Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Шерпаева А.А. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 14(268). URL: https://sibac.info/journal/student/268/325688 (дата обращения: 27.12.2024).

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НАТЮРМОРТА

Шерпаева Александра Анатольевна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., зав. каф. Изобразительного искусства Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE PROBLEM OF DEVELOPING COMPOSITIONAL AND IMAGINATIVE THINKING IN ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF LEARNING ACADEMIC STILL LIFE PAINTING

 

Alexandra Sherpaeva

student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Oleg Shalyapin

scientific supervisor, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department Fine Arts Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема развития композиционно-образного мышления у подростков в процессе обучения изобразительному искусству. Развитие композиционно-образного мышления является основой создания выразительного образа натюрморта. Подростки, сталкивающиеся с трудностями в этой области, не только испытывают недостаток изобразительных навыков, но и демонстрируют непонимание принципов композиции и выразительности. Для преодоления этих трудностей необходимо применять определенные методы и приемы обучения, основанные на ключевых положениях методики изобразительного искусства.

ABSTRACT

The article deals with the problem of the development of compositional and imaginative thinking in adolescents in the process of teaching fine arts. The development of compositional and imaginative thinking is the basis for creating an expressive image of a still life. Teenagers who face difficulties in this field not only lack visual skills, but also demonstrate a lack of understanding of the principles of composition and expressiveness. To overcome these difficulties, it is necessary to apply certain teaching methods and techniques based on the key provisions of the methodology of fine art.

 

Ключевые слова: композиция; образное мышление; подростки; художественный образ; натюрморт.

Keywords: composition; imaginative thinking; teenagers; artistic image; still life.

 

Начинать изучение мыслительных процессов и их связи с чувствами следует с определения того, как соотносятся между собой композиция и мышление, и какое воздействие они оказывают на формирование образа.

Как пишет Л. С. Рубинштейн «Мышление — это опосредованный и обобщенный процесс отражения окружающей среды в ходе анализа и синтеза. Данный процесс возникает на основе практической деятельности чувственного познания и выходит за его пределы» [3, с. 37].

Мыслительные процессы не могут функционировать отдельно от других познавательных процессов, таких как представление, восприятие, воображение и ощущение. Мышление и мыслительные процессы помогают человеку понять суть вещей и явлений. В то время как ощущения отражают реальность отдельных сторон, качеств, признаков, восприятие представляет собой совокупность всех этих характеристик. Благодаря процессу мышления возможно отразить такие характеристики объектов и явлений, которые не всегда могут быть определены исключительно с помощью органов чувств.

Существуют некоторые виды мышления, которые обладает своей уникальной направленностью. Одной из таких форм является композиционно-образное мышление. Чтобы лучше понять этот тип мышления, стоит проанализировать его составные части: образное и композиционное мышление.

Как считает Р. Арнхейм «Образное мышление — это мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Оно входит, как существенный компонент во все, без исключения, виды человеческой деятельности» [1, с. 58]. Результатом образного мышления становится новое, неожиданное понимание предмета, его образ, который дополняет уже имеющееся представление, основанное на предыдущих знаниях.

Композиционное мышление O.H. Чигинцева определяет, как «особый познавательный процесс, связанный с осмыслением и отражением цельного образа мира в отдельном художественном образе, направленный на поиск лучшей организации фиксированных элементов (линии, форм, цветов, образов и др.), что обусловлено закономерностями композиции» [5, с. 11].

Таким образом, композиционно-образное мышление можно определить, как особый вид познавательной деятельности, направленный на создание обобщенного образа мира через художественный образ. Этот процесс включает в себя знание основных принципов композиции, а также умение создавать художественные образы в процессе композиционной деятельности, используя средства художественной выразительности.

Важно обратить внимание на конкретные проявления композиционно-образного мышления в подростковом возрасте. Чтобы лучше понять способности учеников подросткового возраста в художественной деятельности важно определить возрастные психологические закономерности развития композиционно-образного мышления подростков, поскольку развитие мышления в разные возрастные периоды происходит неодинаково.

Среди ключевых моментов возрастной психологии подростков можно выделить следующие особенности: «мощный подъём воображения и первые зачатки созревания фантазии» (Л. С. Выготский), «конкретную и критическую направленность мышления» (Е. И. Игнатьев), «формирование активного, самостоятельного, творческого мышления» (Д. И. Фельдштейн) [2, с. 9].

Таким образом эмоциональная мотивация, формирование нравственных установок, активное познание с опорой на связь мышления и воображения становятся ключевыми компонентами развития творческого потенциала учащихся.

При обучении учеников живописи натюрморта важно уделить внимание развитию их композиционного и образного мышления, считая этот этап важным для создания образа в живописи с натуры.

Для подростков необходимо знать и понимать композиционные средства выразительности, и их роли в воплощении объектов окружающей действительности, а также необходимо уметь преобразовывать мысленные образы в творческий продукт при помощи средств композиционной выразительности. Выразительность композиции зависит от множества факторов. К ним относятся правильный выбор формата, распределение массы и света, использование контрастов и создание ритма.

Развитие композиционно-образного мышления подразумевает освоение средств выразительности, преобразование мысленных образов в творческий продукт и знание принципов гармонии, равновесия, контраста и ритма. Овладение этими принципами позволяет ученикам создавать более выразительные и запоминающиеся натюрморты.

В заключение можно отметить, что развитие композиционно-образного мышления является важным фактором в формировании художественных способностей подростков. Изучение основных принципов композиции и средств художественной выразительности позволяет школьникам более глубоко осваивать технику создания живописного образа с натуры, способствует развитию их творческого потенциала и формированию художественного вкуса. Учителям необходимо учитывать возрастные психологические особенности подростков, опираться на их активную познавательную деятельность и творческие проявления, чтобы эффективно развивать композиционно-образное мышление и повышать качество художественных работ учеников.

 

Список литературы:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В. Н. Самохина / М.: Прогресс, 1974. — 180 с.
  2. Канунникова Т.А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / М., 2016. — 20 с.
  3. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — 143 с.
  4. Терещенко Н.А. Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / М., 2005. — 21 с.
  5. Чигинцева О.Н. Развитие композиционного мышления младших школьников // Искусство в школе. — 2011. — №2. — C. 10-12.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий