Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(246)

Рубрика журнала: История

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Михайлюкова Н.Н. БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.С.ХОМЯКОВА: PRO ET CONTRA. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 34(246). URL: https://sibac.info/journal/student/246/303313 (дата обращения: 27.12.2024).

БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.С.ХОМЯКОВА: PRO ET CONTRA.

Михайлюкова Наталья Николаевна

магистрант, кафедра истории и археологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,

РФ, г. Тула

A.S.KHOMYAKOV'S THEOLOGICAL VIEWS: PRO ET CONTRA

 

Natalia Mikhayliukova

Master's Student, Department of History and Archeology, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

Статья раскрывает специфику творческой деятельности А.С.Хомякова в связи с идеей соборности, а также в выяснении способов взаимодействия в его творчестве различных форм культурного и религиозного опыта, связанных, с одной стороны, с новоевропейским типом сознания, а с другой, - с церковной традицией.

Актуальность и новизна статьи определяется теоретической постановкой проблемы взаимодействия церковного и культурного опыта А.С.Хомякова в процессе творческой деятельности, описанием содержания понятия соборности в его произведениях, различением и соотнесением богословской, философской и художественной сфер творчества, а также определения статуса и функции идеи соборности в каждой из них.

ABSTRACT

The article reveals the specifics of A.S.Khomyakov's creative activity in connection with the idea of conciliarity, as well as in clarifying the ways of interaction in his work of various forms of cultural and religious experience associated, on the one hand, with the New European type of consciousness, and, on the other, with the church tradition.

The relevance and novelty of the article is determined by the theoretical formulation of the problem of the interaction of A.S.Khomyakov's ecclesiastical and cultural experience in the process of creative activity, the description of the content of the concept of conciliarity in his works, the distinction and correlation of the theological, philosophical and artistic spheres of creativity, as well as the definition of the status and function of the idea of conciliarity in each of them.

 

Ключевые слова: А.С. Хомяков, богословское творчество, экклезиология, соборность, религиозное сознание, культурный опыт, гносеология.

Keywords: A.S. Khomyakov, theological creativity, ecclesiology, conciliarity, religious consciousness, cultural experience, epistemology.

 

Богословское творчество А.С. Хомякова, известного русского мыслителя, явилось плодом его сознательной установки на обновление современной ему православно-богословской мысли. Главным предметом возрождения живого духа православного богословия в учении А.С. Хомякова стала экклезиология (учение о церкви), как наиболее тонкое и органическое звено в системе православного богословия. В условиях строгой духовной цензуры мыслитель попытался преодолеть катехизическое и западно-схоластическое понимание церкви как преимущественно института иерархического законовластия, основанного на единстве организации, и обосновать реальность духовно – нравственного церковного единства как живой богочеловеческой связи в истине и любви.

Существенным основанием обновления православного богословия явился метод живого религиозного опыта, определивший богословские интуиции и прозрения А.С. Хомякова. При этом главным религиозного опыта стал для него «внутренний опыт Церкви» [3, с. 32-34].

Согласно А.С. Хомякову, именно церковный, соборный опыт только и может быть источником постижения смысла Божественного Откровения и необходимым условием богословствования, ибо назначение Церкви состоит не только в том, чтобы спасать души, но также и в том, чтобы служить критерием истины [5, с. 28].

Таким образом, Церковный соборный опыт становится не только методом его богословствования, но и критерием истинности познания, высшей формой его теологии откровения. При этом экклезиология А.С. Хомякова органически выливается в «соборную гносеологию».

Богословствование А.С. Хомякова исходит из предпосылки «несовершенства и греховности человеческой природы», которую и можно считать истоком его идеи соборности [5, с. 51-52]. Своеобразие этой весьма распространенной мысли состоит в том, что, согласно А.С. Хомякову, человек несовершенен и немощен не вследствие первородного греха, а по причине своей изначальной природной тварной ограниченности. При этом свобода человеческая не может явиться источником греха, не может привести к грехопадению.

Парадоксальность этой мысли в том, что личная свобода «греховна» без всякого прегрешения, если она остается самодостаточной и не реализует благодатный дар взаимной любви. А.С. Хомяков объясняет это тем, что единение отдельного человека с Богом всегда не совершенно.

Личное несовершенство, «бессилие духовного одиночества, питающееся грубой нечистотой каждого отдельно личного существования», должно быть очищено и свободно преобразовано силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе в Богочеловеческое совершенство – такова формула хомяковского понимания соборности [1, с. 17].

Наряду с этим соборность означает также духовное преображение множества индивидуальных воль в их свободное единство. Необходимо качественное преобразование множества несовершенных тварей посредством духовной связи взаимной любви в целостную, соборную «личность», обладающей единой волей.

Все богословие А.С. Хомякова окрашено в цвета соборности. Степень отклонения тех или иных положений его учений от православной догматики определяется именно преобладанием церковного соборного над личностным началом. Вследствие этого путь, например, личного спасения и личного обожения подменяются в богословии А.С. Хомякова соборным спасением и соборным обожением.

Также наиболее ценной и общепризнанной частью богословия Хомякова, как уже говорилось выше, является экклезиология.

В этом учении принято выделять два взаимосвязанных аспекта: христологический и пневматологический. Церковь есть одновременно и Тело Христово и полнота Духа Святого. При этом единство Тела относится к природе, «единому человеку во Христе»; полнота же Духа относится к личностям, к множеству человеческих ипостасей, из которых каждая представляет собой целое, а не только его часть. Таким образом, человек по своей природе является частью, одним из членов Тела Христова, но как личность он есть существо, содержащая в себе целое [4, с. 118-120].

В свете этих догматических положений учение А.С. Хомякова о Церкви предстает как типично «пневматологическая экклезиология». В его понимании церковь является, прежде всего, «Церковью Духа Святого», а не Церковью «Тела Живого Христа». Согласно А.С. Хомякову, Церковь была создана и непрестанно созидается реальным и непосредственным присутствием Духа Святого.

Вместе с тем христологический аспект экклезиологии Хомякова выявлен довольно слабо и имеет весьма существенные отклонения от православного догмата. Эти отклонения обусловлены тем, что мыслитель, в силу принятия тезиса о природной ограниченности твари, отказывает отдельному человеку в причастности к Телу Христову. По А.С. Хомякову, отдельная личность не может быть «сотелесной» Христу и обладать всей полнотой богочеловеческой соборности.

В чем же таком случае своеобразие и ценность учения А.С. Хомякова о Церкви? Непреходящим экклезиологическим открытием Хомякова явилась его идея об органическом единстве экклезиологии и гносеологии, способствующая пониманию Церкви не только как духовного организма, но и как духовного органона, т.е. метода и критерия постижения Божественной истины, обоснования соборности познания на основе Церковного опыта. В этом смысле экклезиологию А.С. Хомякова можно определить, как «теологию откровения», а богословие в целом как тождество учения о Церкви и учения об откровении на его высшей ступени. Не случайно, одно из главных определений Церкви, данных А.С. Хомяковым, гласит: «Церковь есть откровение святого Духа, даруемое взаимной любви христиан» [3, с. 68].

Соборное богословие А.С. Хомякова органически выливается в соборную гносеологию. Для мыслителя – вера превыше религии, ибо если религия есть человеческое установление, то вера – начало Богочеловеческое: «религия может соединять людей, но только вера связует людей не только друг с другом, но еще и с ангелами и с самим Творцом людей и ангелов» [2, с. 33].

Состояние подлинно христианской веры характеризуется по А.С.Хомякову двумя основными свойствами. Во-первых, вера есть проявление и действие всего духовного мира человека. Как только вера отвергает свою нравственную основу, она сходит на почву рационализма. Во-вторых, вера есть объективное, соборное качество. Согласно А.С.Хомякову, вера в отдельном человеке, подверженном греху, всегда субъективна и потому чревата сомнением. Характерно, что для него понятия веры и сомнения взаимоисключают друг друга.

Богословие А.С. Хомякова достигает своей высшей точки в учении об Откровении, которое представляет собой синтез соборной экклезиологии и соборной гносеологии.

В основе этого слияния лежит все то же тварное несовершенство личности. Характеризуя способность человеческого познания в плане постижения истин Откровения, А.С.Хомяков отмечает, что полное живое сознание, как условие такого постижения требует постоянной цельности и неизменяемого согласия в душе человека; человек же - «творение слабое и шаткое, ленивое умом и дряхлою волею, постоянное игралище страстей своих и чужих, жертва всякого соблазна, не может почти никогда удерживать душевного согласия. При всякой душевной тревоге и нарушении внутренней целостности образ живого сознания замутняется и искажается. Тогда якорем спасения становится частное логическое сознание, которое, при всей своей неполноте, имеет резкую твердую определенность, неподвластную страсти, вследствие самой своей отвлеченности» [5, с. 111].

Переход от «частного, логического» сознания к «полному, живому» сознанию может быть осуществлен только на пути преображения личного начала в соборное, укорененное в высшей форме Богочеловеческой соборности – Церкви. Именно в силу этого Церковь, согласно Хомякову, призвана не только к спасению душ, но и к хранению Истины во всей ее целостности и чистоте.

 

Список литературы:

  1. Благова Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С. Хомякова // Философия в России XIX — нач. XX в. Преемственность идей и поиски самобытности, 1991. - 14-23 с.
  2. Громов М.Н. Миссия славянофильства и А.С. Хомяков / М.Н. Громов // Историософское и литературное наследие А.С.Хомякова и современная Россия: Материалы Международной научной конференции (Смоленск, 11-14 мая 2001г.), 2001. — 30-39 с.
  3.  Духовное наследие А.С. Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник, 2003. – 260 с.
  4. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков A.C. Сочинения в 2 т. Т.1, 1994. – 591с.
  5. Назаров В.Н.Обоснование соборной этики в богословии А.С. Хомякова / В.Н. Назаров // Философская этика и нравственное богословие: X Рождественские образовательные чтения, 2003.- 230 с.
  6. Цимбаев Н.И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX в., 1986. – 446 с.

Оставить комментарий