Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 34(288)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
USING COMPUTER GAMES TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF COMPUTER SCIENCE EDUCATION
Ulianna Guskova
student, Department of Physics, Mathematics and Physics and Mathematics Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,
Russia, Nizhny Novgorod
Alexander Brusnikin
student, Department of Physics, Mathematics and Physics and Mathematics Education, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,
Russia, Nizhny Novgorod
Nikolay Lapin
scientific supervisor, PhD in Physics and Mathematics. Sciences, associate professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin,
Russia, Nizhny Novgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено влияние компьютерных игр на эффективность обучения информатике, приведены подробные описание видов игр и примеры их использования. Представлены статистические данные, отражающие заинтересованность школьников в сфере информационных технологий и предложены варианты дополнительной мотивации школьников в изучении данной области.
ABSTRACT
The article examines the impact of computer games on the effectiveness of computer science education, provides a detailed description of the types of games and examples of their use. Statistical data reflecting the interest of schoolchildren in the field of information technology are presented and options for additional motivation of schoolchildren in studying this field are proposed.
Ключевые слова: урок, информатика, учебный процесс, мотивация обучения, информационные технологии, эффект, компьютер.
Keywords: lesson, computer science, learning process, learning motivation, information technology, effect, computer.
В настоящее время компьютерные игры приобретают всё большую популярность среди самых разных возрастов. Важно отметить, что в данной статье будем рассматривать именно образовательные компьютерные игры, которые могли бы быть полезными в образовательном процессе. Использовать такие игры может быть уместно в рамках любой учебной дисциплины, но для примера выберем информатику.
Применение компьютерных игр на уроках информатики было бы наиболее разумно и эффективно, так как кабинеты информатики обладают всем необходимым оборудованием для этих целей. Доступом в интернет обеспечены почти 100% школ России, а это позволяет внедрять цифровые методы преподавания в образовательную деятельность [1].
Согласно опросу 2024 г компьютерные игры признаны основным досугом школьников. 38% российских школьников в возрасте от 7 до 14 лет играют в компьютерные игры [2]. Такие результаты можно легко объяснить доступностью игр и их постоянным развитием. Основываясь на любви детей к такому виду деятельности, стоило бы внедрить компьютерные игры в образовательный процесс.
Такой шаг для повышения эффективности качества обучения информатики может увеличить мотивацию детей в изучении данной сферы. По данным опроса 2022 года четверть российских школьников в будущем хотела бы заниматься разработкой видеоигр [3]. С годами интерес детей к данной отрасли также продолжает расти.
В большинстве своем компьютерные игры не нацелены на грамотное преподнесение нового материала детям, но могут помочь в отработке уже имеющихся навыков. Для получения наибольшей эффективности учитель мог бы объяснить обучающимся новую тему, а затем предложить воспользоваться игрой для закрепления знаний. Рассмотрим те категории игр, которые было бы можно использовать в образовательном процессе наиболее эффективно:
- Игры-симуляторы
Они позволяют на наглядных образах продемонстрировать обучающимся информацию. К примеру, симулятор ремонта компьютера, где приходилось бы собирать и разбирать устройства, чтобы ученики быстрее запомнили все составляющие и умели ориентироваться в возможных проблемах, которые могут возникать с ПК.
В современном мире развитие практических навыков очень ценно, и было бы большим плюсом, если бы дети смогли обрести несколько новых умений через увлекательные игры в рамках школьных занятий.
- Игры-тренажёры
Такие игры наиболее эффективны в том случае, когда необходимо тренировать определенный навык. Так, с системой уровней и разными уровнями сложностей дети могут использовать игру, чтобы учиться переводить числа из одной СС в другую СС в более увлекательной форме.
Использование игр с переходом с одного уровня на другой, а также с выбором сложности позволило бы ребенку заниматься в своём темпе и настроить игру “под себя”, а учитель мог бы отслеживать индивидуальный прогресс каждого.
Среди таких игр большой популярностью пользуются тренажёры скорости печати, которые при грамотной реализации очень интересны школьникам и развивают их быстроту реакции, внимательность, а также навык слепой печати.
- Игры-приключения
В образовательном процессе можно было бы использовать квесты или визуальные новеллы, в которые бы были включены загадки по определенной теме или модулю. Так, можно предложить учащимся пройти небольшую игру по главе (прохождение которой занимает не больше 20-25 минут) в качестве закрепления материала или же актуализации знаний.
Игры такого рода хороши тем, что их можно соединить с другими сферами жизни, чтобы показать значимость изучаемого предмета. Также в таком игровом жанре можно с легкостью реализовывать проблемные ситуации или деловые игры, где дальнейшее развитие событий зависит от выбора ученика и не существует неправильного варианта.
- Игры-головоломки
Такие игры в большей степени похожи на игры-тренажёры, но помогают тренировать критическое мышление или же раскрывать творческие стороны личности, чтобы приходить к разгадке. Например, головоломки с необычными графами и деревьями из-за возможности красивой и красочной визуализации могут прийтись детям по душе.
Использование всех перечисленных игр и примеров возможно на уроке как индивидуально, так и с учителем при фронтальной или групповой работе. Здесь всё зависит от личных предпочтений педагога. Также игры можно использовать в качестве домашнего задания, чтобы сделать его выполнение более увлекательным. Вероятность того, что дети запомнят такое необычное задание и соответствующий материал намного выше, чем при традиционной форме домашнего задания.
Во время использования игр важно объяснить детям также основные алгоритмы, которые в них заложены и детали создания, чтобы развивать алгоритмическое мышление. В более старших классах возможно написание простых программ, которые могут использоваться в играх. Это уже не является игрой, но для классов с углубленным изучением информатики может служить даже более увлекательным вариантом занятия. Для написания алгоритмов отлично подойдут такие игры как: «Fizz buzz», «Змейка», «Ping-Pong», «Крестики-нолики» и многие другие.
Для наибольшей эффективности использования компьютерных игр на уроках информатики необходимо помнить о мере. Компьютерные игры должны стать вспомогательным элементом образовательного процесса, а не его основой.
Выбор игры учителем зависит от возраста обучающихся и других индивидуальных способностей. Если игра предполагает работу в командах, то учителю следует самостоятельно распределить роли, заранее учитывая предпочтения детей. Также выбор полностью зависит от типа урока и поставленных целей.
Таким образом, использование компьютерных игр позволит сделать процесс обучения информатике более интересными, разовьет у школьников мотивацию к дополнительному изучению данной области и повысит их компьютерную и информационную грамотность.
Список литературы:
- Доклад о реализации государственной политики в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых (составная часть национального доклада о реализации государственной политики в сфере образования) 2024 г. — Режим доступа. — URL: https://www.tadviser.ru/images/8/86/GAIaWEBAVaQ4DLXyv2evmJJSKzYQ13z0.pdf (дата обращения: 22.10.2024)
- Опрос: 38% российских детей играют в компьютерные игры // Правмир [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.pravmir.ru/opros-38-rossijskih-detej-igrayut-v-kompyuternye-igry-i-tolko-11-v-dvorovye/ (дата обращения: 16.10.2024).
- Опрос: 25% детей желают заниматься разработкой видеоигр // Банки.ру [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10961647 (дата обращения: 16.10.2024).
- Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.– 360 с.
- Шабалина Ольга Аркадьевна Разработка обучающих компьютерных игр: как сохранить баланс между обучающей и игровой компонентой? // ОТО. 2013. №3. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-obuchayuschih-kompyuternyh-igr-kak-sohranit-balans-mezhdu-obuchayuschey-i-igrovoy-komponentoy (дата обращения: 17.10.2024).
Оставить комментарий