Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(24)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ
Аннотация. Статья представляет собой обзор идеологических мировоззрений ордена Тамплиеров.
Ключевые слова: орден Тамплиеров, рыцари-храмовники, аскетизм, ригоризм, идеология священной войны.
«Загадка Ордена тамплиеров» до сих пор продолжает порождать большое количество самых невероятных мифов и легенд, бросая тень на разные исторические события средневекового мира. Исследователи истории ордена признают существование некоего тайного учения, которое явилось подлинной основой могущества рыцарей. Среди рыцарей-храмовников были знаменитые Генрих Мореплаватель и Васко да Гама. Три каравеллы Христофора Колумба отправились в море под красным крестом тамплиеров. Связь с тайным орденом приписывали также Леонардо да Винчи и Исааку Ньютону. Сегодня средневековая идеология храмовников также является предметом исследования философии, в частности этики.
Орден тамплиеров, или Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, был основан в 1118-1119 годах для защиты христиан-паломников от разбойников на пути к святым местам от Яффы до Иерусалима и для охраны Гроба Господня и защиты Франкского государства от неверных. Если обратиться к названию ордена, то «рыцарями Храма Соломона» или «рыцарями Иерусалимского Храма» тамплиеры стали именовать себя только после того, как Балдуин II выделил им место под штаб-квартиру в южном крыле Иерусалимского храма. Именно «приписывание» ордена к храму предопределило дальнейшую философию и концепцию учений ордена.
«Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего» (лат. «Non nobis, Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam»), – гласит девиз тамплиеров. Жертвенное служение Богу пронизывало всю идеологию ордена. Рыцари принимали монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания. В этом проявлялся религиозный аскетизм, который рассматривается в этике как форма смирения блага самому себе, «полное подавление животных потребностей в человеке, доходящее до умерщвления плоти». Также тамплиеры принимали обет борьбы с неверными, который обязывал их сражаться с беззаветным мужеством и даже искать мученической смерти, но не отступать и не уклоняться от сражения. Белая накидка тамплиеров с красным лапчатым крестом над сердцем спереди и сзади символизировала чистоту, мужество, самопожертвование: «Попав в плен, тамплиер не должен просить ни пощады, ни выкупа, но он должен биться насмерть; и ему разрешается отступать лишь в том случае, если число нападающих больше в три раза».
Здесь религиозный аскетизм ордена близко граничит с ригоризмом – моральным принципом, суть которого заключалась в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам и в безусловном повиновении долгу. Долг рыцаря-храмовника, состоящий в служении церкви, восходит к исполнению воинской обязанности. Именно данный принцип является одним из мотивов, определяющим деятельность ордена, которая, в свою очередь, основывается на соотношении понятий о добре и зле в средневековой христианской философии. Этика Средневековья гласит, что один Бог есть высшее благо, творец мира, абсолютный источник добра и «провидец жизни» каждого человека. Путь возвращения к Богу заключается в преодолении зла, исходящего из порочных устремлений и желаний, нарушения божественных заповедей и, в конечном счете, из прочной воли человека. По Августину Блаженному, человек должен через преодоление мирских мыслей, забот и желаний в Граде Земном стремиться к совершенствованию собственной души, чтобы обрести Град Божий. Однако человек привязывается ко всему земному, ощутимому и забывает о божественном. Так, порочность человека проявляется в его забвении и отчуждении от Бога.
Идеология тамплиеров опирается на данные христианские средневековые понятия о добре и зле, где добро есть «норма бытия», а любой изъян или отклонение от нормы – зло, нарушающее исполнение божественного плана. Их соотношение проводит грань между дозволенным и запретным и объясняет идею священной религиозной войны: все, что исходит от Бога, не считается грехом, даже если и кажется таковым по человеческим меркам; «сам дьявол не делает ничего, что не позволил бы ему делать Бог» [1]. У тамплиеров молитвенная жизнь и христианский идеализм становятся неразделимы с кровью, агрессией и военным насилием. Теологическая трактовка войны в понятии храмовников была изложена Св. Бернардом, цистерцианским монахом и средневековым богословом. В трактате «Во славу нового рыцарства» и в латинском уставе «рыцарей Храма Соломона» он соединил религиозно-нравственный идеал бескорыстия, чистоты помыслов, идеальной цели служения Богу с интересами рыцарства как военно-политического института и создал концепцию религиозной войны. «Из мифологических представлений о Востоке и его богатствах и отождествлений его с Библейской Землей Обетованной, ставшей достоянием неверных, и родилась идея особого священного паломничества, войны ради Господа и освобождения его Гроба» [3, с. 304]. Св. Бернард в трактате «Жизнь рыцарей Храма, завоевывающих новые земли» прославляет убийство неверных, освобождает христиан от моральной ответственности и легализирует, таким образом, преступления во имя веры. Рыцари-монахи, воодушевленные идеей священной войны и защиты мира от неверных, уподобляются мифическому первоначальному образу христианина-рыцаря, бесстрашного и бескорыстного защитника слабых и безоружных, и в то же время становятся хладнокровными воинами и убийцами не только на поле боя.
«Бедность и милосердие» в идеологии тамплиеров также несут дуалистический характер. Гербом тамплиерам служило изображение двух всадников на одном коне. По интерпретации самих рыцарей, данный символ означал независимость от материальных благ, а также особые братские отношения внутри ордена, где его рыцари готовы были всегда поддержать друг друга. Жизнь рыцаря-храмовника преподносится как религиозный подвиг человека, прошедшего путь мученичества. Во исполнение обета бедности рыцари отдавали ордену все, чем владели, но от имени ордена могли принимать все, преподносимое в дар. Так многие тамплиеры превратились в коммерсантов и банкиров. А сам орден обрел силу не только в военном, но и в финансовом отношении. Признаком хорошего тона считалось укрепление пожертвованиями рыцарских орденов, что, в конечном счете, обратилось в финансирование самих Крестовых походов. Рыцари получали землю, наделялись рядом привилегий. Здесь деятельность Ордена тамплиеров определяется с ее экономической точки зрения.
Однако богатство ордена, его правящее положение в обществе приводит к тому, что в 1307 году инквизиция под руководством Гийома де Ногаре выносит тамплиерам обвинение в ереси и катаризме, а в 1312 году, при Филиппе IV, происходит упразднение Ордена тамплиеров папой по причине обвинения в ереси. Накопленное же имущество рыцарей было конфисковано королем.
Таким образом, идеология тамплиеров несет в себе абсолютный дуалистический характер. С одной стороны, перед нами предстает рыцарский орден как социальный институт со строгой системой норм и правил, где рыцари связываются общими обетами и обязательствами. С другой стороны, Орден тамплиеров – это способ воинственной аристократии отстоять свое право на войну с целью получения прибыли, оправдывающей свои цели идеями смирения, милосердия и борьбы за единственно верную религию.
Список литературы:
- Абеляр П. Этика, или познай самого себя // Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/abelar_etika/ (дата обращения: 28.02.2017).
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 472 с.
- Карпова С.П. История средних веков: В 2-х т. – М.: Изд-во МГУ, Печатные традиции, 2008. – Т. 1. – 681 с.
Оставить комментарий