Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 7(27)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОЛИДАРНОСТИ В ТЕОРИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖОНА РОЛЗА
Политико-философская концепция Ролза была изложена им в книге "Теория справедливости", изданной в 1971 году. Данная работа снискала широчайший успех сразу после издания, а Ролз в 1970-х стал настоящим патриархом политической философии. Но главным успехом его концепции являлось то, что популярность "Теории справедливости" вышла за границы академических кругов и дошла до кабинетов политиков, став основой многих политических программ [1, 73]. Это определяет важность исследования политической философии Дж. Ролза, в частности того, как в его теории представлена связь между солидарностью индивидов и принципами справедливости.
Солидарность играет фундаментальную роль в концепции Ролза. Она выражена в общественном договоре, изложение которого на более высоком уровне абстракции философ называет основной целью своей теории. Такой высокий статус солидарности объясняется тем, что объектами исходного соглашения индивидов в концепции Ролза являются принципы справедливости, регулирующие базисную структуру общества: "Это такие принципы, которые свободные и рациональные индивиды, преследующие свои интересы, в исходном положении равенства примут в качестве определяющих фундаментальные соглашения по поводу своего объединения... они специфицируют виды социальной кооперации, которые могут возникнуть, и формы правления, которые могут быть установлены" [2, 26].
Базисная структура общества в понимании Ролза − это первичный субъект справедливости. Она представляет собой пути распределения основных прав и обязанностей первичными социальными институтами. В свою очередь, под такими институтами мыслитель понимает конституцию, базисные положения экономического и социального устройства. Ролз полагает, что принципы справедливости должны применяться к базисной структуре потому, что она существенно влияет на приоритет социальных положений и углубляют неравенство. Именно принципы справедливости влияют на выбор политических, социальных и экономических устройств − важнейших составляющих системы человеческого общества [3].
На достижение согласия индивидов о пунктах общественного договора существенное влияние оказывают те условия, в которых находятся люди в договорном состоянии. Философ называет это состояние "исходным положением" и определяет его как "...подходящий исходный статус-кво, который гарантирует, что фундаментальные соглашения, достигаемые в нем, являются честными" [2, 30]. Исходное положение в "Теории справедливости" в большинстве своем соответствует естественному состоянию в классических теориях общественного договора [4].
Исходного положение в концепции Ролза содержит ряд условий, которые философ называет "обстоятельствами справедливости". Они определяются Ролзом как "...нормальные условия, при которых человеческая кооперация возможна и необходима" [2, 120]. Эти условия, в свою очередь, разделены на объективные и субъективные обстоятельства заключения контракта. Первые из них соответствуют концепции "обстоятельств справедливости" Д. Юма, согласно которой необходимость в принятии принципов справедливости определяется, во-первых, тем, что над совокупностью индивидов, проживающих на определенной территории, находится угроза нападения и, во-вторых, недостаточностью распределяемых ресурсов, которыми обладает общество [3].
Субъективным же обстоятельством справедливости в концепции Ролза является то, что было названо Юмом "ограниченным альтруизмом". Несмотря на то, что кооперация возникает при наличии общих интересов индивидов, они не являются абсолютными альтруистами, поскольку обладают собственными видами на жизнь [1, 76]. Личные планы людей, в свою очередь, вызывают конфликт по поводу естественных и социальных ресурсов. В то же время, индивиды не являются абсолютными эгоистами, так как иначе социальная кооперация просто не могла бы возникнуть. Такое отношение людей друг к другу Ролз называет "взаимной незаинтересованностью индивидов". Основную её цель философ видит в том, чтобы "...гарантировать независимость принципов справедливости от более сильных предположений. Концепция справедливости не должна предполагать в этом случае масштабных чувственных уз естественного происхождения" [2, 122].
Особым обстоятельством справедливости является "занавес неведения", суть которого заключается в том, что ни один индивид не знает своего истинного положения в обществе, принадлежности к какому-либо социальному классу. Кроме того, индивиды не имеют представления о конкретных обстоятельствах того общества, в котором они живут. Индивиды не знают экономической и социальной ситуации в обществе или уровня цивилизации и культуры. Люди в исходном положении кроме того не имеют информации, к какому поколению они принадлежат. Однако, индивиды обладают некоторой общей информацией. Они знают, что общество подвержено обстоятельствам справедливости и всему, что из этого следует. Ограничений на знание общих фактов нет, поскольку все концепции справедливости должны быть подогнаны к характеристикам систем социальной кооперации, которые должны ими регулироваться [2, 26]. Индивидов в естественном положении можно сравнить с присяжным в зале суда: все они должны судить беспристрастно, забывать о своем собственном положении и личных устремлениях ради достижения справедливого результата.
Ролз утверждает вышеназванные обстоятельства справедливости в качестве причины возникновения справедливости: "Короче говоря, обстоятельства справедливости возникают всякий раз, кода люди выдвигают конфликтующие притязания на дележ социальных преимуществ в условиях умеренной скудости. Пока этих обстоятельств не существует, нет повода к возникновению добродетели справедливости..." [2, 121].
При этом Ролз вводит некоторые пояснения. Во-первых, он полагает, что индивиды в исходном положении имеют представление об обстоятельствах справедливости и считают их естественными условиями существования общества. Во-вторых, люди стремится продвигать свои концепции блага, при этом они не ограничены моральными обязательствами друг перед другом. На концепции блага Ролзом не вводятся никакие ограничения, за исключением двух условий: рациональности и долговременности. При этом, в естественном состоянии рациональные планы индивидов не могут быть эгоистическими, когда важнейшими целями индивидов являются деньги, престиж и влияние [2, 120-122].
Также Ролз вводит ряд ограничений на те принципы справедливости, из которых гипотетически предстоит выбирать сторонам при заключении договора. Исходя из их высокого значения для индивидов и базисной структуры общества, философ полагает, что формальные ограничения достаточно естественны. Они предстают требованиями к концепциям, при соблюдении которых возможно принятие принципов справедливости всеми членами общества. Всего таких ограничений пять. Это общность, универсальность, публичность, упорядочение и окончательность [2, 134].
Эти составляющие естественного состояния в совокупности определяют возможность достижения индивидами солидарности и, как следствие, заключение договора по определению тех краеугольных принципов справедливости, которые будут призваны регулировать базисную структуру общества.
Список литературы:
- Кашников Б. Н. Либеральные теории справедливости и политическая практика России / НовГУ им. Ярослава Мудрого. − Великий Новгород, 2004. − 260 с.
- Ролз Дж. Теория справедливости: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. В. В. Целишева. Изд. 3-е. − М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2017. − 536 с.
- Ахметов Р. Э. Трактовка справедливости как честности в социально-политической философии Джона Ролза / Р. Э. Ахметов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 7 (133). - С. 61-66.
- Шевцов С. Теория естественного состояния: Ролз, Нозик, Бьюкенен / С. Шевцов // Sententiae. - 2012. - № 1(26). - С. 82-94.
Оставить комментарий