Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(274)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11, скачать журнал часть 12
ТРАНСГРЕССИЯ КАК ПОСТ-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: «ГЕОТРАВМА» И DEPRESSIVE SUICIDAL BLACK METAL
TRANSGRESSION AS A POSTHUMAN PHENOMENON: “GEOTRAUMA” AND DEPRESSIVE SUICIDAL BLACK METAL
Victoria Zhigach
master's student, Department of Ontology and Theory of Knowledge, Voronezh State University
Russia, Voronezh
Elena Ishchenko
scientific supervisor, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Ontology and Theory of Knowledge, Voronezh State University.
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В данной статье термин трансгрессия, концепт которой разрабатывался такими философами как Жорж Батай, Мишель Фуко и Морис Бланшо, рассматривается как пост-человеческий феномен. Разбирается вопрос о соотношении понятий трансгрессия (понимания в русле Мориса Бланшо), геотравмы (концепт Ника Ланда) и depressive suicidal black metal. В статье анализируется depressive suicidal black metal и рассматривается через призму трансгрессии.
ABSTRACT
In this article, the term transgression, the concept of which was developed by such philosophers as Georges Bataille, Michel Foucault and Maurice Blanchot, is considered as a post-human phenomenon. The question of the relationship between the concepts of transgression (understandings in line with Maurice Blanchot), geotrauma (the concept of Nick Land) and depressive suicidal black metal is examined. The article analyzes depressive suicidal black metal and views it through the prism of transgression.
Ключевые слова: трансгрессия, геотравма, Ник Ланд, депрессивный блэк-метал.
Keywords: transgression, geotrauma, Nick Land, depressive black metal.
Прежде чем мы перейдём к рассмотрению феномена трансгрессивного искусства, необходимо коснуться такого понятия, как трансгрессия. Существует множество определений трансгрессии, выявляющих те или иные стороны концепта, однако наиболее теоретически верным нам представляется определение Мориса Бланшо, который называл трансгрессией «преодоление непреодолимого предела» [1, с. 63]. Данное определение позволяет нам рассмотреть понятие трансгрессии с самых разных сторон, не сводя его сугубо к антисоциальным действиям или тем или иным особенностям сексуального поведения, идущим вразрез с господствующей моралью, и вывести его на онтологический уровень.
Помимо определения, введённого Бланшо, нам также пригодится концепт «геотравмы» английского философа Ника Ланда, который мы можем обозначить следующим образом. Когда Ланд пишет о «геотравме» он в определенном смысле подразумевает «травму рождения» всего материального при становлении планеты. Перенося психоаналитическое понятие в онтологическую область и деантропоморфизируя его. С проявлением «геотравмы», которую также можно назвать «геокосмической» мы можем столкнуться и в нашей повседневности. Хоть на первый взгляд нам и может показаться это странным, но согласно концепту Ланда, даже боли в спине или утренний кашель, на глубинном уровне, говорят нам не только о наличии тех или иных проблем со здоровьем, но о травме находящейся на уровне физической реальности, как таковой.[2, с. 42] Таким образом не только человек, считающийся согласно антропоцентричной картине мира центром всего, стремится эскапироваться от собственного неминуемого разрушения, но даже клетки тел, камни и в целом любая материальность: «Все, а не только одно живущее, стремится к бегству, все ищет избавление от своей организации, что однако, лишь вызывает дальнейшие запутанные последствия. Ничто, кроме полной ликвидации биологического порядка и распада физической структуры, не является достаточным, чтобы реабилитировать исконную травму, искажающую земное существование». [2, с.42]
Наиболее значимым для нас является то, что структура человеческого тела, также является следствием геотравмированности, особенно ярко мы можем заметить это, в особенностях произведения речи у некоторых людей. Как пишет Ланд: «запинания, заикания, голосовые тики, внеязыковые фонетики и электроцифровые синтезы голоса <...> нагружены биополетической интенсивностью —они грозят обойти антропоструктурное лобовое столкновение, устанавливающее наше тождество с логосом, убегая по направлению к числам». [Цит. по 2. С. 43] Таким образом через то, что называется дефектами речи, говорит геотравма, свойственная всему материальному. Геотравма если смотреть на неё через призму человеческого, представляет собой не что иное, как вторжение радикально внешнего, по отношению к нему, «преодоление непреодолимого предела» наших социальных и культурных надстроек, с помощью которых мы пытаемся эскапироваться от голого биологического бытия, уйти от проблемы слишком развитого сознания, свойственного человеческому виду.
Наиболее ярко мы можем увидеть экспансию внешнего, которая выражается посредством голоса, в таком музыкальном жанре как блэк-метал, особенно явно это обнаруживается, в наиболее рефлексивных и «болезненных» поджанрах блэк-метала (например, таком поджанре, как depressive suicidal black metal). Для наилучшего понимания, необходимо описать, что из себя представляет музыка данного поджанра. Зачастую тематика композиции, соотносится с названием поджанра, в тексте речь идет о душевной боли, зависимостях и мрачных сторонах жизни, что в целом (по крайней мере если мы говорим о зависимостях) соотносится с «традиционными» трансгрессивными работами, которые также не обходят данную тему стороной. Именно поэтому блэк-метал так интересен для исследователей трансгрессии, поскольку сама тематика композиций подразумевает преодоление определенных социальных норм и табу. Однако сама манера исполнения в рамках данного поджанра, подразумевает не только текста, посвящённые вышеописанным темам, но и надрывные крики, кашель, болезненные стоны, хрипы и другие «геотравмические» звуки, часто исполняемые под перегруженные гитары и различные нечеловеческие «шумы», от которых становится буквально физически неприятно. Слушая композиции данного поджанра, мы можем физически ощутить вторжение внешних аффектов, которые проявляются через доречевые звуки, утверждающие экспансию внешнего, с которым человеческий индивид не может справится, «голос геотравмы» которой поражена материя. Depressive suicidal black metal позволяет нам вывести исследование трансгрессии на новый, пост-человеческий уровень, поскольку вышеупомянутые звуки, позволяют нам говорить не только о преодолении непреодолимого (социального) предела, но и о преодолении непреодолимого предела на онтологическом уровне. Поскольку проявление концепта «геотравмы» позволяет не только преодолеть социальные табу, но и взглянуть на человеческое бытие через иную призму, или по крайней мере попробовать это сделать, поскольку, как писал Ланд: «то, что человечеству суждено прекратить, своё существование, это одна из самых очевидных мыслей и ни много, ни мало самая элементарная форма оценки философии, поскольку мыслить от лица своего вида — это жалкая ограниченность, достойная жалости». [3, vii] Однако в случае с блэк-металом у нас нет необходимости выносить внешнее на уровень рациональной рефлексии, поскольку любой перевод «голоса геотравмы» на язык научного дискурса, вновь вернул бы нас в узкие рамки человеческого мышления, а, следовательно, и антропоцентричного взгляда на мир.
В современном философском дискурсе, очень часто заходит речь, о «нечеловеческом», однако одним из главных вопросов, о решении которого, до сих пор идут споры, заключается в том, как описать «нечеловеческое» или сказать о «нечеловеческом» не попадая в рамки корреляции. Несмотря на то, что ряд мыслителей, в частности представители спекулятивного реализма (Рей Брассье, Квентин Мейсу, Грэм Харман и Йен Хамильтон Грант) создали ряд теорий, позволяющих нам говорить о внешнем или попытаться «схватывать» внешнее, тем или иным образом. До недавнего времени концепт трансгрессии оставался глубоко антропоцентричным, поскольку был непосредственно связан с социальными практиками и нарушением социальных же запретов (впрочем, во многом ради их утверждения). Однако, когда мы смотрим на феномен трансгрессии через призму ландовского концепта «геотравмы», мы можем обнаружить, что человек, не только на социальном, но и на биологическом, онтологическом уровне, оказывается радикально иным, «марионеткой» внешних аффектов, травмированной материей. Что не только подрывает любые социальные нормы, но и подрывает само бытие человека, сводя его к голому «ничто». Трансгрессия Ланда, по настоящему радикальна и античеловечна, поскольку «преодолевая непреодолимый предел» человеческого бытия, Ланд не конституирует человека, а аннигиирует его, отрезая любые пути обратно.
Список литературы:
- Бланшо М. Опыт-предел // М. Бланшо / Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. — Санкт-Петербург : Мифрил. 1994. — 346 с
- Маккей Р., Брасье Р. Предисловие редакторов-составителей к англоязычному изданию «Клыкастых ноуменов» // Ланд Н. Дух и зубы. — Пермь: Гиле Пресс, 2020. С. 7 - 54
- Nick Land, The Thirst for Annihilation: Georges Bataille and Virulent Nihilism (London: Routledge, 1992) p. 246
Оставить комментарий