Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(246)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
CONCEPTUAL ASPECTS OF THE STUDY SOCIAL PROBLEMS ORPHANED CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Lyubov Anikienko
Student, Department of Social Work, Amur State University,
Russia, Blagoveshchensk
Natalya Sheka
Scientific supervisor, candidate of Sociological Sciences Docent, Amur State University,
Russia, Blagoveshchensk
АННОТАЦИЯ
В последнее десятилетие в России произошло значительное обострение ранее существовавших социальных проблем, и к этим проблемам прибавилось много таких, о которых граждане России знали лишь по сообщениям в средствах массовой информации. Сегодня социальные проблемы существуют во всех сферах общественной жизни (материальной, духовной, сфере воспроизводства человека и населения). Общество и государство не могут не замечать социальных проблем, не могут не реагировать на их проявления.
Нарастание социальных проблем, их обострение требует рассматривать российскую действительность как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем. Такой взгляд на российское общество предполагает обращение к науке, прежде всего к социальным наукам, где имеется теория и методология изучения и решения социальных проблем. Одной из самых уязвимых категорий детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые составляют особую группу граждан, нуждающихся в создании условий для их полноценной адаптации, а также духовного, нравственного и физического развития. Это обуславливается наличием у данной категории специфических условий жизни.
Ни одно из развитых социологических направлений не оставило без
внимания вопрос об определении сущности социальных проблем. Социология возникла как наука, призванная решать проблемы. Можно выделить девять основных концепций социальных проблем, развитых мировой социологической мыслью: концепция социальной патологии (Г. Спенсер, У. Самнер, А. Смолл), концепция социальной дезорганизации (У. Томас, Ф. Знанецкий), концепция отклоняющегося поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), концепция символического иитеракционизма (Ч. Кули, Г. Блумер), концепция феноменологической социологии (А. Шютц, П. Бергер), концепция функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс), концепция конфликта (Г. Спенсер, К. Маркс, Р. Дарендорф, Коузер), марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс), концепция конструкционизма (Дж. Китсьюз, М. Спектор).
ABSTRACT
In the last decade, there has been a significant aggravation of pre-existing social problems in Russia, and many such problems have been added to these problems, which Russian citizens knew only from reports in the media. Today, social problems exist in all spheres of public life (material, spiritual, human and population reproduction), they affect the interests of almost all social groups. Society and the state cannot ignore social problems, cannot but react to their manifestations.
The growth of social problems, their aggravation requires considering the Russian reality as a set of interrelated and interdependent problems. Such a view of Russian society presupposes an appeal to science, primarily to the social sciences, where there is a theory and methodology for studying and solving social problems.
One of the most vulnerable categories of children are orphans and children left without parental care, who constitute a special group of citizens who need to create conditions for their full adaptation, as well as spiritual, moral and physical development. This is due to the presence of specific living conditions in this category.
None of the developed sociological trends has ignored the question of determining the essence of social problems. Sociology emerged as a science designed to solve problems.
There are nine main concepts of social problems developed by the world sociological thought: the concept of social pathology (G. Spencer, W. Sumner, A. Small); the concept of social disorganization (U. Thomas, F. Znanetsky); the concept of deviant behavior (E. Durkheim, R. Merton); the concept of symbolic and interactionism (C. Cooley, G. Bloomer); the concept of phenomenological sociology (A. Schutz, P. Berger); the concept of functionalism (R. Merton, T. Parsons); the concept of conflict (G, Spencer, K. Marx, R. Darendorf, Kouser); the Marxist concept (K. Marx, F. Engels); the concept of constructionism (J. Kitsews, M. Spector).
Ключевые слова: социальные проблемы; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; концептуальные аспекты исследования.
Keywords: social problems; orphaned children; children left without parental care; conceptual aspects of the study.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают трудности в ходе социальной адаптации, личностного и профессионального самоопределения. Из-за отсутствия примера они не в состоянии правильно сформировать представление о своей дальнейшей семейной жизни и жизни в целом. У таких детей повышенная ситуативность, недостаточная сформированность картины мира, проявляются затруднения в принятии решений задач, которые не связаны с практическими действиями и требуют мыслительных операций. При этом численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличивается.
Большой интерес представляют социологические и психологические аспекты исследования. Среди основных авторов необходимо отметить таких авторов, как С.С. Новикову, А.В. Соловьева, М.В. Демидову, В.В. Кукушкину, О.И. Иванова.
Понятие «социальная проблема» широко используется как в обыденной речи, так и в высказываниях государственных и политических деятелей. Это понятие часто применяют в газетах, на радио, телевидении. Широко используют это понятие и представители социально-гуманитарных наук. Однако так было не всегда. Еще в XIX в. для обозначения тревожащих общественность явлений использовалось другое понятие – «социальный вопрос» [2, с. 5].
В последней трети XIX в. и в начале XX в. в европейских странах и в США внимание общественности было привлечено к различным «социальным вопросам»: нищета, бедность, преступность, проституция и т. п. Но уже в конце первой половины XX в. дискуссии по поводу указанных явлений стали вести, используя другое понятие «социальная проблема». Произошедшая за несколько десятилетий смена понятий при обсуждении социальных явлений, вызывавших озабоченность и тревогу, не носила случайный характер. Обращение к термину «проблема» было связано как с его этимологией, так и с переориентацией общественного сознания.
В переводе с греческого «проблема» означает задача. Обсуждению вызывающих общественную тревогу явлений в терминах проблем тем самым придается (чаще всего в неявном виде) целенаправленный характер, ориентация на поиск способов решения проблемы. Социальная проблема предстает уже не как вопрос для дискуссий, а как задача социального действия. Впрочем, обсуждение социальных проблем достаточно долго велось с использованием обыденного языка, а в основе попыток решить отдельные социальные проблемы лежали, прежде всего, и главным образом политическая воля и требования общественности. Лишь со второй половины XX в. в мировой социологии оформляется и получает развитие новая отрасль социологического знания, которая ставит своей задачей создать систему научного сопровождения общественных устремлений, направленных на решение конкретных социальных проблем.
Для предварительного понимания того, что такое социальная проблема, приведем рассуждения известного американского социолога Р. Миллса. Он говорит: если в городе существует один безработный, то это его личная проблема (по-английски – trouble); если же в городе существуют десятки тысяч безработных, это уже «социальная проблема» (по-английски – issue).
Социологи говорят о социальных проблемах. Проблемы социальны в нескольких смыслах. Во-первых, они социальны по происхождению, т. е. они возникают в результате действия и (или) бездействия определенных групп людей. Во-вторых, они социальны по идентификации и определению, т. е. проблемы устанавливают и «озвучивают», формулируют конкретные социальные группы. В-третьих, проблемы социальны по их решению, т. е. почти всегда их решение невозможно без организованного коллективного действия. Отказ от коллективного действия или промедление приводят к обострению социальных проблем и тем самым к росту социальной напряженности в обществе, к формированию в нем социальных антагонизмов и созданию кризисной и даже революционной ситуации [2, с. 21].
Социальные проблемы рассматриваются не только с точки зрения их теоретического осмысления, но и как предмет эмпирического изучения.
Объект социологии социальных проблем – область объективной действительности, которая привлекает внимание науки. Объект существует вне и независимо от познающего субъекта. Предмет науки или отдельной отрасли знания – мыслительная конструкция, в которой отражаются в определенной системе понятий не все, а только отдельные стороны объекта науки.
Институционализация социологии социальных проблем – процесс формирования, установления и легитимации системы определенных социальных групп, организаций и учреждений, специализирующихся на выполнении специфических социальных функций, на удовлетворении конкретных общественных потребностей. В ходе институционализации новой предметной области развиваются социальные знания и формируется новое научное сообщество. Эти два важнейших аспекта процесса – когнитивный и социальный – взаимодействуют друг с другом.
Американский науковед Д. Кларк выделяет в институционализации научной дисциплины и ее предметных областей пять ступеней. Первая ступень – появление отдельных ученых-одиночек, которые ставят вопрос о необходимости формирования новой предметной области. Вторая ступень – появление «любительской науки», обществ, ассоциаций. Третья ступень – образование академической, университетской науки. Четвертая ступень – создание специализированных институтов. Пятая ступень – образование «большой» науки.
Социология социальных проблем в XIX в. находилась на первой ступени. В XX в. она переходит на вторую и третью ступени.
Изучение социальных проблем было начато в XIX в. в Европе. Одним из первых исследователей считается Ч. Бут. Он опирался на результаты движения за социальные обследования (Social survey movement). Задачей социального обследования было изучение нищеты, преступности, неграмотности, безработицы и других проблем. Обследования проводились под углом зрения вычленения тех условий, которые порождают социальные проблемы. Часто такие обследования осуществлялись представителями государственной власти и получали название survey – обследование, которое иначе формулируется как официальная инспекторская проверка положения дел в определенной области, например, на предприятии, в сфере обслуживания населения.
Ч. Бут был предпринимателем, который понимал необходимость реформ. Это осознание побудило его организовать изучение жизни и труда населения Лондона. Работа Ч. Бута обрела вид 17-ти томов, где тщательно были описаны факты, характеризующие образ жизни, уровень жизни и положение дел в сфере трудовых отношений.
Серьезной проблемой в европейских странах было положение рабочего класса, так как от него зависела судьба всех общественных отношений. Представители социалистической мысли, социального реформизма считали необходимым облегчить долю рабочих. Чтобы сделать это успешно, необходимо было получать достоверные сведения о положении рабочего класса. Очень важной в этом смысле была работа Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии».
Дело Ч. Бута продолжил Д. Боули, который повторил в начале XX в. исследование по методике Бута. Джон Боули был математиком и работал в Лондонской школе экономических наук. Его заслуга перед социологией в том, что он выдвинул и обосновал идею выборочных обследований, таких, которые позволяли на основе изучения ограниченного количества единиц наблюдения получить достоверную статистически значимую информацию обо всей совокупности соответствующих единиц.
Изучение социальных проблем проводилось не только в Великобритании, но и в других европейских странах, в частности во Франции. Например, Л. Виллерме, французский исследователь, изучал положение рабочих на отдельных промышленных предприятиях Франции. В 1840 г. опубликована работа «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажной, шерстяной и шелковой мануфактурах». Л. Виллерме изучил условия труда на этих мануфактурах, заработную плату рабочих, бюджеты семей и в целом образ жизни рабочих. Особое внимание он уделил детскому труду. Ученый показал общественности жестокость эксплуатации детей. Благодаря этой работе в 1841 г. во Франции был принят закон, регулирующий детский труд.
А. Дюшатле посвятил свои исследования изучению проблем, связанных с социальной гигиеной. Эта область выделяет социальные факторы, обусловливающие появление или распространение болезней. А. Дюшатле написал работы «Общественная гигиена», «Проституция в Париже». В ходе изучения проблем А. Дюшатле использует метод интервью и статистические данные, наблюдения.
А. Герри опубликовал две известные работы «Сравнительная статистика образования и числа преступлений в разных округах», «Очерки моральной статистики Франции».
А. Кетле написал работу: «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики». А. Кетле сформулировал идею о том, что массовые социальные процессы подчиняются статистической закономерности. После этой работы стали широко использоваться статистические методы в изучении социальных проблем П. Лазерсфельд сказал об А. Кетле: «Моральная статистика А. Кетле – это количественное изучение нефизических характеристик людей».
Ф. Ле Пле опубликовал работу «Европейский рабочий». Исследование было основано на изучении семей рабочих и строилось на базе использования метода наблюдения и свободного интервью.
Эмпирические исследования социальных проблем в Германии осуществлялись на основе опыта Франции. Соответственно и тематика социальных исследований была сходна с тематикой французов. Германские ученые сосредоточились на проведении социально-гигиенических исследований, на изучении положения бедных слоев населения, демографических и нравственных проблем. Например, Р. Вирхов провел изучение медицинского состояния района Верхней Силезии. А. Вагнер изучал самоубийства и показал их зависимость от различных факторов, в частности от погоды, религии, возраста, профессии и др. Немецкие социологи также исследовали положение рабочего класса. В частности, М. Вебер изучал положение сельскохозяйственных рабочих, а А. Левенштайн – в целом положение рабочего класса в Германии.
В США изучение социальных проблем стало осуществляться только с конца XIX в., но социологи США, позже начав изучать социальные проблемы, в дальнейшем опередили европейскую социологию в плане формирования социологии социальных проблем как самостоятельной отрасли социологического знания. Одним из первых серьезных исследований конкретной социальной проблемы было исследование расовой проблемы, проведенное У. Дюбуа. Он изучил положение негров в Филадельфии и написал книгу «Филадельфийский негр».
П. Келлог в 1909-1914 гг. провел обследование положения рабочих сталелитейной промышленности г. Питтсбурга. Это исследование привело к конкретным результатам, связанным с улучшением условий труда в сталелитейной промышленности.
Спрингфилдское обследование Ш. Харрисона было направлено на выявление острых социальных проблем, которые волнуют население Спрингфилда. Одна из особенностей этого обследования заключалась в том, что бюджет формировало само население. Ш. Харрисон организовал сбор средств. Это пример контакта социолога с населением.
Ориентация американской социологии начала XX в. на изучение конкретных социальных проблем со временем помогла решить в Америке отдельные социальные проблемы. Поначалу социальные проблемы рассматривались как проблемы моральные. Считалось, например, что бедность и богатство не результат действий безликих общественных сил, а результат действий человека, так как каждый человек самостоятельно становится бедным, а государство не должно вмешиваться в положение этих людей. Они должны искать утешение у священников и моралистов. Подобные суждения преобладали в общественном мнении США до конца XIX в. Однако ухудшение материального положения большого числа промышленных, сельскохозяйственных рабочих заставило представителей бизнеса, государственной власти, научной общественности осознать, что необходимо разрабатывать такую социальную политику, которая позволяла бы избегать обострения социальных проблем и решать их. В 1890 г. в США была создана национальная гражданская федерация, задачей которой было объединить элиту общества для решения различных социальных проблем. Одновременно с этой общественной организацией создается социологическое общество; оно начинает обосновывать идеи осуществления социальных реформ, которые опирались бы на достоверные эмпирические данные. Эти данные позволяли бы рационально и под общественным контролем расходовать выделяемые государством и неправительственными организациями средства на решение социальных проблем [2, с. 39].
Большой вклад в изучение социальных проблем был сделан Чикагской школой в американской социологии (Р. Парк и Э. Берджес, Ф. Знанецкий, У. Томас). В центре внимания чикагских социологов был город, который рассматривался ими как гигантская естественная лаборатория по изучению так называемого «естественного эксперимента над людьми», того эксперимента, который получил название Великого кризиса, поразившего в 20-30-е гг. XX в. всю мировую капиталистическую систему. Особенностью чикагской школы являлось стремление соединить теорию и эмпирию. Такое соединение предполагало, что социальные проблемы исследуются на основе предварительной формулировки научных гипотез. Конечной целью исследований чикагской школы было установление социального контроля над стихией нерегулируемых государством общественных процессов, а также достижение согласия между различными слоями общества, такого согласия, которое позволяет организованно решать конкретные социальные проблемы.
Накопленный американскими социологами в 1930-е гг. опыт изучения различных социальных проблем позволил им в начале 1950-х гг. поставить вопрос о создании специальной отрасли социального знания – социологии социальных проблем. Это сугубо американская новация. В частности, здесь проявились присущие американскому национальному характеру прагматизм и практичность, а также вера американских социологов в то, что социологическое знание – это, прежде всего то знание, которое должно позволить решать конкретные социальные проблемы. В 1950 г. было организовано общество по изучению социальных проблем. В 1953 г. началось регулярное издание специального журнала «Социальные проблемы», журнала, который выходит и сегодня.
В социологии социальных проблем развиты три онтологических представления о социальных проблемах:
1. Определение социальных проблем как сугубо объективного явления, которое существует независимо от воли и сознания действующих индивидов н групп. Социальные проблемы объективны в том смысле, что последствия их существования всегда реальны, действенны, независимо от того, осознают ли это члены общества.
2. Субъективное представление: социальные проблемы – это, прежде всего такие явления, которые определяются коллективными субъектами (группами, общностями) как проблемные, не удовлетворяющие потребностей, желаний различных коллективных субъектов. Сторонники этой традиции считают, что социальные проблемы создаются самими людьми, их сознанием.
3. Диалектическое представление, в рамках которого утверждается, что социальные проблемы включают в себя объективные и субъективные компоненты, и только наличие этих двух компонент и их взаимодействие создает социальные проблемы.
В социологии первым возникло объективистское представление о социальных проблемах. Затем стало формироваться диалектическое представление, потом – сугубо субъективистское.
Социальная проблема – конкретный тип взаимодействия между отдельным коллективным субъектом (группой, общностью) и социальной средой его существования, при котором отдельные компоненты среды неблагоприятно, отрицательно воздействуют на жизненную ситуацию субъекта, на его социокультурный статус, «ущемляют» его потребности и интересы. Вторым признаком социальной проблемы является наличие оценки каким-либо общественным субъектом существа и меры негативного воздействия социальной среды или ее отдельных компонентов на жизненную ситуацию конкретной группы, общности. Важнейшей составляющей такой оценки является утверждение о нетерпимости положения дел и формулировка требований по их изменению. Третьим признаком социальной проблемы выступает ее дискуссионность, неоднозначность способов ее определения, объяснения и понимания. В качестве четвертого признака социальной проблемы выступает требование выработки определенных коллективных действий по изменению положения дел в определенной сфере общественных отношений, в определенных условиях существования группы, общности, чьи интересы ущемляются, чьи потребности не могут удовлетворяться на социально приемлемом уровне.
Ни одно из развитых социологических направлений не оставило без внимания вопрос об определении сущности социальных проблем. Социология возникла как наука, призванная решать проблемы. Можно выделить девять основных концепций социальных проблем, развитых мировой социологической мыслью: концепция социальной патологии (Г. Спенсер, У. Самнер, А. Смолл), концепция социальной дезорганизации (У. Томас, Ф. Знанецкий), концепция отклоняющегося поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон), концепция символического иитеракционизма (Ч. Кули, Г. Блумер), концепция феноменологической социологии (А. Шютц, П. Бергер), концепция функционализма (Р. Мертон, Т. Парсонс), концепция конфликта (Г, Спенсер, К. Маркс, Р. Дарендорф), марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс), концепция конструкционизма (Дж. Китсьюз, М. Спектор).
К концепции социальной патологии как течению социологической мысли относятся исследования, в которых в явном или неявном виде используются представления о «здоровом обществе». Здоровое общество, по мысли сторонников этой концепции, – это общество, в котором живут и функционируют полноценные в генетическом, биологическом, психологическом, этническом, расовом отношении индивиды. Социальные проблемы являются результатом наличия в обществе неполноценных индивидов и групп. С. Смит («S.Pathology». New York, 1911) считал, что неполноценные индивиды порождают других неполноценных индивидов, а множество дефектных людей и групп служат основой для возникновения таких форм социального поведения, которые и создают социальные проблемы. Сторонники концепции социальной патологии предлагали решать социальные проблемы двумя способами:
1) изолировать неполноценных индивидов от общества или вообще изгнать из общества;
2) воспитывать, перевоспитывать дефективных индивидов, применять к ним различные формы дисциплинарного воздействия. Такая политика проводилась в первые десятилетия XX в. в США. В 1924 г. принят закон, снижавший квоты легального въезда иностранцев в США. Ограничения касались евреев, итальянцев, поляков, венгров, греков, русских.
Если в концепции социальной патологии возникновение социальных проблем объясняется с помощью апелляции к свойствам индивидов, то в концепции социальной дезорганизации социальные проблемы объясняют с помощью анализа обще социальных процессов, тех процессов, которые нарушают привычный социальный порядок, которые приводят к возникновению разногласий и противоречий между действующими в обществе индивидами и группами.
В концепции социальной дезорганизации «виновниками» появления социальных проблем выступают не отдельные индивиды, а социальные институты и социальные организации, которые не в состоянии удовлетворить элементарные потребности людей. Сторонники этой теории объясняют социальные проблемы тем, что действующие в данном обществе системы ценностей и норм перестают восприниматься отдельными индивидами и группами как обязательные для исполнения. Неравные темпы развития различных сфер общественной жизни (ускорение развития одних и замедление развития других) приводят к рассогласованию общественных механизмов, обеспечивающих социальный порядок в обществе.
В соответствии с концепцией отклоняющегося поведения социальные проблемы возникают в результате отклонения индивидов и групп от принятых в данном обществе стандартов. Социальные проблемы появляются как результат утраты социальными нормами своей обязательности. Тогда, когда значительное число людей начинает действовать по другим, не одобряемым в обществе, нормам.
Концепция символического интеракционизма исходит из того, что объективные обстоятельства сами по себе не создают социальных проблем. Социальные проблемы возникают в той мере, в какой конкретные люди оценивают определенные условия как неблагоприятные. Имеет значение не то, каковы объективные условия, а то, какие оценки разделяют отдельные группы людей относительно этих условий. Элемент, образующий социальные проблемы, – системы значений, смыслов, разделяемые участниками социального взаимодействия. Как люди посредством коммуникаций выработают общие определения тех или иных обстоятельств, от этого и зависит проблематичность общественной жизни.
В концепции феноменологической социологии для конструирования социальных проблем существенно не то, каковы объективные условия, а то, как эти условия переживаются в сознании простых людей, рядовых членов общества.
Разница между интеракционистами и феноменологическими социологами в том, что первые подчеркивают рациональный характер социальных проблем, а вторые акцентируют внимание на жизненном мире, мире чувствований и переживаний, который по существу предшествует рациональным способам понимания и объяснения социальных проблем.
Одно из ключевых понятий концепции функционализма – функция. Главный вклад в разработку этого понятия внес Р. Мертон. Функция в социологии должна использоваться для обозначения последствий и результатов человеческой деятельности. Различают четыре типа функций.
Эу-функции – «хорошие» функции, т. е. «хороший» результат человеческой деятельности в том смысле, что он способствует поддержанию стабильности социальных институтов, поддержанию порядка в социальной системе, сохранению предсказуемого поведения людей. Кроме результатов, способствующих стабильности социальной системы, люди могут и нередко производят результаты, нарушающие социальный порядок, подрывающие устойчивость социальной системы. По Р. Мертону, эти результаты – дисфункции. С точки зрения функционалистов, социальные проблемы возникают в обществе тогда, когда в нем накапливаются дисфункции. Таким образом, нарушается организованность социальной жизни, отдельные группы людей перестают вести себя предсказуемо.
Социальная проблема, по Р. Мертону, существует объективно. Поэтому Р. Мертон различает явные социальные проблемы и скрытые. Явные – те проблемы, которые в определенной мере осмыслены, осознаны в обществе. О существовании скрытых проблем люди не догадываются. Р. Мертон ввел также различение функций на явные и скрытые. Явные функции – результаты человеческой деятельности, соответствующие целям, намерениям деятеля. Латентные функции – результаты человеческой деятельности, которые не были предусмотрены деятелем, которые возникли помимо его намерений.
Р. Мертон требует, чтобы социологи при изучении социальных проблем исследовали, прежде всего, дисфункции и латентные функции.
В концепции конфликта основная причина возникновения социальных проблем – это социальная дифференциация, расслоение общества на группы, одни из которых концентрируют в своих руках власть и богатство, другие же лишены возможности использовать в необходимом для них объеме имеющиеся в обществе важные ресурсы. Социальные проблемы возникают в результате конфликта, противостояния различных общественных групп в их стремлении обеспечить себе достаточный уровень жизни.
Марксистская концепция – одна из разновидностей конфликтологической концепции. В соответствии с этой концепцией, социальные проблемы существуют объективно, возникают с необходимостью и могут быть разрешены в борьбе, противостоянии друг другу социальных групп, прежде всего социальных классов. Социальные проблемы должны решать сами люди.
Концепция конструкционизма представляет собой направление социологической мысли, которое считает, что социальная действительность создается, конструируется людьми. Социальные проблемы – феномены сознания, результаты деятельности коллективного сознания. Объективных оснований у социальных проблем нет. По мнению конструкционистов все прежние концепции социальных проблем были неправильны, так как они допускали, что некоторые условия могут сами по себе вызвать социальные проблемы. Конструкционисты считают, что сами условия не могут служить непосредственной причиной возникновения социальных проблем. Конструкционизм имеет два варианта:
1) строгий конструкционизм требует от социолога изучать деятельность группового сознания, изучать диалог, дискурс, в ходе которого люди конструируют социальный мир, т. е. формируют свои представления о тех проблемах, которые их волнуют;
2) контекстуальные конструкционисты считают, что позиции строгих конструкционистов должны быть дополнены анализом не только сознания группы, включающей проблему, но и сознания других социальных групп и общества в целом. Они хотят вводить в анализ социальных проблем дополнительную информацию, характеризующую ту или иную социальную проблему (например, статистические документы, данные наблюдений).
К изучению и решению социальных проблем необходим комплексный подход как особая стратегия познавательной и практической деятельности.
Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учетом тяжелой наследственности, развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Сегодня государство недостаточно стимулирует передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в другую семью, предпочитая тратить большие суммы на детские интернатные учреждения. Но и их не хватает. За последние годы численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям.
Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 6% приютских детей. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами жестокого обращения становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев и даже лет.
В настоящее время приходится констатировать, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье.
Большинству брошенных детей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные с рождения до шести месяцев, навсегда остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей.
Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго года жизни, также ведет к печальным и негативным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализоваться.
Помимо психических, психологических и психоэмоциональных проблем у воспитанников и выпускников сиротских учреждений и приютов существует еще множество нерешенных проблем: бытовая адаптация, наличие или отсутствие жилья, имущества, средств к существованию и т.д. В бытовом плане эти дети зачастую являются «вечными иждивенцами», т.к. привычка получать готовую пищу, чистую выглаженную одежду и постельные принадлежности, необходимые бытовые предметы (канцелярские товары, средства личной гигиены) у них вырабатывалась годами. Они с большим трудом адаптируются в обществе, где нужно ежедневно приобретать продукты питания и готовить из них пищу, самостоятельно следить за своим внешним видом и заниматься уборкой своего жилища, работать либо учиться без надзора воспитателей и педагогов и др. В момент выпуска из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такой ребенок считает себя освободившимся от надзора учреждения и пытается вести самостоятельный образ жизни. И лишь немногие сиротские учреждения в последние годы начали вводить в процесс психологической адаптации бытовую адаптацию: подростки, воспитывающиеся в таких «передовых» интернатах, детских домах и приютах имеют возможность делать небольшие покупки, готовить пищу, стирать, убирать помещения, подготавливаясь, к реальным условиям ежедневного быта.
После окончания пребывания ребенка в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему зачастую некуда возвращаться: квартира, из которой его забирали много лет назад, принадлежит родителям-алкоголикам, родственникам или вообще посторонним людям; другого жилья у него нет, и помощи ждать неоткуда. Очень часто ребенок, оставшийся без попечения родителей, и помещенный в государственное учреждение, имеет закрепленное за ним жилое помещение и не может быть зарегистрирован как нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.е. он не может рассчитывать на получение какого-либо отдельного жилья, и вынужден через много лет вернуться к родителям, лишенным родительских прав.
И только в последние несколько лет у нашего государства появилась возможность частично начать реализовывать программы по обеспечению жильем детей, оставшихся без попечения родителей. Но это – колоссальная проблема, требующая немалых финансовых затрат со стороны федеральных и региональных властей.
Таким образом, проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует не только объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современном этапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованию отечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощи указанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Ведь сиротство – это перманентная социальная проблема, решить ее раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства и развитие системы социальной защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Список литературы:
- Демидова М.В. Постнеклассическая аналитическая методология социальных наук: SWOT-анализ, PEST-анализ, дискурс-анализ // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17422 (дата обращения: 24.10.2023).
- Иванов О.И. Введение в социологию социальных проблем // Учебно-методическое пособие. – СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2003. – 80 с.
- Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. Издательство НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 496 с.
- Словарь философских терминов / научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2007. – XVI, 731 с.
- Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. – 939 с.
Оставить комментарий