Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(235)
Рубрика журнала: Культурология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПЯТЬ ВЕЛИКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ОПЕР СЕВЕРНОЙ КОРЕИ
FIVE GREAT REVOLUTIONARY OPERAS OF NORTH KOREA
Ariana Boguslavskaya
Student, the Department of Korean Studies, Far Eastern Federal university,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются так называемые «Пять великих революционных опер» Северной Кореи, которые являются образцовыми примерами этого жанра. Среди них «Море крови», «Цветочница», «Расскажи, тайга!», «Песня гор Кымган» и «Верная дочь партии». Особое внимание автор уделяет сюжету данных произведений, который прославляет идеи чучхе и строится на идеях революционной борьбы. Также, в статье анализируются особенности жанра, сходства и различия с китайской «образцовой революционной оперой».
ABSTRACT
This article examines the so-called "Five Great Revolutionary Operas" of North Korea, which are perfect examples of this genre. Among them are «Sea of Blood», «The Flower Girl», «Tell O’ The Forest!», «Song of Mount Kumgang» and «A True daughter of the Party». The author pays special attention to the plot of these works, which glorifies the ideas of Juche and is based on the ideas of the fight for revolution. Also, the article analyzes the features of the genre, similarities and differences with the Chinese "exemplary revolutionary opera".
Ключевые слова: революционная опера, панчхан, стиль «комбинированный оркестр», «Море крови», «Цветочница», «Расскажи, тайга!», «Песня гор Кымган», «Верная дочь партии».
Keywords: revolutionary opera, panchang, hybrid orchestral style, «Sea of Blood», «The Flower Girl», « Tell O’ The Forest!», «Song of Mount Kumgang», «A True daughter of the Party».
В конце 60-х годов прошлого века в КНДР продолжалось движение «Трёх революций»: идеологической, технической и культурной. В рамках культурного направления Ким Чен Ир поставил задачу создать новый жанр оперы, которая могла бы совместить идеи революции и корейских национальных особенностей, чтобы популяризировать и модернизировать оперное и театральное искусство среди населения. Для реализации этих идей он предложил заменить арии на песенные куплеты, внедрить объёмные декорации, которые менялись по ходу смены действий сюжета, использовать панчхан и сочетание хореографии с драмой.
Таким образом, появился новый жанр театрального искусства – Корейская революционная опера, – созданный по примеру «образцовой революционной оперы» Китая с целью распространения идеологической пропаганды и замены пансори (традиционной корейского оперы). У китайского жанра были заимствованы различные объёмные варианты декораций, песни со строфовой формой напева и стиха, за основу которых использовалась крестьянско-народная музыка, хоровое сопровождение из-за кулис (панчхан). [5, с. 90]
В то же время корейская революционная опера имела определённые отличия: наравне с традиционными корейскими инструментами использовались оркестровые инструменты западного типа, но корейские инструменты имели преимущество перед классическими западными инструментами, что позволяло отчётливо сопровождать корейские мотивы и при этом раскрывало ценности идеологии чучхе. Этот стиль получил название «комбинированный оркестр» (паехап квангиднак).[6]
Также, в рамках этого жанра в КНДР не были запрещены темы романтической любви, мистики и магии, что было недопустимо для китайского варианта. Более того, действия большинства из революционных опер происходят в период становления КНДР (либо в период оккупации, либо во время корейской войны).
По словам Ким Ченира, революционная опера могла привлечь большего количества слушателей как в КНДР, так и за её пределами, если напевы песен были составлены так, что их можно было легко запомнить и несложно повторять. [5, с. 48] Также, Ким считал, что качественное произведение такого типа должно руководствоваться исключительно «революционными принципами» и отражать период, в который оно было поставлено. По мимо этого важными аспектами являлись эмоциональное воздействие на слушателей и красивые поэтические слова, музыка.
Первым и одним из самых известных произведений данного жанра является опера «Море крови», которая была создана на основе одноимённого фильма, вышедшего в 1969 году, и впервые показана в июле 1971 года в Пхеньянском Большом театре. Автором этой пьесы считается Ким Ирсен, а продюсером – Ким Ченир.
Для её написания был собран коллектив из самых талантливых творческих работников и артистов со всей страны. Ким Ченир непосредственно руководил всем творческим процессом: от постановки и репетиций до подбора музыки и оформления сцен театров декорациями. Благодаря этому «Море крови» было подготовлено всего за 4 месяца.
Сюжет строится вокруг борьбы корейской женщины-матери и ее семьи против японцев в оккупированной Маньчжурии в 1930-х годах. Все члены семьи испытывают на себе ужасы японского режима и армии, которые буквально превратили Корею в «море крови». В дальнейшем все герои объединяются с коммунистами, вместе с которыми они совершают революцию и уничтожают своих угнетателей. [1]
В КНДР это произведение признано идеальным примером северокорейской революционной оперы. Поэтому «Море крови» приводится в качестве образца во многих северокорейских текстах при описании стиля революционной оперы.
За этой оперой последовали и другие революционные оперы: «Цветочница», «Расскажи, тайга!», «Верная дочь партии» и «Песня о горе Кумган». Все эти произведения считаются «Пятью великими революционными операми» и с момента премьеры продолжают ставиться в Большом театре Пхеньяна.
«Цветочницу», как и «Море крови», ставили более 1000 раз. [1] Согласно официальной информации, она была написана лично Ким Ирсеном в 1930 году.
Действие произведения также разворачивается в период японской оккупации, только уже на территории Кореи. Главная героиня – Котпун – живёт вместе с матерью, старшим братом и младшей сестрой. Вместе они мечтают о счастливой и свободной жизни с семьёй. Мать и брат работают на жестокого помещика, который кровожадно обращается со своими крестьянами.
Однажды жена помещика видит сестру главной героини рядом со сливами, которые сушились на солнце, и толкает её. Девушка опрокидывает на себя стоящий рядом горячий котел и теряет зрение. В порыве гнева брат Котпун поджигает усадьбу помещика. Его ловят и заключают в тюрьму.
Мать героини больна, но вынуждена отрабатывать долги перед помещиком. Она запрещает дочери работать на него, чтобы уберечь её от этой рабской участи. Поэтому девушка продаёт цветы, чтобы купить лекарство для матери. Когда Коптун удаётся накопить достаточное количество денег для покупки лекарства, мать умирает. Тогда девушка отправляется на поиски брата, оставив сестру на попечение жителей деревни. [1]
Когда героиня добирается до места заключения брата, она узнает, что он погиб. После этого девушке снится сон, где она встречается с братом и сестрой в прекрасной свободной стране. Коптун отправляется домой одна. По дороге ей приходится ночевать на улице, так как у неё нет денег, чтобы снять комнату для ночлега.
Во время отсутствия главной героини её сестра каждый день приходила на холм возле деревни. Она плакала и звала сестру домой. К этому моменту помещица заболела. Женщина не смогла найти видимой причины своего недомогания и решила, что во всём виновата слепая девушка. Она приказала слугам отвезти сестру Коптун в лес и оставить одну. Поэтому, вернувшись домой главная героиня восстаёт против помещика. Но её смогли схватить и запереть в сарае.
В это время брат Коптун, который смог сбежать из тюрьмы и присоединиться к сопротивлению, направляется в родную деревню. По дороге он находит младшую сестру и вместе с ней движется дальше. Юноша и жители деревни вновь поднимают восстание против помещика и спасают Коптун. В заключительном действие оперы показывают счастливых сестёр и брата, которые воссоединились вновь. [1]
В 1972 году была создана революционная опера «Расскажи, тайга!». Это произведение было создано по творческим принципам оперы «Море крови» и построено на идее восхваления деятельности партизан в период Колониальной зависимости Кореи. Также, здесь затрагивается тема ценности жизни и смерти на благо дела революции. Эта постановка состоит из пролога, пяти действий и эпилога.
Главным героем оперы является сельский староста. Односельчане и собственная дочь оскорбляют и насмехаются над мужчиной, потому что он делает вид, что искренне служит японцам. Но на самом деле он ведёт подпольную борьбу с оккупантами. Мужчина собирает и отправляет революционной армии данные о положение в тылу противника, тайно помогает сельской молодёжи взорвать японскую казарму. Также, он разоблачает среди сельчан агента, который работает на неприятеля. [9]
В дальнейшем герою приходит новое задания от руководства армии: заманивать отряды японцев в горы Хонсан. Чтобы выполнить свою миссию мужчина вызывается сопровождать японский карательный отряд. Готовясь к смерти, герой раскрывает тайну о своей подпольной деятельности дочери и просит её побыть связующим с революционной армии и выполнить определённое задание в период его отсутствия. Отец и дочь дают клятву верности Ким Ирсену и покидают дом.
Мужчина заводит отряд в Хонсан, где партизанские отряды устроили засаду. Все японцы погибают, а герой получает ранение. По окончанию боя селяне понимают, что они зря осуждали старосту, ведь он был подпольным политработником партизанского отряда. Уже после освобождения села партизаны и жители отмечают победу и дают клятву вечной верности великому полководцу Ким Ирсену.
Несмотря на интересную задумку произведение подверглось критике со стороны Ким Ченира в его труде «Об искусстве оперы» за то, что герой умер до того, как стал свидетелем момента победы, а также за то, что он придерживался «устаревшего образца» использования исключительно песни, а не смесь песни и речи. [9]
В 1973 году была создана «Песня о горе Кумган». В музыке, хореографии и декорационно-художественных образах опера была выполнена согласно творческим принципам «Моря крови». Опера состоит из пролога, 7 действий и эпилога.
Главным героем постановки является композитор Хван Сокмин, который приезжает в место культурного отдыха для народа – горы Кымган, чтобы написать произведение. Созерцая природу и видя радостных жителей села Кымган, проводящих свой досуг, он вспоминает жену и дочь, о судьбе которых он ничего не знает, так как во время японской оккупации Кореи он и его семья были разлучены. С момента разлуки прошло более 20 лет. [7]
В свободное время мужчина помогает кружкам художественной самодеятельности из села. Он начинает близко общаться с членами этих объединений.
Позже Хван Сокмин уезжает в провинциальный центр, а за ним для участия в художественном фестивале следуют и участники этих кружков. В процессе постановки пьесы мужчина узнаёт, что его родная дочь играет главную роль. Когда состоялась премьера, происходит трогательный момент встречи отца и дочери. В дальнейшем они возвращаются в село Кымган, где мужчина после долгой разлуки встречается со своей женой. [7]
В произведение тепло воспеваются горы Кымган, которые раньше из-за горя были лишены своего света и цвета, а потом превратились в счастливое место для народа благодаря заботе великого Ким Ирсена.
Драматичностью своего сюжета опера подчёркивает преимущество социалистического строя КНДР, который утвердил Ким Ирсен. [7]
Оперу «Верная дочь партии» впервые показали в 1971 году. Она является единственной из «Пяти великих революционных опер» созданной в годы Корейской войны (1950-1953). Её автором считается Ким Ченир. Она состоит из пролога, 7 действий и эпилога.
Действие строится вокруг медсестры Кан Енок, которая изначально не являлась членом партии, но была очень воодушевлена непреклонным революционным духом членов Трудовой партии Кореи (ТПК), который они проявляли в боях против «американских империалистов». [2]
Девушка получила задачу самостоятельно эвакуировать в отдаленный тыловой госпиталь тяжелораненых. Ради исполнения своего долга на благо Родины она уничтожает врагов, преодолевает крутые горы и реки и борется ради товарищей по революции.
Героиня без колебаний отдаёт раненым всё: даже переливает собственную кровь в полевых условиях. Она с глубоким почтением и преданностью вождю делает всё ради партии и народа, и за это прямо на фронте её торжественно приняли в ряды членов ТПК. Впоследствии она, защитив собой раненого от града вражеских пуль, спасает его и погибает смертью храбрых. [2]
В данном произведении выдвигаются вопросы о том, что следует делать для прославления партии и каков облик истинного члена партии. Через борьбу и подвиги героини опера показывает, что настоящий член партии искренне и усердно трудится на её благо, жертвенно отдавая себя полностью партии и идеям революции. Одной из целей оперы можно считать пример для подражания, который она показывает трудовой молодёжи.
В дальнейшем в КНДР под руководством Ким Чен Ира продолжали создавать революционные оперы. Появились такие произведения как «Судьба охранника», «Под светлыми лучами солнца» и другие, которые закрепляли сложившиеся принципы нового жанра и являлись подтверждением успехов в развитие северокорейской революционной оперы.
Новые оперы, созданные по образцу «Пяти великих революционных опер», продолжают ставиться в Северной Корее и за её пределами. Например, в Китае особой популярностью пользуются «Цветочница» и «Море крови», которые неоднократно показывали во время гастролей с мая по июль 2010 года. [6]
Список литературы:
- Вдовенко А. С. Цветочница в море крови. Какие оперы ставил корейский диктатор Ким Чен Ир, он же Светлая звезда над горой Пэкту // НОЖ. — 2022.
- Верная дочь партии // Livejournal URL: https://watermelon83.livejournal.com/1053320.html (дата обращения: 21.06.2023).
- Жэнь Шуай «Образцовая революционная опера»: к проблеме специфики либретто // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. №169. С. 97-100.
- Идейное руководство искусством на примере КНДР // ForumKlassika.ru URL: http://www.forumklassika.ru/printthread.php?t=60276 (дата обращения: 21.06.2023).
- Ким Чен Ир О музыкальном искусстве. — Пхеньян: Издательство литературы на иностранных, 2004. — 239 с.
- Корейская революционная опера - Korean revolutionary opera // Викибриф URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/Korean_revolutionary_opera (дата обращения: 20.06.2023).
- Песня гор Кымган (Революционная опера КНДР) // Корейское радио URL: https://koreanradio.info/song-of-the-mountains-of-kymgan-revolutionary-opera-of-the-dprk/ (дата обращения: 20.07.2023).
- Пятерка революционных опер. "Море крови" // Livejournal URL: https://juche-songun.livejournal.com/854669.html (дата обращения: 20.07.2023).
- Революционная опера «Расскажи, тайга!» // Вконтакте URL: https://vk.com/wall-34486042_34398 (дата обращения: 21.06.2023).
- Революционная опера типа «Моря крови» // Чучхе Сонгун URL: http://juche-songun.ru/joomla/index.php?option=com_content&view=article&id=1526:---l-r&catid=41:-q-q&Itemid=67 (дата обращения: 21.06.2023).
- Юбилейный чучхейский альбом Дню основания Трудовой Партии Кореи // Livejournal URL: https://juche-songun.livejournal.com/891704.html (дата обращения: 20.07.2023).
- Alzo D.W. Reading Sea of Blood through Bertolt Brecht's The Mother: North Korean 'Revolutionary Opera' and Nationalist Allegory // Asian Journal of Literature, Culture and Society. — 2022. — №5. — С. 1-24.
- Korean revolutionary opera // infogalactic URL: https://infogalactic.com/info/Korean_revolutionary_opera (дата обращения: 20.07.2023).
Оставить комментарий