Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(267)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН В СРЕДНЕЙ АЗИИ: ПОЛИТИКА "ХУДЖУМ" И КУЛЬТУРНАЯ КОРЕНИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКИСТАНА
THE EMANCIPATION OF WOMEN IN CENTRAL ASIA: THE POLICY OF "KHUJUM" AND CULTURAL ROOTS ON THE EXAMPLE OF UZBEKISTAN
Gulshirin Nuriyeva
master's student, Department of National and Universal History, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,
Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
Статья рассматривает кампанию "Худжум" в Советском Узбекистане в 1920-х годах, направленную на освобождение женщин и их активное участие в общественной жизни. Исследуются этапы кампании, методы воздействия и ее значимость для социального прогресса. Особое внимание уделяется празднованию Дня 8 Марта 1927 года и вызовам, с которыми сталкивалось движение. Выводится значительный вклад женщин в борьбу за социализм и международное значение опыта раскрепощения женщин в регионе.
ABSTRACT
The article examines the "Khujum" campaign in Soviet Uzbekistan in the 1920s, aimed at the liberation of women and their active participation in public life. The stages of the campaign, methods of influence and its significance for social progress are investigated. Special attention is paid to the celebration of March 8, 1927 and the challenges faced by the movement. The significant contribution of women to the struggle for socialism and the international significance of the experience of women's emancipation in the region are deduced.
Ключевые слова: Кампания "Худжум"; Советский Узбекистан; женщины; освобождение; общественная жизнь; День 8 Марта; Празднование; сбрасывание паранджи; социализм; международное значение.
Keywords: Khujum Campaign; Soviet Uzbekistan; women; liberation; public life; March 8; Celebration; dropping the burqa; socialism; international significance.
В контексте политики советского национального строительства в Средней Азии особое внимание уделялось культурной коренизации, осуществляемой через программу "Худжум" - эмансипацию женщин. Этот процесс принято рассматривать как ключевое явление в развитии региона в период после революции.
Исследователи, анализирующие явление "Худжум" сегодня, подчеркивают его значение в контексте модернизации и социокультурного преобразования Средней Азии. Программа "Худжум" стала символом не только эмансипации женщин, но и перехода к новым социальным отношениям и образу жизни в этом регионе.
Однако, несмотря на успехи программы "Худжум", существовали и противодействующие силы. Религиозные фанатики и консервативные элементы продолжали сопротивляться изменениям, поддерживая старые обычаи и нормы. В частности, В. И. Ленин указывал на то, что: «сама постройка социалистического общества, начинается только тогда, когда мы добьемся равенства женщины, и в этой связи примемся за новую работу совместно с женщиной» [6, c. 202].
При этом, в контексте освобождения женщин в уникальных условиях республик Советского Востока, где задачи социалистического строительства стояли особенно остро необходимо было не только устранить устаревшую, эксплуататорскую структуру государственного аппарата, но и провести целый комплекс экономических, социальных и культурно-воспитательных изменений со стороны нового, социалистического управления. Коммунистическая партия рассматривала этот вопрос как неотъемлемую часть национальной политики, тесно связанной с народным стремлением к отказу от устаревших общественных отношений и постоянному улучшению и культурному обновлению национальных районов страны.
Важным моментом в борьбе за решение проблемы женщин в Средней Азии, включая Узбекистан и другие республики, стало движение "Худжум" (наступление) - широкое движение за равноправие женщин и новый образ жизни, инициированное Центральным Среднеазиатским Бюро Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (б) в конце 1926 - начале 1927 года [2, c. 189]. Это движение подчеркивало необходимость перехода от разъяснительной работы к активной борьбе за выполнение законов и указов Советского государства по освобождению женщин-узбечек от традиционных феодальных отношений.
Уже в первое десятилетие после Октябрьской революции была проведена значительная работа по фактическому освобождению женщин в Узбекистане, что подготовило почву для нового этапа. Начало движения "Худжум" произошло в период успешного завершения национально-государственного разделения республик Средней Азии. Создание суверенной Узбекской Советской Социалистической Республики открыло новые перспективы для дальнейшего продвижения вперед в работе по освобождению женщин-узбечек. В частности, первый съезд Коммунистической партии Узбекистана в своей резолюции "О работе среди женщин" подчеркнул: «С созданием самостоятельной республики... задача освобождения женщин в Узбекистане становится неотъемлемой частью политического, культурного и экономического строительства, что придает особое значение партийной работе» [4, c. 50].
Также, при достижении гендерного равноправия входили в повестку дня всех партийных конференций в Узбекистане. Значительную роль в решении этой сложной задачи сыграли поддержка центральных партийных и советских органов. 15 февраля 1925 года газета "Известия СССР" опубликовала обращение "О правах трудящихся женщин Советского Востока и необходимости борьбы со всеми видами их угнетения в экономической и семейной сфере"[3]. В котором содержался призыв: «сознательно следить за реализацией законов, защищающих права женщин, организовываться для борьбы с проявлениями угнетения и предпринимать все возможные шаги для привлечения тружениц Востока к активному участию в общественной и политической жизни на всех уровнях общественной деятельности». Все это нашло определенный отклик, среди многочисленных собраний, бесед, проводимых работниками местных советских органов, женских отделов и комсомольских организаций Республики.
При этом, обширная организационная, политическая и просветительская деятельность партии и Советского государства среди широких масс населения, сопровождаемая принудительными мерами в отношении тех, кто нарушал советские законы о равноправии женщин, способствовала укреплению самосознания женщин и их стремлению к новым жизненным реалиям. Учитывая особенности местных условий, для достижения экономического равноправия женщин в республике были приняты специальные меры по привлечению их к общественному труду. В качестве эффективного и удобного средства на первых этапах стала организация женских артельных кооперативов, что позволяло узбечкам быстрее интегрироваться в общественную и трудовую сферы.
Одним из важных этапов в освобождении экономически привязанных к земледелию крестьян, включая женщин, стал период земельно-водной реформы и проведение землеустройства в период с 1925 по 1929 годы. Эта реформа привела к ликвидации крупных феодальных хозяйств и передаче земель бедному и малоземельному крестьянству, включая женщин-крестьян. Она также сорвала социально-экономические основы феодального строя и устранение обычаев, ограничивающих доступ к ресурсам, включая право на воду для орошения земель. Постепенно женщины стали активно включаться в кооперативную деятельность, работу в местных советах и другие общественные структуры.
Принятие советского законодательства и учреждение советских судов на всей территории республики сыграли значительную роль в борьбе за реальное равенство женщин. Долгое время существование судов «казиев» и «биев» было заменено советскими судами, основанными на демократических принципах социалистического правосудия. Этот переход помог преодолеть феодальные предрассудки и устои, ограничивающие права женщин.
Культурно-просветительная деятельность стала важной составляющей процесса освобождения женщин в Узбекистане. Она началась с борьбы с неграмотностью женщин через организацию вечерних курсов, школ, пунктов азбуки. Осуществлялось также активное привлечение девушек местных национальностей в образовательные учреждения, а также развитие культурно-просветительной работы через создание женских клубов, кружков и других образовательных институтов.
Женщины-труженицы стали все активнее участвовать в общественно-политической жизни. По состоянию на конец 1926 года около 120 тысяч жительниц Узбекистана принимали участие в выборах Советов. Многие из них активно выступали на собраниях и митингах, предлагали свои кандидатуры в органы власти, а также вносили предложения по улучшению работы Советов. Количество женщин, вступивших в кооперативные организации, увеличилось с 500 до 3,5 тысячи человек за один год. При этом: «наиболее продвинутые и осознанные жительницы Узбекистана присоединялись к партии и комсомолу. К концу 1926 года в рядах Компартии Узбекистана было 812 узбечек, которые составляли 6,5% от общего числа членов партии в республике» [4, c. 22].
Период "Худжума" можно разделить на два этапа: подготовительный (с сентября 1926 года по февраль 1927 года) и основной (с марта 1927 года по 1932 год). В подготовительный период партия, Советы и общественные организации активно работали с женским населением, создавая необходимые условия для успешного развертывания "Худжума". Общие направления и конкретные указания по проведению "Худжума" были сформулированы в специальных циркулярах Средазбюро ЦК ВКП(б). В них подчеркивалась важность борьбы со старыми обычаями, выполнение законов Советского государства о равноправии женщин и привлечение к участию в "Худжуме" комсомольских и профсоюзных активистов.
Стоит указать на то, что: «"Худжум" начался в условиях низкой образованности женщин Узбекистана: только 3,6% женщин в городах и менее 1% в сельской местности были грамотными. Недостаток кадров и материальных ресурсов замедлял процесс раскрепощения, который начался постепенно, начиная с Ферганской, Ташкентской и Самаркандской областей, где были хорошие ресурсы и прошла земельно-водная реформа. Созданные Республиканская и областные комиссии координировали проведение "Худжума", а партия активно пропагандировала идеи женского равноправия. Лозунг "Долой паранджу!" был широко распространен» [1, c. 3-9]. Хотя жители высказывали предложения о декрете о снятии паранджи, партия отказалась от этой идеи в пользу политико-воспитательной работы, сосредоточившись на стимулировании женщин к осознанному отказу от наряда.
Кампания "Худжум" достигла своего пика в связи с празднованием Дня 8 Марта 1927 года. Подготовка к празднику включала разработку программы проведения, создание специальных комиссий и проведение совещаний по всем районам. В этот день тысячи женщин по всей республике вышли на площади, чтобы символически избавиться от паранджи и приветствовать новую жизнь. В городах, таких как Самарканд, Коканд и Андижан, были организованы митинги, концерты и открытие новых учреждений. Кампания "Худжум" также активно развернулась в сельской местности, где жены коммунистов выступали в числе первых, сбрасывая паранджу. Несмотря на некоторые инциденты: «такие как убийства в Намангане, где уполномоченная райкома партии организации среди женщин Ходича Гафурова и ее муж были убиты, движение к новой жизни продолжало набирать обороты. Новый виток открытия женщин наступил в 1928 году, особенно во время празднования Международного женского дня, когда сотни женщин по всей республике сбросили паранджу» [2, c. 187].
В результате кампании "Худжум" женщины Средне-Азиатских республик перешли из роли пассивных насильниц в активных борцов за свое освобождение. Их участие в общественно-производственной жизни страны заметно возросло: они стали более представленными на крупных промышленных предприятиях, в колхозах, а также активно включались в учебные заведения и общественные организации. Этот исторический опыт, включая проведение "Худжума", имеет значимость не только на местном уровне, но и международном. Современные общества, особенно те, что выбрали путь социалистического развития, признают, что реальная эмансипация женщин является неотъемлемой частью социального прогресса. Именно поэтому их интерес к истории успешного освобождения женщин в Советском Узбекистане и других восточных регионах СССР, где "Худжум" стал важным этапом на пути к равноправию и эмансипации.
Список литературы:
- Аминова, Р.X. Историческая веха в решении женского вопроса в Узбекистане // Общественные науки в Узбекистане. 1987. №5. С. 3–9.
- Дзагурова, Ю.П. Великий октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана: сборник документов и материалов. Москва, 1971. 463 с.
- Известия ЦИК СССР и ВЦИК. от 15 февраля 1925 г. № 38.
- Коммунистическая партия Узбекистана в резолюциях и постановлениях съездов. Изд. 2-е. Ташкент, 1968. 496 с.
- Коммунистическая партия Узбекистана в цифрах: Сб. стат. мат. 1924-1964 гг. Ташкент, 1964. 212 с.
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 т. 5-е изд. М.: Гос. изд-во полит. лит. 1969. Т. 39. Июнь-декабрь 1919. 623 с.
Оставить комментарий