также посредством различных изобразительных средств и материалов.
В раннем детстве (в возрасте до 3 лет) закладываются общие предпосылки становления творческих способностей. Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте: дети от 3 до 5 лет строят новый образ основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений [9].
Соответственно, для детей дошкольного возраста должны быть созданы оптимальные условия для воспитания творческой личности.
Вопрос о наиболее эффективных формах развития творческих способностей наиболее согласованно решен среди современных исследователей и практиков. Общепризнанным является факт, что максимально успешно развитие творческих способностей осуществляется в условиях доступной и интересной ребенку деятельности. Это положение согласуется с положением Л.С. Выготского о роли ведущей деятельности в развитии ребенка.
Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно в игре имеются максимальные возможности для развития творческих способностей. Развитию творческих способностей в игре способствует создание разнообразных игровых замыслов; создание предметной обстановки в соответствии с замыслом; комбинирование в процессе игры разных сюжетных эпизодов в новое целое, оригинальный сюжет; принятие и смена ролей; воплощение замысла в речи или в предметном макете воображаемого мира [7].
Традиционно формами развития творческих способностей в дошкольном возрасте выступают продуктивная деятельность (рисование, лепка, художественный труд по интересам), музыкально-театральная деятельность, чтение детских литературных произведений и произведений народного творчества. Подчеркивается, что создание нового продукта в дошкольном возрасте — это не только «свободное» творчество, отражение внутреннего мира, но и повторение уже существующих образцов с некоторой долей вариативности. Особая роль при формировании творческих способностей в продуктивных видах деятельности отводится нетрадиционным техникам, с которыми детей изначально знакомит взрослый, а затем они сами применяют знакомые техники в новых условиях при достижении цели продуктивной деятельности [7].
Традиционным и доступным, но, при этом, эффективным методом формирования творческих способностей дошкольников являются упражнения. Чтобы упражнение способствовало развитию творческих способностей, оно должно быть направлено на обучение детей продуктивным действиям в ситуациях новизны и неопределенности, а также на развитие воображения. Упражнения для развития творческих способностей дошкольников можно классифицировать следующим образом: упражнения на развитие способности применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой; развитие способности памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту (отгадки, проблемные ситуации); для развития способности «гибкость мышления» (слова перевертыши), использовать упражнения на изменение объекта, придумывание рассказов, решение сказочных задач и придумывание новых сказок, упражнения на эмпатию [6].
Одним из средств развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в нашем современном, информационно-технологическом мире, может выступать и мультипликационная деятельность.
Еще раз необходимо подчеркнуть роль взрослого в развитии творческих способностей ребенка, независимо от выбранных форм, методов и видов деятельности. В дошкольном возрасте взрослый выступает как образец для деятельности ребенка, затем его роль заключается в оказании помощи в применении приобретённого ребенком опыта в самостоятельной деятельности, а затем он выступает как инициатор поддержания и поощрения детской творческой инициативы [6].
Таким образом, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает развитие умения актуализировать имеющиеся знания и представления для создания образа; создавать образы с привнесением в них творческих элементов; воплощать созданные образы в результаты различных видов деятельности.
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
- Ванслов В.В. Эстетика и изобразительное искусство: статьи о произведениях и художниках. - М.: Памятники ист. мысли, 2007. - 343 с.
- 8Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
- Гуревич П.С. Филосовский словарь - М.: "Республика", 2001. 719 с.
- Дьяченко O.М. Развитие воображения дошкольника. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. -197 с.
- Иванова Н.А. Условия развития творческих способностей старших дошкольников // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: Материалы II Международной научной конференции. Самара, 25–26 марта 2016 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 1. – Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2016 - С. 364-370.
- Мир детства: конструирование возможностей: Примерная основная образовательная программа / под редакцией Т.Н. Дороновой - М.: МСТ-АСТРЕЛЬ, 2015 - 320 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.2 - М.: Педагогика, 1985 - 360 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека - М: Издательская корпорация «Логос»,1996. - 320 с.
Оставить комментарий