Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(231)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Ильичева И.Ю., Сальникова П.А. ВЛИЯНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА НА ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ КАРЛА МАРКСА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 19(231). URL: https://sibac.info/journal/student/231/291057 (дата обращения: 23.11.2024).

ВЛИЯНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА НА ЧЕЛОВЕКА В РАБОТАХ КАРЛА МАРКСА

Ильичева Ирина Юрьевна

Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Сальникова Полина Алексеевна

студент, Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Мартынова Ольга Александровна

научный руководитель,

канд. филос. наук, кафедра «Философия и социальные коммуникации» Пензенский государственный университет,

РФ, г. Пенза

Тема взаимного влияния общества и человека рассматривается, пожалуй, на протяжении всего существования философии, более того, вопросом о том, как именно общество и человек влияют друг на друга рассматривали в иных науках, за пределами философии, например литературе. В частности, известный русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков говорил о том, что общество в периоды своего упадка негативно влияет на человека, лишает его моральных качеств.

Однако именно философы-марксисты стали рассматривать политико-экономический аспект в уже привычном процессе взаимоопределения человека и общества. Базой для всех философов-марксистов стали работы Карла Маркса, идеи из которых привели к возникновению нового течения – марксизма, а также стали методологической основой упомянутого течения.

Для понимания того, как общество и человек влияют друг на друга, важно понимать представления философа и об обществе, и о личности.

В своих основных работах Маркс сформулировал новое понимание общества и общественной жизни, суть которого сводилась к трем основным тезисам: общество является частью природы, которая формируется и развивается в процессе деятельности людей; общество на каждой ступени является не просто суммой, набором людей, вещей, идей, оно является целостной системой, подчиненной своим законам; общество есть совокупность взаимоотношений людей.

При этом для Маркса из всех форм взаимоотношений людей экономические взаимоотношения стали ключевыми для формирования общественной системы и социальной структуры. Базисом общества являются производственные отношения, в которых главную роль играют отношения собственности и производственные. В процессе производственных отношений люди взаимодействуют друг с другом, и в зависимости от процесса производственных отношений меняются социальные, политические, культурные характеристики общества.

Личность же для Маркса – «ансамбль общественных отношений», социально-исторический продукт общества, что формируется в процессе взаимодействия общества и человека, при этом Маркс исходил из позиции, согласно которой взаимодействие общества и личности на каждом историческом этапе происходит уникальным образом, связано это в первую очередь с характером протекающих в обществе экономических отношений. Отдельные личности, вне зависимости от исторического развития, всегда объединялись в классы по экономическим причинам. Подобное объединение является следствием разногласий, возникающих в первую очередь в ходе экономических процессов, которые сами по себе противоречивы.

Для личности и её формирования важным фактором, её определяющим, является труд. По мнению Маркса, человек существует до тех пор, пока он творит, пока он преобразует окружающий его мир. В труде человек выражает себя, проявляя это выражение на окружающий мир, находит применение своим физическим и творческим навыкам. В жизненной необходимости трудиться, в том числе и с целью удовлетворения общественных потребностей также прослеживается влияние человека на общество.

При рассмотрении влияния общества на человека Маркс отдельно рассматривает общество капиталистическое и предложенное в качестве его альтернативы общество коммунистическое. В дегуманизированном буржуазном обществе межличностные отношения полностью заменяются отношениями экономическими, при этом экономические отношения фактически полностью обезличиваются, теряют хоть сколько-нибудь межличностный характер, главной становится идея «люди ничто, продукт все». Это, вкупе с «отчуждением», по мнению Маркса, ведет к превращению человека в раба.

Термин «отчуждение» Маркс применял как к экономическим отношениям (точнее, процессу труда), так и к социальным – например, Маркс говорил об отчуждении, возникающем между рабочими вследствие их конкуренции за рабочие места, тем не менее, в основном данный термин все же применялся по отношению к процессу труда и его результатам. Так, например, по мнению Маркса, опустошение человека в процессе труда, отчуждение результатов труда, когда человек производит вещи ему не принадлежащие, уродует человека и человечество. Причиной этого является определяющая роль труда в развитии человека и человечества, о которой говорилось выше [2, с. 564].

Маркс говорит о том, что влияние буржуазного общества на человека проявляется в первую очередь через систему ограничений, созданных в угоду господствующего класса, и благодаря имеющейся социальной структуре, отчуждение, возникающее в ходе труда, только усугубляет положение рабочих. По мнению Маркса в капиталистических странах существует жестко ограниченная система, которая усиливает эксплуатацию рабочего класса, который к тому же становится отделённым от продуктов своего труда. В капиталистическом обществе наступает момент, когда индивид полностью утрачивает свою свободу и перестает быть личностью.

Фактически Маркс говорит о том, что то общество, которое мы знаем, возникшее в результате производственных отношений, начинает загонять человека в удобные господствующему классу рамки, однако даже в таких условиях личность способна повлиять на общество. Так, в «Немецкой идеологии» Маркс рассуждал следующим образом: «Условия, при которых происходит общение индивидов…, представляют собой условия, относящиеся к их индивидуальности, и не являются чем-то внешним для них; это – условия, при  которых эти определенные, существующие в определенных отношениях индивиды только и могут производить свою материальную жизнь и то, что с ней связано; следовательно, они являются условиями самодеятельности этих индивидов, и создаются они этой их самодеятельностью» [1, с. 72]. Маркс таким образом развивает идею о том, что рабочий класс способен изменить окружающие его условия.

Итогом благотворных изменений должно стать общество коммунистическое, модель которого предложена Марксом в противовес обществу капиталистическому, в качестве его альтернативы.

В коммунистическом обществе процесс производства должен находиться под контролем общества, а не узкой группы лиц, приватизирующей результаты труда, это необходимо для отказа от подневольного труда – труд каждого человека должен быть осмысленным. Контроль средств производства и процесса производства позволяет перейти к системе «общество для всех», что в конце концов избавит общество от возникшего неравенства.

Благодаря контролю общества над производством и грамотному распределению результатов труда в конце концов индивиды должны не только стать «вольными» работниками, но и утратить специализацию – каждый человек должен получить возможность заниматься любой деятельностью, а также свободно менять род деятельности.

Подобный подход должен привести к постоянному всестороннему развитию человека и восстановлению его целостности как личности, к его освобождению от уз экономической зависимости, которая помогла бы ему найти единение с природой и другими людьми [3, с. 3].

«Капитала» и труды Маркса в целом имеют фундаментальный характер, они стали основой для всех дальнейших работ ученых-марксистов, базовый тезис о взаимном влиянии общества и человека сохраняется. Идеи, высказанные Марксом, не утратили актуальность и в современном обществе. Например, отчуждение индивидов с годами только усиливается, а все пороки капиталистического общества, описанные в «Капитале», не спешат самоустраняться.

Поэтому работы Маркса все еще не утратили свою актуальность и до сих пор остаются достаточно подробной «энциклопедией» взаимоотношений общества и человека. Появление все новых сторонников идей Маркса и их постоянное использование являются лишним тому подтверждением.

 

Список литературы:

  1. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс. - М.: Политиздат, 2014. - 242 c.
  2. Маркс К. Капитал. Философия и современность; Наука -  2013. - 760 c.
  3. Фромм Э. Марксова концепция человека. – М.: Республика, 1992. - 15 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.