Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 25(279)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Котенкова А.А. ПЛАСТИКО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 25(279). URL: https://sibac.info/journal/student/279/339527 (дата обращения: 27.12.2024).

ПЛАСТИКО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ

Котенкова Александра Антоновна

студент, кафедра режиссуры, факультет художественного творчества, Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Волгоград

Крылова Валентина Николаевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры режиссуры, Волгоградский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Волгоград

АННОТАЦИЯ

Эстрадный номер пластико-хореографического жанра рассматривается в статье как самостоятельная единица действия в эстрадном представлении любой формы. Особое внимание уделяется особенностям постановки эстрадного номера в пластико-хореографическом жанре, а также требованиям, выдвигаемым к нему сценической спецификой.

 

Ключевые слова. хореография, режиссура, современная эстрада, пластико-хореографический номер, эстрадный танец, драматургия.

 

Эстрадное представление любой формы состоит из органично связанных между собой номеров, каждый из которых представляет собой «отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов, является основой эстрадного искусства» [1]. И сборный (дивертисментный) концерт, и моноспектакль, и различного рода ревю, и детский концерт – все формы эстрадных программ нуждаются в зрелищных, активизирующих внимание зрителей номерах, исполняемых соло или массово. Поэтому, как пишет И.Г. Шароев, «одна из основных задач, стоящих перед будущими режиссёрами эстрады и массовых представлений, – умение создать номер» [2, 5].

Специфика эстрадного представления любой формы и вида, как и любое театрализованное представление в принципе, заключается в минимальном использовании слов, компенсирующихся использованием на практике такого режиссёрского понятия как «образность». Как пишет Н.К. Камалова, в любом массовом представлении «прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, нужно стараться найти ему зрительный эквивалент» [3]. Именно поэтому бессловесные жанры, к которым причисляется и пластико-хореографический, особенно ценятся режиссёрами-постановщиками театрализованных представлений. Отсюда следует, что эстрадный танец имеет для режиссёров-эстрадников огромное значение.

Для начала рассмотрим этимологию сложного слова «пластико-хореографический», образованного, на первый взгляд, от двух синонимичных словесных эквивалентов. Если с выявлением значения второй части этого слова трудностей не возникает (по толковому словарю Ожегова, «хореография» есть в целом «искусство танца» [4]), то над первой его частью стоит задуматься. Слово «пластический» произошло от однокоренного существительного – «пластика». По толковому словарю известного советского лингвиста С.И. Ожегова: одно из значений этого существительного – «искусство ритмических движений тела» [4]. Непосредственно к этому значению и восходит этимология образованного от него слова «пластический»; соответственно формулируется она так: «относящийся к искусству ритмических движений тела». Арсенал пластики включает в себя жестикуляцию и мимику, а в современном эстрадном искусстве он создаёт особый вид сценического искусства – пантомиму, которая играет важную роль в создании эстрадного танца и зачастую является его неотъемлемой частью. Таким образом, слово «пластико-хореографический», а также жанр, который оно обозначает, представляет собой синтез пластики и хореографии как двух взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц.

Итак, пластико-хореографический жанр обладает рядом специфических признаков эстрадного номера любого другого жанра: быстротечностью, самостоятельностью, законченностью, мобильностью, импровизационностью, лаконичностью. Однако стоит отметить, как в свою очередь «каждый вид эстрадного танца имеет свои особенности» [5, 8], так и в принципе сам пластико-хореографический жанр имеет свои, свойственные только ему, отличия.

Во-первых, эстрадный танец любого жанра должен содержать в себе чёткую драматургическую основу. Как пишет Н.В. Шереметьевская, «эстрадный танец – это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в чётком драматургическом построении, – со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом» [5, 7]. Несмотря на наличие или отсутствие сюжета в эстрадном пластико-хореографическом номере, его драматургия должна решаться при помощи постепенного развития его темпо-ритма от экспозиции к наивысшей точке любого эстрадного номера – кульминации. Каждая из его композиционных частей может развиваться в различном темпе ввиду идейно-тематического содержания, музыкального сопровождения и в целом той задачи, которую ставят перед собой режиссёр-постановщик и хореограф: быстро, мгновенно, резко или медленно, постепенно, плавно. При отсутствии сюжета в эстрадном танце его драматургия «может опираться на такое расположение хореографического материала, которое само по себе создаёт смысловое, эмоциональное и темповое нарастание номера» [5, 7-8].

Так, например, в эстрадном пластико-хореографическом номере ансамбля танца «Юг России» (Россия, г. Волгоград) «Поверь в мечту» в сопровождении вокалистов Алексея Шапошникова, Вадима Рассказова и Натальи Долгалёвой хореографическая сюжетная линия отсутствует, однако драматургия этого номера развивается благодаря верно выстроенным танцевальным фрагментам (от сольного и дуэтного к массовому исполнению), темпу их исполнения (от плавного к более быстрому, чеканному), рисункам (для режиссёра – мизансценам), постоянно работающими на идею и эффектность номера.

Во-вторых, эстрадный пластико-хореографический номер должен быть наполнен средствами хореографической выразительности, которые, как отмечает Н.В. Шереметьевская, «должны быть нацелены на раскрытие его идеи» [5, 6]. Арсенал этих средств в хореографии обширен: пластические движения, пантомимические действия, их динамичность, их темпо-ритмическое развитие, композиционные рисунки, а также костюмы, реквизит, декоративно-художественное оформление и др.

К примеру, танцевальные номера коллектива «DS Crew» (Россия, г. Пермь) впечатляют зрителей благодаря отдельным движениям, сочетающихся друг с другом на контрасте – соответствующих ритму музыки (зачастую замедленных) и не соответствующих ему, а также благодаря динамике движений: от движений, которые исполняются только определённой частью тела – например, руками или головой, без напряжения задействованных мышц, к движениям, в которых используется не одна часть тела и, как правило, все они находятся в активной работе.

В-третьих, зачастую к эстрадному танцу выдвигается следующее требование: в нём должен содержаться элемент неожиданности – «либо в постановочном решении, либо в характере его исполнения» [5, 8]. Чтобы решить эту задачу, хореографы нередко прибегают к помощи закона контраста, который заключается в резкой разнице и сочетании противоположностей. Это касается не только движений танца, но и его рисунков, образов, костюмов и реквизита, освещения и музыки, и др.

Например, в танцевальном номере ансамбля танца «Юг России» и хореографического ансамбля «Улыбка» (Россия, г. Волгоград) «Ты не один» в сопровождении участника восьмого сезона проекта «Голос» Арсения Курчанина, вокальной студии «S.M.S.» и её руководителя Юлии Наумкиной драматургическое развитие решено при помощи эффектного использования в кульминации реквизита – горящих фонариков, которые являются символами звёзд.

Современное эстрадное искусство основывается на синтезе всех видов искусств. Из чего следует, что на данный момент любой эстрадный номер может содержать в себе вспомогательные средства выразительности другого эстрадного жанра. Поэтому всё чаще для введения элемента неожиданности в композицию эстрадного пластико-хореографического номера используются трюки – как сольные, так и групповые, заимствованные из эстрадно-циркового жанра, а именно партерной акробатики. Ярким примером может служить эстрадный номер «Поверь в мечту» ансамбля танца «Юг России» (Россия, г. Волгоград), в котором значимое место занимают акробатические (как сольные, так и парные) трюки.

Современное искусство не стоит на месте: каждый день в нём появляются новые элементы, признаки и законы, которые соответствуют современным реалиям и требованиям, выдвигаемыми не только жизнью, но ещё и сценой и зрителями. Вместе с основными признаками, которые характерны для любого эстрадного номера, перечисленные выше особенности отличают эстрадный пластико-хореографический жанр от других и сподвигают его на развитие: хореографы ищут новые средства выразительности, а также новую хореографическую лексику, которая будет справляться с выдвигаемыми временем задачами и проблемами.

Таким образом, эстрадный пластико-хореографический номер обладает не только основными, присущими любому жанру эстрадного искусства, признаками, но и собственными специфическими особенностями, которые определяют неповторимость, уникальность номеров, а также активизирующий эффект, который позволяет произвести впечатление на зрителя в ходе концерта, а после него не оставить его равнодушным. Ведь главной задачей режиссёра-постановщика эстрадных программ и театрализованных представлений всегда является умение затронуть души зрителей, дать им пищу для размышлений, а также сподвигнуть их к изменениям.

 

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы воспитания актёрских и режиссёрских кадров эстрады // Сборник статей. ЛГИТ-МиК. Л., 1987.
  2. Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов театральных ВУЗов. Москва: ГИТИС, 1992. 434 с.
  3. Камалова, Н.К. Методика использования выразительных средств в театрализованном празднике / Н.К. Камалова, Алмас Шымалиев, Г. Ж. Назанова, Ш. Ж. Турдалиева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 1233-1235. – URL: https://moluch.ru/archive/113/29268/ (дата обращения: 25.10.2023).
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Азъ, 1994. – 907, [1] с.
  5. Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде. Москва: Искусство. 1985. 416 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий