Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Смирнов А.И. ИДЕНТИЧНОСТЬ ФИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/254/312797 (дата обращения: 27.12.2024).

ИДЕНТИЧНОСТЬ ФИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Смирнов Артём Игоревич

студент 1-го курса магистратуры, факультет государственного управления, Московской государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассматривается процесс развития финской гражданской идентичности в XIX – начале XX вв. Оценивается вклад Российской Империи в формирование идеологии фенномании. Раскрывается сущность «финской идентичности» и отношение к ней со стороны официальных властей Российской Империи.

 

Ключевые слова: Великое княжество Финляндское, гражданская идентичность финнов, национальная политика Российской Империи, этноконфессиональный состав Российской Империи, этнополитика.

 

Финляндия: управление этнокультурным многообразием

В конце XIX в. на территории Российской Империи проживали представители 140 этнических сообществ, в том числе около двух миллионов финнов [6], характерной особенностью которых являлось наличие собственной государственности [3, с. 186], реализуемой на правах широкой внутренней и внешней автономии в составе единого (унитарного) российского государства. Иными словами, гарантом развития этноконфессиональной идентичности народа Финляндии, нежелающего полноценно интегрироваться в общероссийское политико-административное пространство, выступали представители официальных имперских властей.

Такой подход к управлению этнокультурным многообразием должен был способствовать сохранению мирной модальности взаимоотношений между Великим княжеством Финляндским (ВКФ) и остальным государством: финнам была предоставлена возможность построения своей гражданской нации в обмен на политическую лояльность. С одной стороны, данная практика позволила избежать крупных антиправительственных выступлений и других проявлений деструктивной активности, наблюдаемых в кейсе Привислинского края. С другой, провоцировала нарастание кросскультурных противоречий между представителями ВКФ и другими народами Российской Империи.

Однако длительное время важность задачи по дистанцированию территории Финляндии от шведского государства перевешивала разумные опасения некоторых российских чиновников, связанные с ростом не только гражданского, но и этноконфессионального национализма коренного населения ВКФ. Итогом данного процесса стало складывание своеобразной «идеологии финской нации» [3, с. 187 - 188], которая ставила перед российскими властями «финскую проблему» не только в рамках имперской национальной политики, но и в сфере регионального менеджмента, затрагивая вопрос будущей территориальной целостности российского государства.

Фенномания: идеология финской нации

Своеобразной идеологией финской нации стала так называемая фенномания: система взглядов и ценностей, ставящая своей целью создание финноязычной культуры. В течение XIX в. требования ее сторонников прошли полный круг трансформации — от идеи гражданского равенства (позитивной дискриминации) в составе Российской Империи до объявления независимости финского национального государства (сецессии) [8, с. 152 - 167].

Следует отметить, что формирование финской национальной культуры во многом было связано с параллельно развивающимся процессом становления русского национального самосознания. Как отмечают некоторые исследователи «финская национальная идентичность во многом копировала его постулаты» [7, с. 348]. В частности, концепцию славянофилов «один народ — одно государство» [7, там же] или либеральный проект «политической демократизации» [5, с. 2].

Так или иначе, автономию Великого княжества Финляндского поддерживали не только представители финской этнической группы, но и официальные представители российской власти. Например, император Александр II, который всячески способствовал закреплению привилегированного положения ВКФ в составе единого российского государства. С одной стороны, целью подобной политики было укрепление мирной модальности взаимоотношений между финнами и официальными имперскими властями; с другой — апробация либеральных реформ и возможная имплементация полученного опыта на территории всего российского государства.

Ошибкой данной политики являлось некорректное восприятие финской национальной идентичности и фенноманской системы взглядов со стороны петербургских реформаторов. Большинство сторонников расширения автономии ВКФ не воспринимали Финляндию как составную часть Российской Империи, в их понимании это было отдельное государство [1, с. 149], существующее под патронажем русского императора. Итогом взаимного недопонимания стала политика русификации, которая должна была интегрировать Финляндию в общероссийское культурное пространство.

В целом, усиление влияния фенноманов можно проследить через трансформацию восприятия финской идентичности со стороны представителей российской общественной печати. Например, если изначально финны воспринимались как «верноподданные царя» [2], то ближе к концу XIX в. финское населения стало описываться как «неблагодарные отступники», а самая Финляндия как «взбунтовавшаяся окраина» [5, с. 6]

Таким образом, можно сказать, финское национальное самосознание подразумевало под собой укрепление положение финского языка, усиление этноконфессиональной идентичности, а также постепенную сецессию ВКФ и создание независимого финского государства.

Финская идентичность в Российской Империи

Финская этническая идентичность начала формироваться еще в эпоху шведского правления. Однако ее гражданская форма возникла только в XIX в. Следовательно, политика российских властей занимала ключевое место в процессе развития финского национального самосознания, главными элементами которого являлись: национализм, романтизм и либерализм.

Идеология фенномании подразумевала под собой усиление национальной идентичности финского народа. Изначально упор делался на культурных особенностях жителей ВКФ, позже к ним добавились этноконфессиональные и политические аспекты. Таким образом, финское общество должно было представлять собой граждан независимой Финляндии, использующих финский в качестве родного языка, знающих свою «великую национальную историю», а также понимающих свою принадлежность к финской этнической группе и евангелистко-лютеранской церкви.

Реализация подобного теоретического конструкта на практике вызывала справедливые опасения официальных российских властей. В особенности в конце XIX в., когда мирная модальность межэтноконфессиональных отношений между финнами и другими группами населения начала видоизменяться в негативную сторону. Подтверждением этого являются локальные конфликты между лютеранами и православными на территории приграничных губерний, в частности между финнами и «сильно обрусевшими карелами» [6].

Также следует отметить столкновение нарративов национальных идентичностей русского и финского народов. В частности, речь идет об определенных стереотипах мышления: «честный финн – вороватый русский»; «финский либерал – русский монархист»; «скромный европеец и наглый варвар» [4]. Подобные переплетения противоречий вынудили российские власти снизить степень автономии ВКФ, попытавшись сделать данную территорию частью общероссийского культурного пространства.

В свою очередь, это вызвало рост деструктивной активности финского населения, в том числе убийство Бобрикова И.Н., который являлся не только официальным представителем российских властей в регионе, но и яростным сторонником политики русификации. Следовательно, можно сказать, что на данном этапе развития русско-финских отношений было обозначено окончательное размежевание двух взаимопротивопоставляемых форм национальных идентичностей: русской и финской.

Иными словами, существование и развитие финской национальной идентичности могло реализоваться исключительно в условиях отказа центральных властей от политики унификации или же в случае предоставления ВКФ статуса независимого государства. В итоге был реализован второй вариант.

Заключение

Подводя итоги следует сказать, что финская национальная идентичность не могла сложиться в условиях шведского правления, так как для ее формирования необходимым условием являлось наличие финской государственности. Определенная политическая консолидация финской нации произошла только в эпоху вхождения Финляндии в состав Российской Империи.

Изначально формирование финской гражданской идентичности было обусловлено желанием культурно-политического отдаления финского народа от шведского государства. Однако позже этот процесс принял характер национально-освободительного движения. Нарастание противоречий в рамках политики управления этнокультурным многообразием, а также кризис мирной модальности межэтноконфессиональных отношений среди финнов и других народов Российской Империи вынудили Санкт-Петербург перейти к политике унификации. Неприятие финнами «новых правил» национальной политики имперских властей показало глубокий раскол между носителями двух разных форм гражданских идентичностей: русской и финской.

Следовательно, можно сделать выводы, что финский народ в составе Российской Империи не чувствовал себя частью единого российского государства, не относил себя к некой общероссийской культурной общности. Однако имел достаточно высокий уровень лояльности по отношению к центральной власти. Основным источником противоречий являлось слишком большое количество кросскультурных разногласий, вышедших из общественной сферы в политическое пространство.

 

Список литературы:

  1. Антюшина Н.М. Россия - Финляндия: какой была совместная история // Современная Европа. — 2011. — №3 (47). — С. 145—152.
  2. Гузаиров Т.Ш. Прагматика образа «верноподданного финна» в идеологических текстах 1809—1854 гг. // [Электронный материал] — URL: https://clck.ru/37DLAW
  3. Колесников Д.Е. Формирование национальной и исторической идентичности Финляндии // Terra Linguistica. — 2011. — №136. — С. 186—191.
  4. Лескинен М.В. Формирование и эволюция стереотипа финской честности // [Электронный материал] — URL: https://clck.ru/37DPLW
  5. Матвеевская А.С., Погодин С.Н. Восприятие финской идентичности в царской России // [Электронный материал] — URL: https://pureportal.spbu.ru/files/96417223/_.pdf — С. 1—12.
  6. «Накануне всеобщей переписи. Список народов, обитающих в Российской Империи» // [Электронный материал] — URL: https://clck.ru/37D2Bk
  7. Погодин С.Н. Фенномания и процесс становления национального самосознания в Российской Империи в XIX веке // Международные Отношения и Диалог Культур. — 2014. — №3. — С. 347—356.
  8. Туронок С.Г. Политическая конфликтология и технологии урегулирования конфликтов: учебник. – Москва: КНОРУС. — 2023. — 362 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий