Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 4(258)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
EDUCATIONAL POTENTIAL OF FOLK DANCE
Polina Migunova
master's student, Saratov State University named after Chernyshevsky N.G.,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В условиях глобализации общественных процессов происходит ассимилирование культур, что негативно сказывается на становление личности с четко сформированным национальным сознанием: каждое новое поколение становится все более «оторванным» от традиций и сложившихся жизненных укладов, свобода слава, мнений порождает нравственное многообразие, влияющее на общество в целом негативно. Изучение хореографии танцев народов мира позволяет погрузить занимающихся в культуру народов, познакомить с ценностями, обычаями, традициями и менталитетом. Воспитательный потенциал народного танца, к сожалению, мало изучен и решение проблем воспитания подрастающего поколения путем обучения народному танцу является актуальным вопросом.
ABSTRACT
In the context of the globalization of social processes, the assimilation of cultures occurs, which negatively affects the formation of an individual with a clearly formed national consciousness: each new generation becomes more and more “disconnected” from traditions and established ways of life, freedom of opinion, freedom of opinion gives rise to moral diversity that affects society as a whole negative. Studying the choreography of dances of the peoples of the world allows you to immerse students in the culture of peoples, introduce them to values, customs, traditions and mentality. The educational potential of folk dance, unfortunately, has been little studied and solving the problems of educating the younger generation by teaching folk dance is a pressing issue.
Ключевые слова: народные танцы, эмоциональная сфера, хореография, обучение, танцевальный коллектив, народ, танцевальное мастерство.
Keywords: folk dances, emotional sphere, choreography, training, dance group, nations, dance skills.
В современном обществе культурные процессы определяются неоднозначно: социально-экономические и политические изменения неизбежны. Вместе с тем, без культуры, как определяющего механизма взаимодействия в социуме, изменения неизбежны. В условиях глобализации общественных процессов происходит ассимилирование культур, что негативно сказывается на становление личности с четко сформированным национальным сознанием: каждое новое поколение становится все более «оторванным» от традиций и сложившихся жизненных укладов, свобода слава, мнений порождает нравственное многообразие, влияющее на общество в целом негативно. Появление новых танцевальных стилей, музыки, смешение жанров – все это оставляет отпечаток на достоянии того или иного народа. Теряются корни, происходит смена культурных ценностей. Конечно, смешение стилей иногда приводит к появлению новых танцевальных направлений, но нельзя забывать о народных истоках.
Занятия народным танцем являются отчасти решением проблемы, ведь изучение хореографии танцев народов мира позволяет погрузить занимающихся в культуру народов, познакомить с ценностями, обычаями, традициями и менталитетом. Воспитательный потенциал народного танца, к сожалению, мало изучен и решение проблем воспитания подрастающего поколения путем обучения народному танцу является актуальным вопросом.
Культура с древнейших времен оказывает огромное влияние на личность, ведь именно культура является отражением общества и его ценностей в целом. Бесспорно, занятия любым видом народного творчества имеет высокий воспитательный потенциал для развития личности. Так, традиции воспитания берут начало в народной педагогике, транслирующей опыт общества, полученный на протяжении долгих лет.
Рассматривая процесс становления личности, народная педагогика определяется как самосознание народа, которое возникло и развивалось посредством обобщения поступков людей и поведения народа в целом. Народная педагогика – это совокупность навыков воспитания и знаний, передающихся в этнокультурных традициях и художественном творчестве. Основными методами народной педагогики являются убеждение, приучение, разъяснение, успешно реализуемыми в обучении народным танцам.
Народный танец является устойчивой формой взаимодействия людей друг с другом. Во все времена танец был средством невербального общения, передавая с помощью простых движений настроение, формировал нравственный облик в духе традиций и семейных ценностей. Изучение народного танца, вне зависимости от его территориальной принадлежности, всегда подразумевает в себе освоение не только танцевальных движений, но и ритма, костюма, культуры, религии, традиций, быта, манеры, ментальности. Очень часто нехватка знаний и недостаточность в изучении стиля преподавателем сказывается на качестве обучения и номеров.
Так, занятия народным танцем обеспечивают целостный процесс становления личности посредством изучения быта народа, его обычаями, традициями, особенностями костюма и танцевальных движений.
Изучение народного танца позволяет сформировать уважение к культуре и традициям того или иного народа, предкам, жизненному укладу общества, нравственности, расширяет кругозор и развивает взаимовежливость.
Культура и народные ценности, бесспорно, формируют духовный мир личности и определяют ее ценностные ориентиры. Народный танец – неотъемлемая часть образовательной программы, формирующей всестороннюю развитую личность, влияя как на физическую составляющую и развитие выносливости, сбалансированности развитой опорно-двигательной системы, так и на нравственные качества, погружая в культурную среду знакомит с традициями и духовным миром народа.
Таким образом, народный танец имеет огромный воспитательный потенциал и дает возможность всестороннего физического развития, углубляет знания об особенностях быта и традициях народа, тем самым развивая интеллектуальную и духовную стороны личности. В результате, в процессе обучения формируется личность с высокими морально-этическими нормами. Танец каждого народа несет в себе различные символы и смыслы, познав которые познается красота танцевального искусства народа, история, житейская мудрость и наследие народа в целом, сохраненное годами и перенесенное в хореографическую постановку.
Список литературы:
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1998. – 320 с.
- Каргин А.С. Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. – 2007. – №2. – С. 3 – 8.
- Мельникова Е.П. Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности / Е.П. Мельникова // Вестник МГУКИ. – 2011. – №5. – С. 158–162
- Основные принципы изучения и разработки хореографического фольклора. (Информаця, опыт) : Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР), 1989.
- Педагогическая антропология / Сост. Б.М.Бим-Бад. М., 1998
Оставить комментарий