Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 22(234)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Свечникова А.А. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИННО-УГОРСКОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 22(234). URL: https://sibac.info/journal/student/234/294776 (дата обращения: 24.11.2024).

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИННО-УГОРСКОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИИ

Свечникова Анастасия Андреевна

магистрант; кафедра социально-художественного образования, Сургутский педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Белошапка Римма Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., кафедра социально-художественного образования, Сургутский педагогический университет,

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

В культурном многообразии этноса Российской Федерации встречаются различные национальные общности, в данной статье мы рассмотрим отличительные особенности финно-угорской танцевальной хореографии.

 

Ключевые слова: хореография, финно-угры, танец, творчество, культура.

 

Финно-угорская самобытность и культурная составляющая насчитывает в своей структуре не менее пятнадцати народностей, что составляет порядка 30 процентов от всего населения земного шара. В культурном многообразии этноса Российской Федерации встречаются различные национальные общности такие как: венгры, водь вепсы, ижорцы, коми, карелы, ливы, марийцы, манси, мордва, саамы, сету, удмурты, финны, ханты, эстонцы и другие малочисленные народности, имеющие одну общую характеристику это - проживание в национальной или различной географической среде. Финно-угорские народности не только перенесли через время веков ключевые элементы традиционной культуры: язык, одежду, кухню, обряды (проведение свадебных, похоронных и поминальных ритуалов), н также сохранили отражение в их фольклоре декоративно-прикладное творчество песни и танцы. [1, с. 180] Финно-угорская самобытность имеет в своем арсенале народные танцы, этнос. В народной этнической традиции финно-угров «танцевальный» фольклор – это сам человек, который находится в контексте межэтнического диалога, кругового и линейного хоровода, пляски, игры, обряда, календарных праздников, а также ритуальных, воинственных и охотничьих танцев. В настоящее время понятие фольклора трактуется неоднозначно, но в основном понимании это –«народное творчество», точнее «народная мудрость, передающая через время» [6, с. 204]. В современной танцевальной хореографии фольклор имеет две составляющие:

1) традиционный (подлинный, действенный, аутентичный) танец – живая традиция во всех проявлениях;

2) неофольклор – использование и переработка аутентичной информации специалистом хореографом в жанре фольклористики. Для обозначения общих и характерных черт финно-угорской танцевальной хореографической культуры, где присутствует творческое - импровизированное исполнение и канонизирование.

В танцевальной хореографии финно-угорских народностей неотьемлены такие элементы танца как: групповые танцы-игры, танцы-шествия, танцы-приглашения. Они непосредственно имеют связь с сольной танцевальной программой свободного видения танца, где основой являются шаговые и беговые движения с удержанием прямых ног. Хореография с мужской составляющей отличается активностью, напористостью характера исполнения и в отличие от женской с различными выстукиваниями («дробями») дроби прямой ножкой, разворотами корпуса, кружениями [7. с. 168]. В мужской хореографической программе так же имеются движения прыжок с присядкой с поочередным выкидыванием правой и левой ног как в хореографическом произведении «Бычки», основанной подражательных движениях животного [9, с. 85]. Руки танцора обычно опущены вниз, но в активной кульминационной точке и в моменты пляски разводятся в разные стороны и поднимаются вверх. В народной культуре распространение так же получили такие движения руками как хлопки в ладоши, удары руками по корпусу, бедрам [8, с. 64]. Национальная традиция карельского «плясания» («плясна») импровизационного толка показывает аспекты природного пробуждения чувств и эмоций танцора, и весь танец построен вокруг его исполнителя [3, с. 232].

Исходя из позиционирования финно-угорской культуры можно сказать, что характерные черты финно-угорской танцевальной программы заключены в межнациональных оттенках и красках аутентичного фольклора, обрядах, ритуалах, играх и календарных праздниках, а также в территориальных и культурных особенностях этнической хореографии – танцах, хороводах, плясках [5, с. 96].  Финно-угорские обряды и календарные праздники служат проявлением языческих элементов древних культов плодородия. Круговые хороводы приветствуют пробуждение природы. Хороводы-гадания, пляски-заклинания направлены на мистическую составляющую, связанную с верой в многочисленных богов. В танцевальных движениях отражаются и фундаментальные черты народности (характер и темперамент) [2, с. 204]. Несмотря на различия географических условий проживания финно-угорских народов (Север, Поволжье, Урал), их танцы имеют много общего в ритмическом строении, рисунке, движениях, в пластике. Так, мужские и женские танцы народов Севера с палками, луками, бубнами, хлыстами, имитирующие борьбу зимы с летом, где мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой, связаны с древними ритуальными, охотничьими и военными действиями [4, с. 194]. Танцы горных и луговых марийцев со своей мелкой техникой (ударов ног) в большей степени похожи на танцы ухаживания у народов Поволжья (мордвы, удмуртов), чем на степенные танцы обитателей гор и равнин Урала (коми-зырян, коми-пермяков), Карелии (карел, вепсов, ингерманландцев). В то же время медленный круговой танец финских мужчин с его тоской имеет мало общего с огненным парным танцем венгров, отличающимся бурными страстями и веселым темпераментом. Эстонский танец со своей степенностью и скачущей полькой также не похож на энергичный венгерский «Чардаш», состоящий в притопывании ногами, прищелкивании каблуками, хлопками по бедрам, коленям и голенищам сапог. Все вместе взятое – плавные и спокойные эстонские хороводы с хождением по кругу без резких движений, парные марийские танцы, фигурные пляски коми-зырян, карельские кадрили с ритмическими выстукиваниями, мордовские игры с хлопками в ладоши, финское ряженье и всеобъемлющая пантомима – составляет основу финно-угорской хореографии.

 

Список литературы:

  1. Бурнаев, А. Г. Характерные черты финноугорской танцевальной традиции / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 180 с.
  2. Бурнаев, А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 204 с.
  3. Бурнаев, А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.
  4. Власенко, Г. Я. Танцы народов Поволжья / Г. Я. Власен- ко. – Самара : Изд-во Самар. ун-та, 1992. – 194 с.
  5. Горшков, В. Н. Традиционная танцевальная культура на- родов Среднего Поволжья / В. Н. Горшков, В. М. Скляр, Н. Д. Мусина, С. Д. Сентябов. – Казань : Матбугат йорты, 2001. – 96 с.
  6. Давлетов, К. С. Фольклор как вид искусства / К. С. Давлетов. – М., 1966. – 204 с.
  7. Жорницкая, М. Я. Народные танцы Якутии / М. Я. Жорницкая. – М. : Наука, 1966. – 168 с.
  8. Мальми, В. В. Истоки карельской хореографии / В. В. Мальми. – Петрозаводск : Тип. «Версо», 1994. – 64 с.
  9. Мальми, В. В. Народные танцы Карелии и Ингерманландии // Рюйтель И. Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами. – Таллин, 1980. – С. 65–85.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.