Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(275)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Корнева В.А. ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА КОНСТЕБЛЯ И ХУДОЖНИКОВ – ПЕРЕДВИЖНИКОВ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 21(275). URL: https://sibac.info/journal/student/275/335079 (дата обращения: 25.11.2024).

ТВОРЧЕСТВО ДЖОНА КОНСТЕБЛЯ И ХУДОЖНИКОВ – ПЕРЕДВИЖНИКОВ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Корнева Виктория Алексеевна

студент, кафедра культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

Ртищева Оксана Владимировна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры,

РФ, г. Кемерово

THE WORKS OF JOHN CONSTABLE AND PEREDVIZHNIKI: DIALOGUE OF CULTURES

 

Victoria Korneva

student, Department of Cultural Studies, Philosophy and Art History, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

Oksana Rtischeva,

scientific supervisor, Candidate of Philology. Associate Professor, Kemerovo State Institute of Culture,

Russia, Kemerovo

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию творчества британского пейзажиста эпохи романтизма Джона Констебля. В работе актуализируется вопрос национальной интерпретации живописных произведений художника. Представлен сравнительно-стилистический анализ картины Д. Констебля «Белая лошадь» и полотен русских художников-передвижников. Сделан вывод о значении пейзажиста в художественной традиции реализма и романтизма последующих поколений.

ABSTRACT

The article studies the work of the British landscape painter of the Romantic era John Constable. Also, the work actualizes the issue of national interpretation of the artist’s paintings. Moreover, the author presents a comparative stylistic analysis of D. Constable’s painting “The White Horse” and canvases by Russian itinerant artists. The author concludes about the importance of the landscape painter in the artistic tradition of realism and romanticism of subsequent generations.

 

Ключевые слова: английский романтизм, пейзажная живопись, пленэр, импрессионизм.

Keywords: English romanticism, landscape painting, plein air, impressionism.

 

Английская живопись XIX столетия славится своими выразительными полотнами эпохи романтизма. Прославление эстетики родного края и вместе с тем элементы мистификации, яркий национальный пафос – все это отражает художественное искусство того времени. Несмотря на умиротворенные камерные сюжеты, обстановка на художественном поприще была достаточно мятежная. Так, к концу XVIII века в Англии начала формироваться некая оппозиция академическому искусству. Подобные параллели прослеживаются и в русском искусстве в конце XIX века, во времена передвижничества. Однако именно английская живопись романтизма стала истинным предвестником импрессионистического направления. Британские художники прославляли сентиментальный пафос, обращение к рефлексии собственных чувств и переживаний. Подобно Товариществу Передвижников, в английском романтизме также прослеживаются народнические тенденции. Другими словами, художники обращались к эстетике родного края, сближению с выходцами из народа; вели активную просветительскую деятельность. Также, живопись с натуры в условиях естественного освещения оказала большое влияние на развитие реалистической школы изобразительного искусства. Так, одним из ярких представителей английского романтизма является Джон Констебл. Художник разработал принципы пленэрной живописи, тем самым внес несоизмеримый вклад в формирование особенностей будущего импрессионистического течения.

Так, можно обратиться к известной картине Джона Констебла «Белая лошадь» (1819 г.). Полотно представляет собой летний пейзаж местности Саффолка. Прямоугольная композиция картины создает впечатление панорамного вида. На первом плане изображена небольшая река, слева можно заметить ту самую белую лошадь, которой посвящено полотно. Таким образом, можно говорить о смещенном смысловом центре картины. Также важно обратить внимание на читаемость воссозданного художником сюжета. Так, зритель не сразу вычленяет само действие, нарративный элемент произведения. В первую очередь, художник акцентирует внимание именно на природе Саффолка. Удивительная этюдная манера письма позволяет создавать действительно воздушные пасторальные сюжеты. Стоит сказать о техничности исполнения водной глади и световоздушного пространства. Композиционный центр данной картины сосредоточен именно в центре реки Стаур, а именно в месте, где отражаются облака на поверхности воды. Искусное владение техникой лессировки позволяет создать практически документальное изображение природных элементов. Тенденция к натурализму и реалистическому воплощению окружающего мира отличает Д. Констебля от многих мастеров той эпохи. Несмотря на внешнюю умиротворенность сюжета, в данной работе присутствует определенная динамика, свойственная английскому романтизму. Так, на лодке рядом с лошадью можно видеть четырех мужчин-бурлаков. Художник акцентирует внимание на том, как тяжело дается рабочим толкать речную баржу. Стоит отметить, что спокойная атмосфера полуденного летнего дня как бы противопоставлена тяжкому ручному труду. Так или иначе, именно антропоморфный элемент становится основным динамичным звеном в данной картине. На заднем плане полотна можно заметить фотографично выписанные деревья и кустарники. Прибрежная растительность создает своеобразный коридор и уводит зрительский взор вглубь изгибистой аллеи. Джон Констебл удачно подчеркивает данный живописный элемент фактурной светотеневой моделировкой. В своей работе со светом мастер предвосхищает художественные и стилевые тенденции, свойственные импрессионизму.

Если обратиться к живописному творчеству представителей Товарищества Передвижников, можно заметить существенные отличия в трактовке национального пейзажа. Так, искусные работы пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.К. Саврасова безусловно заслуживают внимания. В качестве показательного материала для сравнительного анализа можно представить картину И.И. Шишкина «Рожь» (1878 г.). Так, сразу можно видеть отличие в колористическом решении мастера. В отличие от работы Д. Констебла, И.И. Шишкин использует более теплые оттенки. Во многих произведениях британского художника, напротив, прослеживается тенденция к созданию холодного или тепло-холодного колорита для более глубокого погружения в состояние природы Англии. Картина И.И. Шишкина имеет в своей основе по истине светоносное начало. Мастер уделяет значительное внимание скрупулезной проработке каждого колоска на огромном ржаном поле. Хочется отметить то, насколько удачно художник пропускает лучи света сквозь луговые травы. Несмотря на то, что картина «Рожь» чуть меньше по формату, чем произведение «Белая лошадь», это не делает ее менее монументальной. В действительности, И.И. Шишкин, подобно Д. Констеблю создает панорамный эффект, подчеркивая все величие русской природы. Также, необходимо отметить, что в данном примере продемонстрирован достаточно обобщенный пейзажный образ. Мастер апеллирует ассоциативными пейзажными элементами. Величественные сосны, золотистая рожь, голубое чистое небо – все это вызывает определенные чувства именно у русского человека. Подобный прием указывает на особое прочтение национального пейзажа. Таким образом, творчество Джона Констебля как представителя британской школы живописи, обладает глубоко национальным пафосом. Одним из важнейших элементов в трактовке английского пейзажа становится человек. Мастер представляет антропоморфный элемент как неотъемлемую часть своей пейзажной живописи. Русские пейзажи более светоносны по своей сущности, чем британские. Данный факт, вероятнее всего, связан именно с географическими особенностями климата. В связи с чем в работах русских художников замечен более теплый колорит и светлые оттенки в проработке деталей. Так или иначе, обе художественные традиции объединяют стойкие реалистические тенденции и стремление к живописному натурализму. Стоит сказать, что пленэрные принципы, разработанные представителями Барбизонской школы, оказали большое влияние на традицию импрессионизма во Франции, а значит, и опосредованно повлияли на творчество русских художников-передвижников.

 

Список литературы:

  1. Вершинская Г.М., Яковлева Е.В. Особенности английской школы живописи XIX века // Поколение будущего. СПб, 2020. С. 15-18.
  2. Ефимова М.А. Крестьянская тема в живописи передвижников // Искусство и диалог культур. 2019. С. 114-116.
  3. Ион А.А. Попытка сравнительно – сопоставительного анализа пейзажного письма британских художников 18-19 вв. Д. Констебла и У. Тернера // Инновационный дискурс развития современной науки и технологий. 2021. С. 123-138.
  4. Конин А.О., Гаврищук И.А. Особенности английской живописи XIX века на примере Д. Тёрнера и Д. Констебля // Студенческая наука Подмосковью. 2017. С. 339-342
  5. Самохин А.В. Бытовые образы в живописи позднего передвижнического реализма // Искусствознание. 2013. № 1-2. С. 384-403.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.