Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(252)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8
СЕРДЦЕ СТОЛИЦЫ: ДИЗАЙН-РЕШЕНИЯ СТАНЦИЙ БОЛЬШОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ЛИНИИ И ИХ СВЯЗЬ С ПРОШЛЫМ
THE HEART OF THE CAPITAL: DESIGN SOLUTIONS OF THE STATIONS OF THE BOLSHAYA KOLTSEVAYA LINE AND THEIR CONNECTION WITH THE PAST
Viktoria Cherkashina
Student, Department of Graphic Design Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University),
Russia, Moscow
Marina Vorobyova
Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow State University of Technology and Management named after K. G. Razumovsky (First Cossack University),
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена годовщине открытия Большой Кольцевой Линии московского метрополитена в грядущем 2024 году. В работе были исследованы станции ЦСКА, Мичуринский проспект, Сокольники, Хорошевская, Рижская не только с точки зрения их архитектуры и дизайна, но и с связью с оформительскими решениями прошлого столетия, художников настоящего и прошлого, а также влиянии метро на современную жизнь.
ABSTRACT
This article is dedicated to the anniversary of the opening of the Bolshaya Koltsevaya Line of the Moscow metro in the coming 2024. The work investigated the stations of CSKA, Michurinsky Prospekt, Sokolniki, Khoroshevskaya, Rizhskaya not only from the point of view of their architecture and design, but also with the connection with the design solutions of the last century, artists of the present and the past, as well as the influence of the metro on modern life.
Ключевые слова: метро, станция, панели, освещение, приёмы, колонны, материалы, пространство, оформление, архитектурное решение, панно.
Keywords: metro, station, panels, lighting, techniques, columns, materials, space, decoration, architectural solution, panels.
“На наших глазах формируется принципиально новый образ метро - более динамичный, яркий, может быть, не такой монументальный, как раньше, но, безусловно, очень интересный”
Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москва
“Сердце столицы застучало” - именно так различные новостные издания охарактеризовали открытие Большой Кольцевой Линии московского метрополитена. Спустя 88 лет после открытия самой первой очереди завершилось строительство самой длинной по протяженности станции в мире. А это, без малого, 70 километров. Помимо своей доступности и разграничения пассажиропотоков на других линиях метро, а также комфортабельности и удобства, станции данной линии с первого дня привлекают внимание своим уникальным дизайном. Каждый из нас знает о красоте станций прошлого столетия - так называемого “сталинского ампира”. И никто не сомневается в их монументальности и помпезности. Но являются ли станции БКЛ их конкурентами в оформлении и эклектике? Так же сильно они удивляют москвичей и гостей столицы? Являются ли архитектурные решения этих станций чем-то кардинально новым или же это только дань уважения прошлому?
Задумка о строительстве БКЛ появилась еще в 40-х годах прошлого века, но вплоть до 2012 года не выходила за рамки обсуждения. Важным аспектом было не только создать удобную транспортную сеть, но и сделать её запоминающейся. Для этого привлекались архитектурные бюро, независимые архитекторы, а дизайн станций “«Мневники», «Терехово», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Рижская», «Марьина Роща» выбирали в рамках международных архитектурных конкурсов. Это привело к тому, что сейчас Большая Кольцевая Линия считается не просто одной из веток метро, но и уникальным арт-пространством, облики станций которых формируются на стыке интерьерного дизайна, паблик-арта и паблик-спейса.
Первые станции Большой Кольцевой Линии были открыты ещё в 2018 году, но это не значит, что они уступают новым. Наоборот, одна из самых привлекательных станций - ЦСКА - точно знает, как привлечь внимание проезжающих людей. Отдадим дань уважения традициям! Нас встречают скульптуры спортсменов ЦСКА. И, что примечательно, они также отчасти стараются изобразить облик современного москвича - человека сильного и спортивного. Как и на станции “Площадь Революции”, где каждая скульптура, помещённая в арочный проём, является олицетворением идеального человека Страны Советов. Но по сравнению с “Площадью Революции”, на станции “ЦСКА” нас ожидают всего 4 статуи, зато каждая из них является точным изображением конкретно человека - например, лыжника и биатлониста Николая Панкратова.
При взгляде на скульптуры не создаётся ощущения замкнутости или скованности. Они не застыли в статичной позе, а словно находятся в постоянном движении. Приглушенный белый свет плоских ламп, расположенных по обеим сторонам платформ, придаёт особой атмосфере станции. Находясь на глубине почти в 30 метров нет ощущения замкнутости, “подземности” - а это одна из вещей, с которой боролись строители и архитекторы и первой очереди метро, и БКЛ. Благодаря красочному оформлению потолка и ярким, акцентным полосам на стенах платформы создаётся ощущение музейности, немой торжественности. Остальная часть платформы, облицованная гранитом, с колоннами неправильной формы, суженной книзу, лишь дополняет интерьер, гармонирует с ним и оставляет у пассажиров приятное послевкусие от посещения.
Но если оценка дизайна станции “ЦСКА” - дело вкуса каждого, то “Мичуринский проспект” по праву считается самым красивым на всей Большой Кольцевой Линии. Почти 90% опрошенных граждан столицы выбрали именно её как самую изящную и аутентичную станцию. Это самая “китайская” станция московского метро. Разработана и оформлена она в союзе русских и китайских дизайнеров и символизирует дружбу и сотрудничество между двумя странами. Это подчеркивается не только в оформлении, главным элементом которого являются подвесные алюминиевые панно, подсвеченные мягким белом светом, с китайским орнаментом, но также и в цветах станции. Триада черного, серебристого и красного цветов подчёркивает национальные особенности, выраженные в оформлении станции, и символизирует процветание, гармонию.
Роман Баранов, главный архитектор станции “Мичуринский проспект”, делится, что для отделки стен станции использовали уникальный материал - агломерат. Это искусственный камень, по прочности не уступающий граниту, которому можно придать любой желаемый цвет. И именно красным агломератом покрыты колонным на платформе и в вестибюле. Станция привлекает своё внимание не столько оформлением, сколько обращением к культуре совершенно другой страны. В то время как станции Сокольнической или Кольцевой линии были отделаны в традиционном стиле главных республик СССР и прославляли именно их заслуги перед страной, в 21 веке мы делаем резкий переход. Теперь внимания заслуживают не только наши внутренние достижения, но и сотрудничество, дружба с другими государствами.
Большая Кольцевая Линия с самого начала задумывалась как амбициозный транспортный проект, который сможет показать возможности российских дизайнеров и архитекторов в полной мере. При этом во время строительства БКЛ не было цели в создании образного единства всех станций, как при строительстве Кольцевой линии. Напротив, важен был индивидуальный облик каждой станции по отдельности. Этим и объясняется такая разница в подходе к оформлению. Ведь важен был не только внешний облик, но и его связь с местом, где располагается станция. Такой идеологией пользовались проектировщики станций “Нагатинский Затон”, “Марьина роща” или “Авиамоторная”. Но, как бы то ни было, часть из них представляют нам стильное дизайнерское решение без определенной темы, как было, например, у “ЦСКА”.
“Рижская” небольшая станция, но по мнению многих проезжающий тоже заслуживает звания одной из самых красивых. Её оформление не связано с каким-либо конкретным событием, личность или городом. В дизайне станции преобладают космические мотивы, воображение архитектора о мире будущего. Об этом нам говорят и полукруглые арки-порталы со светодиодной подсветкой по их периметру, светлые серые панели, облицовывающие стены и потолок станции и отражающие свет, из-за чего пространство визуально расширяется.
“Рижская” одна из самых ярких станций, но не за счёт графических элементов или цветовых акцентов, а благодаря грамотному распределению света. Благодаря этому ты не ощущаешь глубину станции, а это почти 60 метров. Минималистичность в дизайне даёт преимущество данной станции, потому что можно дополнительно размещать новые коммуникативные элементы или арт-объекты. Так до недавно времени на станции функционировал волнообразный медиаэкран, который непрерывно транслировал абстрактные изображения, созданные нейросетью, чем привлекал множество людей. Футуристичный стиль, необычные инсталляции, отвечающие трендам, минимализм - все это отражает современные тренды развития дизайна не только в метро, но и в мире.
На станция “Хорошевская” отчасти воссозданы родственные с “Рижской” элементы дизайна. Минималистичность, обилие света, но вместо полукруглых арок стандартные четырёхгранные колонны, облицованные светло-фиолетовым камнем, который должен символизировать пересадку на линию соответствующего цвета. Достаточное количество пространство также достигается за счет светлого потолка и расположенных по краям платформы плоских источников света.
Но оформление не такое эффектное, как у той же “Рижской”. Главную изюминку станцию невозможно увидеть, просто проезжая мимо или ненадолго задерживаясь на перроне. По пути к вестибюлю, поднимаясь на эскалаторе на стенах будут представлены работы художников супрематистов и авангардистов 20 века - Владимира Татлина, Казимира Малевича, Эль Лисицкого. Мы видим знакомые сочетания цветом - синего, жёлтого, зеленого, красного; знакомые фигуры - треугольники, врезающиеся в круг, пересекающие друг друга узкие прямоугольники, все вместе формирующие композицию. Оммаж в честь художников недалёкого прошлого, на мой взгляд, не случаен. Именно благодаря этим людям начала развиваться та область искусства, которую мы теперь зовём графическим дизайном.
В завершении статьи хочется вернуться к тому, с чего всё начиналось. Станция “Сокольники”. В её оформлении нет скульптур и статуй как на “ЦСКА” или “Площади Революции”, нет футуристичных приёмов или этнических, национальных мотивов. Она посвящена самым первым строителям московского метро.
Станция перенасыщена художественным оформлением и включает в себя коллажи, различные сочетания шрифтов и цвета, старые фотографии и вырезки из журналов, свидетельствующие о нелёгком труде первых рабочих. Из-за обилия элементов и подстветки, расположенной ближе к краю платформы, она становится похожа атмосферой на станцию “ЦСКА”, но сохраняет свой шарм благодаря планировке станции. Одна из лестниц приведёт нас к балконным переходам, благодаря которым можно перейти на другую ветку и избежать столпотворения людей. Подобные балконы были построены на станции “Комсомольская”. “Сокольники” - это благодарность прошлому, его создателям и современное переосмысление оставленного нам наследия.
Для оформления БКЛ не жалели ресурсов: для покрытия стен, пола, колонн использовали 10 видов различных видов натуральных камней, были применены новые способы отделки и проектирования самих станций.
Большая Кольцевая Линия - уникальный проект. И уникален он не только своими техническими и внешними характеристиками, хотя они конечно играют не последнюю роль. БКЛ показывает нам, каким разным может быть дизайн, как по разному можно обыграть одни и те же вещи. Несмотря на то, что одним из трендов сейчас является минимализм и хай-тек, на каждой станции они раскрывались по своему, уникально. И если на первый раз может показаться, что многие из них похожи и не имеют никакого фирменного элемента, то нужно присмотреться внимательно к деталям. Облицовка и форма колонн, плитка на полу, системы освещения - всё это по своему раскрывает каждую станцию. По сравнению со эпохой сталинского метро БКЛ сильно уступает в архитектурном плане - мы не видим ни барельефов, ни мозаики, ни резных колонн. Но нужны ли они нам? Скоро отечественное метро будет отмечать круглую дату - 90 лет. За это время сменилось не одно поколение людей, меняются взгляды и желания общества. Сейчас перед архитекторами и дизайнерами стоят новые задачи - найти уникальные, нестандартные и самодостаточные решения, транслирующие ценности нашей эпохи.
В своём интервью социолог Оксана Запорожец сказала, что метро - “это своеобразная витрина «городских достижений» и «славного прошлого», которая показывается гостям города”. Я хочу дополнить это высказывание. Метро также хорошее напоминание всем столичным жителям о том, на что способно наше настоящее и к чему мы можем стремиться.
Список литературы:
- Александр Змеул. «Архитектурные заметки о БКЛ, Часть 1» https://archi.ru/russia/98350/arkhitekturnye-zametki-o-bkl-chast
- Александр Змеул. «Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки о БКЛ-2»
- «Метро и пассажиры: социология подземелья» https://arzamas.academy/materials/945
Оставить комментарий