Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(255)
Рубрика журнала: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10
МОРФОГЕНЕЗ САНТЬЯГО КАЛАТРАВЫ – ОТВЕТ НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАПРОС СОВРЕМЕННОСТИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются этапы творчества испанско-швейцарского архитектора Сантьяго Калатравы, прослеживается его вклад в современное зодчество, отмечается специфика основного творческого метода Калатравы – архитектурный морфогенез, который стал воплощением его ценностных художественных ориентаций.
Ключевые слова: реставрация, исторические парадные, подъезды, восстановление, этапы, Россия, Европа.
Сантьяго Калатрава Валлс – современный знаменитый испанско-швейцарский архитектор, инженер-строитель, скульптор и художник, создатель футуристических построек в самых разных городах мира, лауреат многочисленных международных архитектурных форумов, признанный в 2015 году лучшим архитектором Европы, при этом он ещё и один из самых «скандальных» архитекторов, в чьём творчестве, как утверждают критики, «нет ни одного проекта без неприятностей» [1].
Калатраву называют лидером романтического-хайтека, а его эстетику определяют, как «био-тек», в основе которого лежит морфогенез, воспринимающий архитектуру как живой организм и повторяющий в конструкциях природные биологические формы.
В научной литературе находим определение термина морфогенез (др. греч. «форма» + «возникновение»; буквально «формообразование») - «возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном, так и в историческом, или эволюционном, развитии» [2].
В архитектуре под морфогенезом понимается процесс возникновения, развития и изменения формы здания, его элементов и систем; организация архитектурного пространства, активизирующего ассоциативное мышление человека; а также опыт теоретических и прикладных разработок в архитектуре и смежных науках и даже группа методов, которые используют вычислительные процессы для создания и адаптации формы, часто в стремлении выразить технические или поведенческие функции [3].
Современный запрос на гуманную архитектурную среду заставляет градостроителей искать пути интеграции архитектурной и природной составляющей. Объединение двух начал выражается в заимствовании и переработке природных структур для создания новой архитектурной формы. Органическая архитектура, бионика в архитектуре – направления современной строительной деятельности, в этом контексте, безусловно, развивается и творчество Сантьяго Калатравы.
Калатрава один из немногих, кто использует в своих проектах знания не только архитектуры и инженерии, но и анатомии, и даже биологии, его здания гармонично вписываются в современный мир и еще много лет будут актуальны.
Архитектор отвергает подавляющую и угнетающую архитектуру, стремится к благоприятному эмоциональному и чувственному воздействию на человека с помощью стремительных, парящих архитектурных форм. Архитектура, по его убеждению, чистое творение духа, она воплощает в себе природные образы и занимается их обработкой [4]. Именно природа становится основным источником (фактором) вдохновения архитектора – как для создания теоретической, эстетической (художественной), так технологической составляющих проекта.
Сантьяго Калатрава умеет любоваться природой и находить вдохновение в совершенстве и законченности природной формы, это умение он унаследовал от своего предшественника – Антонио Гауди.
Наблюдение за природой лежит в основе почти каждого проект Калатравы. Например, при работе над своим первым проектом – вокзалом в Цюрихе, источником вдохновения стал скелет собаки, подаренный знакомым студентом – ветеринаром. Необычный подарок заставил задуматься, что у природы есть простые, но интересные решения архитектурных задач. Так же часто в его работах можно встретить крыло птицы, выполненное в железе и бетоне, при этом оно как невесомое парит над землей и совершенно не кажется тяжёлым и массивным.
Идеалы и ценности архитектуры понимаются Калатравой широко. Наверное, поэтому архитектор стремится к широте охвата осваиваемых дисциплин. Он получил образование в Испании, во Франции и Швейцарии, приобретая теоретические знания разной направленности: архитектурное проектирование, изобразительное искусство, отдельно – пристрастие к мастерству скульптора, основательное инженерное образование.
Такой широкий диапазон знаний – необходимое требование к современной архитектуре, создание которой требует дополнительных практических навыков, продиктованных и многогранностью процесса проектирования, и возрастающими требованиями к архитектурным объектам. Функциональная, техническая, эстетическая и экологическая целесообразность здания обязана работе специалистов из нескольких областей науки. Теоретическая основа в совокупности с его формирующимися идеалами и ценностями позволила Калатраве экспериментировать с архитектурными формами и воплощать в них свои художественные замыслы. Духовные устремления творца, теоретическая основа его деятельности являются «беспредметной» составляющей архитектурной системы, но при этом они при благоприятных условиях получают материальное воплощение в архитектурной форме как результате архитектурно-строительного творчества.
Основной принцип творческого метода Калатравы – исследование природных организмов и последующий перенос закономерностей их формообразования (в частности морфогенеза) на архитектуру. Таким образов, создание здания представляет собой комплексный процесс, состоящий из художественной и эмоциональной переработки формы на основе общих впечатлений, изучении принципов ее устройства и последующей трансформации в архитектурный объект. При этом объект не является прямым воссозданием оригинальной формы путем стилизации, он является результатом творческого переосмысления.
Сантьяго при этом всегда выступает против грубого «подражательства» природе, создания архитектурных «оболочек» идентичных природным: архитектор ищет основополагающую функцию организма внутри природного сообщества и превращает это в объект вдохновения для своего архитектурного творчества [5].
Примером подобного подхода является кинотеатр и планетарий L’Hemisfèric, составная часть комплекса «Город Искусств и Наук» в Валенсии. L’Hemisfèric раскрывает несколько уровней восприятия природного «заимствования», где начальная стадия, моментально воспринимаемая человеком, – внешний облик здания, имитирующий человеческий глаз. Антропоморфная форма после переосмысления архитектором и последующей переделки приобрела соответствующие для здания черты. Очевидное сходство с глазом подкреплено эскизами архитектора, выполненными в процессе творческого поиска.
Если спуститься на материальный уровень архитектуры как системы, то надо отметить, что к единицам формообразовательных систем относятся конструктивные элементы. Их вид определен конструктивной схемой здания и его архитектурным решением.
Несмотря на разнообразие форм, которые архитектор использует для вдохновения и трансформации, в его работах присутствуют повторяющиеся элементы, наличие которых обусловлено выработанными за годы практики приемами формообразования.
Для творений Калатравы характерны бетонные оболочки, повторяющие пластичность используемых архитектором форм – устремленные ввысь белоснежные пилоны мостов, динамичные наклонные опоры, сопровождающие железнодорожные платформы и галереи и т.п.
Основным строительным материалом у Калатравы является бетон, из которого выполнены и кубические блоки небоскреба Turning Torso в Мальме, и объем многофункционального кинотеатра L’Hemisfèric в Валенсии, и основные формообразующие элементы концертного зала в Тенерифе и многие другие произведения автора.
Металл и стекло, закаленное или зеркальное, также являются неотъемлемыми элементами материального инструментария архитектора. Заполненные стеклом проемы пропускают свет, придают объектам легкость, эффект свободного пространства, не отягощенного монументальностью форм.
На всех уровнях архитектурного творчества Сантьяго Калатравы мы обнаруживаем органичную целостность профессионального мировоззрения и мастерства – от убеждений, идей и ценностей к поиску интеграции архитектурного и природного опыта, до конструктивной и материальной реализации идей и убеждений.
Отвечая на глобальные вызовы современности, зодчество Калатравы воплотилось в архитектурном морфогенезе, проявившемся в конструкциях его домов, музеев, стадионов, мостов и железнодорожных станций, и ставшем воплощением его ценностных художественных ориентаций.
Список литературы:
- Быстрова Т. Архитектор-звезда Сантьяго Калатрава: ни одного проекта без неприятностей.// http://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/139/kalatrava.html
- Хайман Э. Новая морфология архитектуры. Зачем гены зданиям? // https://archi.ru/russia/40448/novaya-morfologiya-arhitektury-zachem-geny-zdaniyam
- Маевская М. Е.. Сантьяго Калатрава – создатель скульптурных небоскребов // Высотные здания , №6 2008 https://archi.ru/press/world/12206/santyago-kalatrava
- Владимир Белоголовский. Сантьяго Калатрава: скульптура в архитектуре // Building ARX , 03 https://archi.ru/press/world/4131/santyago-kalatrava
Оставить комментарий