Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(246)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Савостьянов Д.А. ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ. ФИЛОСОФИЯ, КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 34(246). URL: https://sibac.info/journal/student/246/303500 (дата обращения: 18.12.2024).

ПРОБЛЕМА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ. ФИЛОСОФИЯ, КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Савостьянов Даниил Александрович

студент, юридический факультет, Северо-Западный филиал Российского государственного факультета правосудия,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE PROBLEM OF SISTEMATIZATION OF SCIENTIFIC KNOWLAGE AND INTERDISCIPLINARY RELATIONS. PHYLOSOPHY AS THE BASIS OF SCIENTIFIC KNOWLADGE

 

Daniil Savostyanov

Student, Faculty of Law, Northwersten branch of the Russian State University of Justice,

Russia, Saint Petersbourg

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор проводит анализ междисциплинарных связей наук, места философии в научных методах познания мира, как смысл человеческого существования выражается в познавательской деятельности разума. В своём анализе автор аппелирует к сконструированным им философским формулам.

ABSTRACT

In the article, the author analyzes the interdisciplinary connections of sciences, the place of philosophy in scientific methods of understanding the world, how the meaning of human existence is expressed in the cognitive activity of the mind. In his analysis, the author appeals to the philosophical formulas he constructed.

 

Ключевые слова: универсальный человек, познание, разум, реализация, смысл, метанаука.

Keywords: homo universalis, cognition, mind, implementation, meaning, metascience.

 

Введение. О границах человеческого разума.

- Вопрос-1: Что мы хотим познать в этой работе?

Ответ: Мы хотим познать возможности многообразия человеческого разума и методы его исследований.

- Вопрос-2: Для чего нам это знание?

Ответ: Для осознания широты возможностей нашего разума и, как итог, возможности его дальнейшей (столь же широкой) реализации в научной и творческой деятельности.

- Вопрос-3: Что мы понимаем под реализацией?

Ответ: Под реализацией мы разумеем раскрытие потенциала предмета, его смысла.

- Вопрос-4: Что есть смысл?

Ответ: Под смыслом мы разумеем осознание человеком причины и следствия того или иного объекта природы, природы его сущности, комплекса его понятий.

- Вопрос-5: Каков смысл объекта или процесса природы?

Ответ: Как такого смысла вне сознания не существует, это представление нашего разума; homo сам осознаёт и принимает участие в процессах в природы. Мы можем говорить, что смысл процесса или объекта в их реализации, в самом существовании и поступательном их развитии.

- Вопрос-6: Что есть смысл человека?

Ответ: Смысл человека – в его реализации; всю свою историю он проходил свой диалектический путь, развивая свой разум через его поступательное развитие и усложнение. Следовательно, смысл человека – в реализации его сознательных возможностей и их развитии, обозначение смысла объектов и процессов природы вне изучающего сознания, чтобы:

a) лучше осознавать своё место во вселенной и то, как её законы влияют на человека (как бытие [esse] àвлияет на сознание [consientia]); и, исходя из этого осознания –

b) самим влиять по возможности на процессы природы для её сохранения и сохранения своего вида.

Выражение тезисов a&b в формуле:

(con) (es)

(con) – сознание

ó – взаимоопределение, взаимовлияние

(es) – бытие

- Вопрос-7: Существуют ли у человеческого сознания возможности познать большую часть вселенной?

Ответ: При расширяющихся границах областей научного знания и общей ограниченности сущности вселенских процессов (то есть невозможности их выхода за границы собственных алгоритмов) человеческое сознание, развивая научно-техническое оборудование, способно познать большую часть окружающего бытия. Иначе говоря, границы человеческого разума стремятся охватить границы самой Вселенной.

- Вопрос-8: Чем измерить границы человеческого разума?

Ответ: Измерение это мы проводим, опираясь на глубину и ясность свойства представления объекта сознания.

- Вопрос-9: Что есть представление?

Ответ: Под представлением мы разумеем главное свойство нашего сознания, применимое в искусстве, науке, религии, морали и философии, систематизации знаний и гипотез как таковых; это свойство сознания на основе полученной информации воспроизвести её в мысленных образах и, как результат, других источниках информации, эквивалентных тем, из которых сознание ранее впитало информацию – даже в случае потери эмпирических методов познания – особенно первичных (первичная эмпирика – органы чувств; вторичная эмпирика – научные эксперименты).

- Вопрос-10: Что есть наука?

Ответ: Под наукой мы разумеем частную систематизацию и комплекс знаний об объекте или процессе в природе, изучаемого нами, процесс исследования.

- Вопрос-11: Что есть общая философия (метанаука)?

Ответ: Общая философия – это область знаний и комплекс методов, изучающих взаимосвязи объектов и процессов вселенной, опираясь на междисциплинарные научные методы и знания; общую философию мы можем разделить на:

a) Логическую науку;

b) Человеческую (гуманитарную) науку;

c) Натуральную (естественную) науку.

(*) Схолий к пункту-11: Более подробный разбор классификаций наук мы рассмотрим в следующих параграфах.

Схолий к вступлению: Мы рассмотрели ключевые определения и тезисы, которые являются основы нашего дальнейшего исследования.

§1. Истоки человеческого сознания.

Человек по своей природе стремится объять и понять всю Вселенную. Это естественное стремление сознания. Эволюция постепенно вытесняла человека из его животной среды обитания, наделяла его большими способностями, возможностями контактировать с другими представителями своего вида при помощи разума. Так эволюция развивала сразу две инстанции: на первой чаше весов мы наблюдаем личностное мироощущение отдельного индивида, его сознание, понимание себя как отдельного существа – личность, тогда как на другой – союз этих личностей, их договорённости и конфликты, их взаимосвязь, поначалу кровную, а затем и имущественную, религиозную, лингвистическую, кастовую – общество.

Индивид и общество развивались друг с другом одновременно, гармонично. Не развивайся у индивида сознание – общество как таковое никогда не смогло бы сформироваться, также как и индивид – не может быть без этого общества. Связь индивида и общества подобна связи электрона и протона – они связаны притяжением, но попробуйте убрать одну частицу – и атом, который древние греки считали «неделимым» – с лёгкостью разделится. Общество более сложная структура, более сознательная, более субъективная, чем атом, а потому и делится оно намного лучше. Деление общества на группы, классы, национальности, страты привело к появлению целого ряда общественных институтов. Некоторые из них были с самого момента рождения общества – семья, религия, власть, товарообмен и производство благ. Некоторые общественные институты появлялись по мере развития общества, по ходу всё большего усложнения сознания и, в частности, большего развития проблемы между социумом и индивидом. В эпоху первобытного мира связь личного «Я» с обществом была очень сильна – и это было естественно. Подобной крепкой связи требовали тяжёлые условия выживания против природных катаклизмов, охоты хищных зверей, атак враждебных племён. Но чем дальше шло человечество, чем больше оно проходило по дороге рабовладения, феодализма и капитализма – тем сильнее контраст между «Я» и обществом усиливался. Сперва удар по связи «Я–общество» нанесла эпоха Ренессанса и дальнейшая Реформация, свергнувшие коллективную монополию католицизма над умами Европы, а затем и эпоха Просвещения с зарождающимся либерализмом и капитализмом начали изучать интересы, права и свободы отдельного индивида, который был бы свободен от того феодально-абсолютистского режима, который царствовал в европейских странах XVIII века. При этом речь не шла об отделении личности от общества или о подчинении общества – личности (сказать такое означало бы приравнять Вольтера и Руссо к Людовику XIV, Марии Терезии или Карлу V). Великие философы XVIII столетия воспевали не разрыв индивида с обществом, а перестройку общества, государства – т. е. ту кастовую, экономическую, юридическую и национальную структуру, которая и контролировала общество. Государство появилось тогда, когда начали появляться первые заветы и законы, когда начали появляться войска и дружины, когда появились деньги, а не простой первобытный товарообмен, сословная система. Государство контролировало общество сверху и, подобно конфликту «Я–общество», конфликт «общество–государство» так же усугублялся со сменой исторических эпох.

Просветители мечтали сделать личность свободной в праве духовного развития, что уже в своей сути подразумевает быть человеком – великое право и важнейшую ответственность. Общество таких просвещённых граждан должно было бы само в себе стать нравственным и этическим, оно должно было возглавить управление государством, сделать его демократическим, более… децентрализованным по меркам XVIII века. В XXI веке идеи либерализма и представительной парламентской или президентской республики не кажутся нам чем-то оригинальным или необычным. Идея демократической республики живёт ещё со времён Американской и Великой Французской революций, правда, с большим упором на гражданское общество, добровольные сознательные объединения граждан, их организации с самыми разнообразными целями: от формирования профсоюза или поисково-спасательной бригады до научного или искусствоведческого коллективного исследования.

Сознание человека не просто существует в окружающем нас мире – оно изучает его. И чем дальше развивалась история, чем сильнее сознание человека усложнялось (избавляясь от коллективного и инстинктивного поведения, которое во многом сохранялось в первобытной общине, но уже начало отмирать в новое время), тем сильнее расширялись возможности его анализа, тем больше человек делал открытий и тем больше он копил знаний о мире. Идея, выражающаяся в одном вопросе, одной мысли «А почему?..», исследование, сбор фактов, анализ и итог – открытие или переосмысление – породило такой общественный институт как науку – комплекс знаний и методов исследования окружающего нас мира, базирующиеся на рациональном мышлении и логических доказательствах.

§2. Философия науки.

В Античности наука и философия были тесно взаимосвязаны. Именно философские дисциплины (этика, эстетика, гносеология, логика, натурфилософия и др.) легли в основу гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных отраслей знаний, ставших независимыми. Более того, саму философию иногда считают целостной наукой, так как она во многом опиралась на логику и рационализм, а работы некоторых философов впоследствии послужили сильным толчком для естественных и гуманитарных наук. Фалес стал основателем идеи редукционизма – концепции объяснения сложных процессов природы их аналогией на более простых объектах. Редукционизм повлиял на идеи атомимизма Демокрита и во многом продолжает влиять на современные идеи, некоторые элементы редукционизма можно обнаружить и в диалектическом методе познания.

Учитывая взаимосвязь наук и философии, многие научные деятели Античности были людьми универсальными, как, например, Аристотель.

Философия была истоком всех знаний и исследований. Она стремилась постичь границы человеческого разума, законы природы, то, как сознание человека взаимодействует с миром извне (бытием). Сами фундаментальные вопросы философии вынуждали философов изучать разные природные процессы и объекты: звёзды на небе, строение организма, физическое притяжение, электричество, изготовление химических растворов и веществ. Философия, пытаясь изучить всю Вселенную, породила для этого множество дисциплин, которые, изучая каждая свою отрасль, дополняют общую картину мира.

В эпоху Средних веков философия оказалась под большим влиянием католической церкви. Она оставалась в некотором роде автономной, но эта автономия заключалась преимущественно в теологии, т. е. исследованию Бога через логический анализ Библии и священных писаний.

Философия как начало всех наук воскресла в эпоху Возрождения. Более того, – воскреснув, философия снова заняла лидирующее положение в умах учёных, которые во многом продолжали быть Homo Universalis. Рене Декарт был математиком, физиком и философом, Микеланджело Буонарроти занимался скульптурой, живописью, поэзией, тоже был мыслителем. Леонардо да Винчи –художник, архитектор, математик, изобретатель, – является ярчайшим представителем группы универсальных людей.

Если частная наука стремится познать окружающий мир, его элемент, то философия помимо объединений этих знаний сталкивается так же и с не менее важным вопросом – откуда идёт это стремление к познанию? Отвечая на этот вопрос, мы исследуем человеческое сознание, которое стоит в истоках любой науки, любой интеллектуальной работы.

Ошибочно думать, что учёный становится философом, что наука ведёт к философии. Это не так. Философия – это само мышление над крупным вопросом, требующим анализа и открытия, это любовь к такому оригинальному мышлению, которое ясно бы подчёркивала и оригинальность мышления личности, и оригинальность её вклада в дело познания. Да, не каждый философ может стать учёным. У многих людей, не ушедших в науку, но любящих мудрость есть и другой путь – искусство. Прекраснее всего, когда человек овладевает двумя этими стихиями. Тогда он становится воистину богоподобен и непобедим.

§3. Классификация наук.

Ещё Аристотель занимался вопросами науки. Он не разделял философию и науку, считал эти понятия синонимичными. Мудрец составил примерную структуру наук, которая начиналась с «низших» дисциплин, «поэтических», в которые входили сама поэтика и риторика; далее – шли науки «практические» – их составляли экономика, этика и политика; и, наконец, «высшие» науки, «созерцательные» дисциплины, – это математика, выше её по значимости стоит физика (названная Аристотелем «второй философией»), а на самом важном месте – главой всех главенствующих наук – философия (или «первая философия») [1].

В сущности, отобразить таблицей или даже тезисами – по пунктам все ключевые науки и дисциплины вряд ли представится даже возможным. Человеческий разум, ограниченный теми областями и вопросами, на которые он ещё не нашёл ответа – не ограничен и абсолютен там, где все тайны для него раскрыты. Именно поэтому многие науки имеют много пересечений. Разберём их на более наглядном примере.

История – наука о прошлом человечества, изучающая законы развития общества.

С историей тесно связана социология – наука о структуре общества и процессах, протекающих в нём в настоящее время.

С социологией и историей мы связываем психологию – науку о человеческом разуме, сознании и психике, определяющими наши ежедневные действия.

От психологии мы приходим к нейробиологии – науке, изучающей строение и работу нервной системы и головного мозга.

Далее мы идём к самой медицине – науке о профилактике и предотвращении физических и психических болезней организма.

От медицины мы ведём логическую цепочку до анатомии– науке о строении организма, его тканей, органов, физиологии.

С анатомией связана биология – общая наука о законах развития живых организмов: животных, растений, клеток.

С биология связаны сразу несколько наук – химия, физика и география. Перейдём к географии.

География – общая наука о строении Земли, состоянии её климата, ландшафта.

Мы связываем с географией палеонтологию – науку о вымерших существах на нашей планете, изучение их останков.

Если рассмотреть частный случай палеонтологии – останки древних видов Homo, то здесь мы говорим об антропологии – науке о биологическом и эволюционном развитии нашего вида Homo Sapiens.

А от антропологии мы возвращаемся к… истории.

Только что мы с вами сделали этот логический круг, чтобы убедиться, как одна только наука о прошлом нашего биологического вида связана с наукой о настоящем вида, наукой о сознании вида, наукой о строении мозга вида и общим строением его организма, наукой о его взаимосвязях с другими живыми существами, наукой о планете, на которой этот вид обитает, наукой о поисках останках всех живых существ и, в частности, наукой об останках нашего вида, чтобы снова прийти к его прошлому.

Подобную суть вещей мы сможем проследить и в поисках связи между логическими науками и гуманитарными или логическими и естественнонаучными.

В общих чертах все науки можно поделить на три части:

Таблица 1

Философия

Логические науки

Естественные науки

Гуманитарные науки

Логика

Биология

История

Математика

Физика

Социология

Информатика

Химия

Политология

Гносеология

Астрономия

Культурология

 

География

Правоведение

 

Классификация наук и место философии в ней

Логические науки мы можем так же назвать методологическими. Их изучение не открывает нам процессов natura universalis, как это делают химия или физика – более практические науки. В отрыве от практики логика, математика и информатика теряют смысл. Логика не существует без мышления, информатика – без компьютера, а математика – без механизма. Они не являются самим познанием непосредственно, но методологические науки могут быть ключом к изучению мира, орудием учёного в поисках истины.

Естественнонаучные знания охватывают в себе большой спектр фактов: они изучают окружающий мир и всё, что в нём заключается. Это те науки, что изучают либо бытие внешнее (мир вне тела и сознания изучающего объекта), либо бытие внутреннее (мир самого тела объекта, проводящего исследование, организм).

Гуманитарные науки заняты изучением человека, общества, коллективного и индивидуального сознаний. Так как человек является частью окружающей его природы, и она оказывается под воздействием человека так же, как и человек – под воздействием природы, то естественнонаучные и гуманитарные науки всегда будут связаны, поскольку обе крупные отрасли заняты изучением бытия внешнего и внутреннего. Пока есть взаимодействие природы и человека, пока есть этот процесс – будет сохраняться и связь научных дисциплин, общий объект и процесс их изучения. А так как связь человека и вселенной неизбежна, то и связь естественных и гуманитарных наук так же представляется нам логичной и вполне обоснованной.

Над всеми науками главным скрепляющим фактором остаётся философия, разумеющая под собой фундаментальные вопросы, на которые человеческий разум может ответить лишь комплексом наук. Особенное внимание стоит уделить философской дисциплине онтологии – учению о бытии. Мы намеренно не стали его включать ни в один из приведённых столбцов, ведь это было бы крайне некорректно как к самому учению, так и к определению «бытия» как миру вокруг нас, вне нашего сознания. Совершенно очевидно, что цель науки как таковой – изучение мира вокруг нас, изучение двух составных частей вселенной, – это α) объектов вселенной как таковых, в их частном рассмотрении; и β) процессов между этими объектами в их общем взаимодействии.

Без объектов не будет процессов, так же как и без высших процессов – законов природы, – сами объекты не смогут существовать.

Частное формирует общее – и научное познание не является исключением.

§4. Взаимосвязи наук.

Ярким примером тесной взаимосвязи наук является криминалистика. С одной стороны, она затрагивает вопросы криминальной психологии, с другой – самой криминологии, т. е. дисциплины об общих причинах совершения преступлений, их изучения как общественного явления, что уже наводит нас на мысли о пересечении криминологии и социологии. При этом стоит отдельно упомянуть судебную медэкспертизу, которая связана с анатомией, химией, медициной. Психографология – с психологией. Отдельно экспертиза занимается изучением огнестрельного оружия и пули, что могла убить человека – это мы связываем с баллистикой, отраслью физики.

Как видим, одна только наука криминалистика является, в сущности, особой комбинацией методов расследования и научных знаний из социологии, психологии, химии и анатомии, баллистики, логики, математики, правоведения, этики.

Одна наука может состоять из элементов других наук, их фактов и методологии.

Особенно взаимосвязь наук прослеживается в нашем XXI веке, когда сеть знаний о мире расширяется каждые 10 лет всё активнее и быстрее.

Взаимосвязь разных отраслей наук на протяжении всей истории человечества обусловлена не только тем фактом, что гуманитарные и естественные науки изучали общество и природу соответственно и, как итог, взаимосвязь объектов исследований приводила к взаимосвязи самих исследований. Именно осознание единства всех процессов и объектов во вселенной заставляло человека прибегать для объяснения своих новых гипотез уже открытые им ранее законы разных отраслей науки – и распоряжаться этими знаниями абсолютным образом.

Можем ли мы назвать философию – царицей наук, какой её считал Аристотель? Ответ на этот вопрос мы сможем получить, лишь ответив на два ключевых вопроса:

a) Что изучает философия и взаимосвязана ли она с другими науками?

b) Если взаимосвязь между наукой и философией есть, то распространяются ли на последнюю те же методы исследования окружающего мира и структурирования информации о нём?

На вопрос «a» мы уже ответили выше – Да! Философия имеет тесную связь с науками, так как именно философия и породила разделение общих знаний – по частным областям (подобно тому, как материальные потребности людей и организация их трудовой и предпринимательской деятельности породили разделение труда).

Вопрос «b» же для нас очень объёмен, поэтому подробнее рассмотрим его в следующем параграфе.

§5. Философия + наука.

Философия от религии отличается тем, что даже самая идеалистическая философия стремится к изучению чего-либо бесконечного и бестелесного, того, что мы называем supra naturalis, тогда как основа религии – вера. Когда религия начинает трактовать и изучать свои собственные священные писания, обосновывать их логически – она переходит в теологию, т. е., по сути, в философию религии.

Связь философии и естественных наук очевидна: и философия, и естествознание изучают бытие. Мы можем привести целый ряд работ философов, которые строили свои концепции, основываясь на достижениях физики, химии, биологии.

В чём заключается эта связь? Она заключается в том, что и философия, и наука опираются на логическое доказательство фактов, как высшего вида рационализма [2, с. 13].

Особую роль в истории развития научной мысли сыграли философские обоснования. В чём они заключаются? Первое: они адаптируют научные знания к более широкому социокультурному контексту (в нашем веке активно продвигаются прогрессивные идеи популяризации науки и творчества); второе: эти обоснования определяют эвристические, творческие программы научного познания, мышления, ориентируя учёных на новые связи между субъектом и объектом, и, как итог, на принципиально новые открытия структур, законов, форм и содержаний общего бытия [3, с. 1098].

Философия развивается постоянно вместе со всеми отраслями знаний, её движение зависит и от логических, и от естественных, и от гуманитарных наук. Сама же частная наука во многом развивается автономно, например, законы физики, открытые нами, не меняются при воздействии социальных процессов, как и социальные учения, например, этика и политология – развиваются вне зависимости от законов химии или астрономии. Междисциплинарные взаимосвязи могут влиять на методы исследований и на сами частные науки, но только ограниченно и преимущественно те, с которыми эта междисциплинарная отрасль связана. Например, астрофизика взаимно дополняет и развивает астрономию и физику вместе с высшей геометрией.

Философия – совокупность духовных открытий человечества, всех форм общественного сознания: искусства, науки, права и политики, религии, морали и других [4, с. 41].

В послесловии ко второму тому «Энциклопедии философских наук» Гегеля А. П. Огурцов пишет: «„Философия природы“ – составная часть философской системы Гегеля. Её основная задача в том, чтобы осмыслить природу в её целостности и попытаться соединить диалектику с естественными науками.» [5, с. 595].

Мы знаем, что идеи Гегеля высоко ценились Шрёдингером [6 с. 32]. Некоторые исследователи в работах Гегеля заметили предвосхищение результатов теории относительности и квантовой механики [7].

Специфика философии заключается в рефлексии – то есть возвращении к исходным позициям изучаемого нами вопроса, его переосмыслении, исследовании не только результата нашей интеллектуальной работы, но и самого мышления и его метода, благодаря которому этот итог исследования был достигнут. Философия заключает в себе гуманитарные отрасли, которые во многом есть и будут приходить в движение. Ведь как может быть точной наука, где человеческое сознание само себя анализирует и изучает? Наше сознание, имеющее материальную основу в импульсах нервной системы – это самая подвижная материя на фоне инстинктов и рефлексов, это осознающая себя материя, которая будет менять свои подходы к изучению себя наравне с собственными изменениями. Однако, некоторые законы гуманитарных наук не меняются и являются базисными; эти законы (такие как, например, исторический материализм Карла Маркса или теория пассионарности Гумилёва) основаны на принципах материалистической философии, что и делает их подходы к изучению общества более точными и логическими.

Чем более философия будет опираться в своих суждениях на научные достижения и научный подход к изучению вопроса – тем более она будет служить фактором центрального и верховного объединения научных знаний, тем качественнее она сможет развивать междисциплинарные области знаний.

§6. Метанаука. Её место в системе знаний.

Нельзя согласиться с утверждением, что метанаука (или, как её ещё называют – общая философия науки) занимается изучением только истории развития науки и её методов исследования – эту функцию в себе реализует гносеология. Метанаука скорее выступает как основание общей картины мира, развивая и дополняя междисциплинарные связи между частными науками. В сущности, метанаука – это метод, позволяющий ответить на изучаемые вопросы так, чтобы гипотеза, которую мы стремимся доказать, опиралась, если это возможно, на законы и факты более, чем одной науки.

Почему метанаука претендует на звание общей науки, общей философии, элемента, возглавляющего междисциплинарные связи научных знаний?

Такой тезис мы выдвигаем, исходя из двух суждений:

A) Философия ищет ответы на вопросы, которые в себе скрывают саму суть вселенной (Что есть человек? Существует ли бог? Что есть добро и зло? Существует ли красота?) и, открыв ответы на эти вопросы, мы сможем показать философию как основную форму научного знания;

B) Сами вопросы требуют междисциплинарного изучения природы, содержание философии многогранно так же, как многогранны и процессы во вселенной.

Иначе эту мысль можно выразить следующими примерами:

  1. Частное научное познание C* формируется из фактов A и B и их сложения

(A)+(B)=C*

Другое же научное знание D* формируется из фактов B и Q и их сложения:

{B}+{Q}=D*

В подобном условии факт B является междисциплинарным.

  1. Частные науки C* и D* образуют вместе общее знание – метанауку (M!), общую философию

C*+D*=M!

Или

(A)+(B}+{Q}=M!

Особенностью междисциплинарных знаний является постоянное расширение – наряду с частными научными знаниями.

Чем шире спектр изучаемых вопросов, тем шире спектр знаний и методов исследования, к которым мы прибегаем для поиска ответа на них.

В каком направлении развивается метанаука? Можно предположить, в направлении дальнейшего укрепления междисциплинарных связей. В древности человек изучал нашу планету и мыслил о том, что есть космос, затем он думал, есть ли что-то кроме нашей Солнечной системы, а далее – есть ли что-то кроме нашей галактики, а в нашем веке – есть ли что-то за пределами нашей Вселенной?

Главное – зачем себя посвящать метанауке? Зачем изучать философию? Зачем изучать дисциплины науки, а не остановиться в этом изучении на одной? Ответ: потому что это невозможно. Человеческий разум настолько многогранен, настолько сложен, он так прекрасно и ясно осознаёт весь окружающий его мир, что объяснить его одной только наукой – не представляется реальным. Так или иначе – даже у человека, далёкого от науки или искусства, будет определённый базовый набор знаний из разных научных областей. Этот базовый набор образуется ещё в детстве, когда ребёнок стремится изучать мир вокруг себя с интересом настоящего учёного. Лишь немногие сохраняют это стремление в будущей взрослой жизни.

Метанаука или общая философия – это общий комплекс вопросов и методов, к которым прибегают разные области наук для объяснения фундаментальных философских вопросов; учёные, делающие открытия во многих областях науки и искусства – люди универсальные или учёные-энциклопедисты – это люди метанауки, они осознавали многогранность мира и многогранность того подхода к исследованию, которое должно быть присуще учёному.

Знание можно отнести к какой-либо категории, его можно отнести в какую-либо систему классификации. Но невозможно подобным образом обойтись с мышлением – его содержание индивидуально, субъективно и не поддаётся каким-либо законам. Законам поддаётся лишь его форма. Мышление – это комбинация знаний, их перестановка, приводящие к выводу. Если мышление опирается на научные знания – оно научно уже само в себе. Если мышление опирается на обширные научные знания, разные по своим объектам и методам изучения, то оно метанучно (оно подлинно философское).

Смысл процесса или объекта – в реализации себя, в раскрытии своих возможностей с логичной причиной и таким же логичным следствием. Смысл человека – так же лежит в реализации себя, в реализации своего разума, как яркого свойства, отличающего человека от других живых существ. Талант – яркое проявление разума. Наука, искусство, философия – всё это интересует и должно интересовать человека с самого начала своего жизненного пути. В них – реализация человека, в них его смысл. Это то, с чего человек должен начинать свой путь и то, чем он должен его заканчивать. «Что я создам?» и «Что я создал?» - в зависимости от ответа на них человек либо реализовал себя, либо не имел смысла, фактически, не существовал как человек.

 

Список литературы:

  1. https://magisteria.ru/aristotle-intro/epistemologiya-i-teologiya-aristotelya (дата обращения: 26. 08. 2022)
  2. Лебедев С. А. Философия науки: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – с. 13. – Серия: Магистр.
  3. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и дополн. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. – с. 1098. – (Мир энциклопедий).
  4. Кохановский В. П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – с. 41. – (Высшее образование).
  5. Гегель Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. Отв. ред. Е. П. Ситковский. Ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. – М., «Мысль», 1975, с. 595.
  6. Шрёдингер Э. «Новые пути в физике», М., 1971, с. 32.
  7. Готт В. С., Дерюжев В. В., Перетурин А. Ф. «Гегель и некоторые идеи современной физики. – «Философские науки», 1968; №4.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.