Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(252)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Крутова А.С. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО РИМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 40(252). URL: https://sibac.info/journal/student/252/309165 (дата обращения: 27.12.2024).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО РИМА

Крутова Арина Сергеевна

студент, кафедра Психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

РФ, г. Нижний Новгород

Сулима Игорь Иванович

научный руководитель,

д-р филос. наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

РФ, г. Нижний Новгород

АННОТАЦИЯ

Проблематика философии Древнего Рима до сих пор остается актуальной и интересной для исследования. Философия Древнего Рима включает в себя широкий спектр философских направлений и идей, которые продолжают влиять на современное мышление.

ABSTRACT

The problematics of the philosophy of Ancient Rome is still relevant and interesting for research. The philosophy of Ancient Rome includes a wide range of philosophical trends and ideas that continue to influence modern thinking.

 

Ключевые слова: философия, проблематика, вопросы, актуальность.

Keywords: philosophy, problematics, issues, questions, relevance.

 

Актуальность темы в том, что философия Древнего Рима представляет интерес, прежде всего, потому, что кроме Древней Греции высокоразвитым рабовладельческим государством в Европе был Древний Рим — страна, в которой классовые противоречия рабовладельческого строя достигли высшей степени своего развития, вылились в многочисленные ожесточенные битвы между рабами и рабовладельцами, плебеями и патрициями.

В нашем быстром и технологически развивающемся мире, философия Древнего Рима может показаться устаревшей и бесполезной. Однако, на самом деле, актуальность проблематики этой философии сохраняется и в наше время.

«Философию упрекают в том, что она слишком много занимается собой, своим прошлым. Но это - не эгоцентрическое самолюбование, не нарциссизм. Все дело в природе философии как самопостигающей рефлексии, моделирующей вечно становящееся и возвращающееся к себе, самообновляющееся бытие. Самопознание сращено тут с миропознанием» Действительно, особое место истории философии в системе философского знания обусловлено, в первую очередь, спецификой философии как самоустремленной рефлексии, отражающей развивающееся бытие сущего и с необходимостью требующей постоянного возвращения к истокам, к традиции, к процессам собственного формирования и становления. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, впервые выразивший с полной определенностью идею «истории философии как философии», философское мышление оказывается осуществленным, «когда оно в заключении постигает свое собственное понятие, т.е. оглядывается назад только на свое же знание», и ни одна философская система не исчезает бесследно, а продолжает существовать в снятом виде в более поздних концепциях, вбирающих в себя все ценные и значительные завоевания развивающейся творческой мысли. Этот вывод Гегеля является удивительно продуктивным.

Одной из ключевых проблематик философии Древнего Рима была этика. Римские философы исследовали вопросы о морали, достоинстве и справедливости. В наше время эти вопросы остаются актуальными. Мы все еще сталкиваемся с моральными дилеммами и нуждаемся в нравственных принципах для ориентации в современном обществе. Идеи римской этики, особенно таких философов как Сенека и Марк Аврелий, могут быть полезными для решения этих вопросов.

Еще одной важной проблематикой, затронутой философией Древнего Рима, была политическая философия. Римские мыслители интересовались вопросами о природе государства, справедливости и права. В нашем современном мире есть также серьезные проблемы в этих областях. Философы, такие как Цицерон. Он был одним из величайших политических мыслителей Древнего Рима и его работы до сих пор являются источником вдохновения для современной политической философии.

Цицерон отстаивал идею республиканской формы правления, основанной на принципах правового государства и верховенства закона. Он признавал, что истинная власть должна исходить от народа, и поддерживал идею смешанного правления, в котором власть распределяется между различными институтами и ограничена системой проверок и противовесов. Эти идеи Цицерона стали важным фундаментом для современной демократии и республиканизма.

В его работе "О государстве" Цицерон также развивал концепцию верховенства закона. Он считал, что закон должен быть выше всех - как правителей, так и граждан. Эта идея положила основу для современной правовой системы, где закон является основополагающим принципом и пределом для действий всех граждан.

В целом, идеи Цицерона о демократии, республиканизме и верховенстве закона продолжают быть актуальными и служат основой для политической мысли и практики в современном обществе. Он призывал к участию граждан в политической жизни, обращал внимание на важность справедливости и правового порядка, а также подчеркивал значение общественного блага и общественной ответственности.

Его идеи всё равно можно применить в настоящем времени, чтобы направить наши размышления о политической справедливости и об устройстве государства.

Также важной проблематикой философии Древнего Рима является проблема свободы и ответственности. Римские философы рассматривали вопросы о том, что такое свобода и как она соотносится с понятиями ответственности и морали. Они исследовали вопросы о том, как мы можем использовать свободу правильно и какие могут быть последствия наших действий. Автором, который подробно исследовал эту проблему, был Сенека Младший (4 г. до н.э. –65 г. н.э.), римский философ, писатель и политический деятель. Сенека был сторонником стоической философии и обращал особое внимание на свободу воли и ответственность каждого человека за свои поступки. Он считал, что человек должен осознавать свою свободу выбора и принимать ответственность за свои решения, не уклоняясь от последствий.

Еще одним известным автором, затрагивавшим проблему свободы и ответственности, был Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. н.э.), римский оратор, писатель и философ. Цицерон пропагандировал идеи нравственности и этики в обществе. Он считал, что каждый человек обладает свободой выбора и ответственностью за свои поступки. При этом он подчеркивал, что свобода должна быть ограничена законом и моральными нормами, чтобы общество могло функционировать и сохранять гармонию.

Марк Аврелий (121 г. – 180 г. н.э.), последний римский император из династии Антонинов, также подробно исследовал проблему свободы и ответственности в своей философской трактовке стоицизма. Он утверждал, что свобода заключается в возможности волевого управления своими мыслями и поступками. Вместе с тем, он признавал ответственность каждого человека перед высшим законом природы и необходимость соблюдать этические нормы.

Таким образом, проблематика свободы и ответственности была актуальной не только для философов Древнего Рима, но и в современном обществе, особенно в контексте нравственных и этических дилемм, с которыми мы сталкиваемся. Идеи этих авторов продолжают влиять на современную философию, этику и право.

Проблема человеческой природы была одной из центральных вопросов, с которыми столкнулись философы Древнего Рима. Римские философы, как и их греческие предшественники, интересовались тем, чем отличается человек от других живых существ и какие у него особенности.

Одним из наиболее известных римских философов, занимавшихся проблемой человеческой природы, был Сенека. Он верил, что человек по своей сущности является животным существом, но обладает способностью мыслить, что делает его особенным. Сенека также утверждал, что люди обладают свободной волей и могут контролировать свои поступки.

Еще одним известным философом, затрагивающим проблему человеческой природы, был Марк Аврелий. Он считал, что человеческая природа основана на разуме и моральных ценностях. Аврелий также подчеркивал, что каждый человек имеет свою роль во Вселенной и должен стремиться к гармонии с природой и другими людьми.

Философы Древнего Рима также рассматривали вопрос о том, что делает человека счастливым. Некоторые, например, Эпиктет, утверждали, что истинное счастье можно обрести, избавившись от страстей и зависимостей. Другие, например, Лукреций, придерживались мнения, что счастье достигается через удовлетворение физиологических и психологических потребностей.

Проблема человеческой природы в философии Древнего Рима имела важное значение, поскольку она помогала понять, кто мы такие, какие ценности нам необходимы и как мы можем достичь счастья и гармонии.

Эти идеи о человеческой природе до сих пор актуальны, когда мы сталкиваемся с вопросами о нашей собственной сущности и идентичности. В мире, где многие стремятся к счастью и успеху, идеи римских философов, таких как Эпикур или Сенека, могут помочь нам переосмыслить наши ценности и цели в жизни.

Таким образом, философия Древнего Рима продолжает оставаться актуальной и влиятельной в наше время. Ее идеи и концепции могут помочь нам разобраться и решить некоторые сложные вопросы, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе. Более того, изучение философии Древнего Рима помогает нам лучше понять историю и развитие философии в целом. Она предлагает альтернативные идеи и взгляды, которые обогащают нашу мыслительную жизнь и помогают нам лучше понять мир, в котором мы живем.

Прежде всего, необходимо отметить, что антропологическая проблематика учений древнеримских философов оказывается созвучной исканиям современного общества, пытающегося изжить технократические и сциентистские иллюзии, соотнесенной с нынешним уровнем философского освоения мира, реализующего и переосмысливающего в поиске новых жизненных ориентиров и культурных ценностей эвристический потенциал прошлого. Сегодня, когда в качестве одной из первоочередных задач общественного развития выдвигается построение культуры гуманистической, нацеленной на создание условий для совершенствования человека и раскрытия его возможностей, ориентированной на решение сущностных проблем человеческого бытия, когда настоятельной потребностью становится искоренение различных форм нивелирования свободы личности и ее дегуманизации, обращение к наследию древнеримских мыслителей позволяет выявить антропологические идеи, тезисы и интуиции, не только сохраняющие свою значимость для сегодняшнего дня, но и приобретающие особую актуальность в свете задач современной философской антропологии.

 

Список литературы:

  1. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. №7. С. 29.
  2. Сенека. Письма к Луцилию. Москва: АСТ, 2002.
  3. Марк Аврелий. Размышления. Москва: ООО "Издательство АСТ", 2018.
  4. Цицерон. О государстве. Москва: АСТ, 2004.
  5.  Сенека Младший. "Письма другу".
  6. Цицерон. "О государстве".
  7.  Марк Аврелий. "Размышления".
  8. Эпиктет. "Разговоры".
  9. Лукреций. "О природе вещей".
  10. "Философия Древнего Рима" авторов А. Базилевский, А. Архангельский, В. Чернявский
  11. "Римская философия" автора П. Флеровский
  12. "Древнеримская мысль в пространстве и времени" автора Л. А. Васильевская
  13. "Философия Древнего Рима: антология" авторов Е. М. Кудрявцева, В. Ф. Камаева
  14. "Философские представления в Древнем Риме: от Сенеки до Боэция" автора М. Л. Моисеенко
  15. "Философия Древнего Рима: хрестоматия. В двух томах" авторов Б. С. Мамонтова, В. Ф. Черепоноса
  16. "Философия древнего Рима и древней Индии: сравнительная характеристика" автора А. Н. Николаева
  17. "Античная философия" автора А.А. Ермаков
  18. "Древнеримские философы: хрестоматия" автора С. Г. Шмелев
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий