Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(289)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Петрова А.А. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА. СВЯЗЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УСПЕХА И ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 35(289). URL: https://sibac.info/journal/student/289/346923 (дата обращения: 24.11.2024).

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА. СВЯЗЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УСПЕХА И ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Петрова Александра Андреевна

студент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого,

РФ, г. Санкт-Петербург

Киселева Наталья Станиславовна

научный руководитель,

кандидат психологических наук, доц. Высшей школы лингвистики и педагогики, заведующий Лабораторией прикладной психологии, Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого,

РФ, г. Санкт-Петербург

ENGINEERING PSYCHOLOGY AND ERGONOMICS. THE CONNECTION BETWEEN TECHNOLOGICAL SUCCESS AND HUMAN PSYCHOLOGY

 

Aleksandra Petrova

student, Department of Advertising and Public Relations, St. Petersburg Polytechnic University named after Peter the Great,

Russia, St. Petersburg

Natalya Kiseleva

scientific supervisor, associate professor Higher School of Linguistics and Pedagogy, candidate of psychology sciences, Head of the Laboratory of Applied Psychology, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена вопросу связи технологического успеха и психологии человека. Цель статьи заключается в том, чтобы объяснить важность развития технологий инженерной психологии и ее воздействие на успех в данной сфере на современном этапе. Объяснены понятия инженерной психологии и эргономики. Проанализирована связь психологических отклонений с технологической сферой, приведены доказательства связи исторических событий с резким увеличением числа отклонений. Рассмотрена правовая сторона вопроса. Определено, что инженерная психология является ключевым фактом в технологическом успехе.

ABSTRACT

This article is devoted to the issue of the relationship between technological success and human psychology. The purpose of the article is to explain the importance of engineering psychology at the present stage of technology development and its impact on success in this field. The concepts of engineering psychology and ergonomics are explained. The connection of psychological deviations with the technological sphere is analyzed, evidence of the connection of historical events with a sharp increase in the number of deviations is presented. The legal side is considered and it is determined that engineering psychology is a key fact in technological success.

 

Ключевые слова: инженерная психология, информация, СДВГ, тревожность, гуманность, эргономика, дофаминовая петля.

Keywords: engineering psychology, information, ADHD, anxiety, humanity, ergonomics, dopamine loop.

 

Общество на своем современном этапе развития потребляет огромное количество информации посредством технологий. Согласно статистическим данным на 2024 год среднее время, проведенное в гаджетах, составляет 6 часов 40 минут, тогда как в 2013 году среднее время составляло 6 часов 9 минут (согласно статье Джоша Ховарта "Alarming Average Screen Time Statistic (2024)"). Если высчитывать данное изменение в процентах, то получается, что время в 2024 году составляет 108,4% от 2013 года. Изменение в 31 минуту значительно, ведь это только среднее значение, а на изменение данной цифры влиял весь мир. Например, если брать конкретно по странам, то выяснится, что в России среднее время на 2024 год составляет 8 часов 21 минуту, при этом рост данного значения произошел на 24 минуты, что составляет один из самых высоких темпов роста; обгоняет Россию только ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты), рост их составил 42 минуты.

Показатели выше указывают на серьезный рост времени, проведенного в гаджетах, а также на огромное количество времени в принципе посвещаемое объектам технологий. На данные показатели могут влиять многие причины, однако в данной статье будет рассматриваться именно психология человека и как принятие во внимание психологических аспектов общества и соблюдение их в разработке технологических новинок влияет на количество времени в гаджетах. Увеличение статистики времени также подтверждает, что в технологиях произошел конкретный прогресс, который повлиял на восприимчивость человеком данных продуктов. На мой взгляд, ключевым фактором была инженерная психология, а именно ее соблюдение в процессе создания цифровых продуктов и иных технологий. Далее будет рассматриваться данная взаимосвязь и инженерная психология в целом.

Для начала стоит ответить на вопросы: что такое инженерная психология и какой предмет у данной дисциплины? «Инженерная психология – есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования из в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек – машина». Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии» [4, с. 6]. За счет прогнозирования поведения человека-оператора осуществляется легкое и точное взаимодействие компонентов системы «человек-машина». Касательно точности можно утверждать, что 40-70% всех отказов технически сложных систем приходится на долю человеческого фактора. Согласно мировой статистике 80% авиакатастроф происходят в результате логических и моральных ошибок человека.

Эргономика фактически является продолжением инженерной психологии, потому что первая занимается изучением проблем, возникающими в системе «человек-техника-среда», для оптимизации трудовой деятельности оператора, создания подходящих условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособностью. Для проектирования эргатических (человекомашинных) систем нужно принимать во внимание: психофизиологические характеристики оператора, средства и способы, обеспечивающие оптимизацию взаимодействия человека и техники. В целом, оператор воспринимает информацию посредством рецепторов. Полученная информация далее обрабатывается центральной нервной системой. На основе данного восприятия в сознании человека формируется представление (концепция) о состоянии машины. Эта модель имеет название – концептуальная (образно-концептуальная) или психическая. Выделяют следующие компоненты образно-концептуальной модели:

  1. Постоянные. Они включают в себя:
    1.  общее представление о пространстве и времени, о стратегических целях деятельности;
    2. систему ценностей и оценок;
    3. представление о стандартных способах реагирования на изменения ситуации.
  2. Переменные (оперативные). Они являются результатом анализа потока информации, связанной с взаимодействием с машиной о ней, передаваемой информационной моделью.

Ранее упомянутая информационная система – есть динамическая информационная модель (ИМ) – объективный образ реального мира, переданный специальными сигналами машиной оператору.

На основе данных компонентов и выявленных изменений ведут к модернизации системы. Пример, подтверждающий связь успеха технологий и психологии человека: до TikTok был YouTube, однако данная платформа предлагала только длинные видео. Успех коротких видео заключается в том, что алгоритмы данного приложения устроены так, что они подстраиваются сугубо под человека, так же быстрая смена картинки вызывает зависимость, потому что пользователь попадает в так называемую дофаминовую петлю (не понравилось видео, человек будет продолжать искать то, что вызовет у него прилив эмоций в бесконечной ленте данного приложения). Этот цифровой продукт настроен так, что нам не требуется осуществлять выбор, как в реальности, за нас все выбрали. Так же весь контент представлен в видеоформате, что позволяет нам быстрее анализировать картинку, ведь для анализа текста нам нужно его представить образно, а в данной ситуации образы уже предоставлены, то есть данный анализ информации является пассивным, тогда как тексты - активным.

Данное приложение оказало огромное влияние на техносферу. В таких приложениях как: YouTube и Instagram (признанно экстремистской организацией на территории РФ) уже созданы аналоги. Как последствие можно выделить развитие клипового мышления (сознание, при котором человек воспринимает только короткую, яркую информацию и может ее воспринимать не проникаясь вглубь). Этот аспект является негативным, так как мышление становится пассивным, а также дальнейшие технологические продукты надо будет разрабатывать учитывая факт наличия упомянутого ранее мышления. Из-за этого шаблонная работа оператора с машиной и долговременное взаимодействие с ней в отсутствии изменения картинки и информации в образах будет практически невозможна, и данные взаимодействия должны быть автоматизированы.

TikTok довольно яркий пример технологического успеха. В его основе успеха лежит простой анализ психологии человек.

Так же в основе Интернета в целом лежат следующие особенности психики людей: тревожность и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) – невролого-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. По данным о распространенности СДВГ: в США эти цифры составляют 4-13%, в Великобритании – 1-3%, Германии – 9-18%, Италии – 3-10%, Китае – 1-13%, а в России – (Москва и Московская Область) – 15-28%. Такие сильные различия могут быть обусловлены несоблюдением четких критериев оценивания диагноза. Изучение данного психологического отклонения началось в 60-хх годах XX века. Примерно в то же время состоялся первый сеанс связи, который стал официальной датой основания Интернета. Связь данного заболевания и появления Интернета довольно очевидна. В настоящий момент в разработке техники и цифровых продуктов в особенности учитывается данный факт, как, например, в различных приложениях, таких как: тот же самый YouTube (Shorts) и Instagram (Reels) (признанно экстремистской организацией на территории РФ), так как эти видео заставляют быстро переключать внимание, без сосредоточивания, как быстрая смена деятельности, которая не может наскучить людям с данным синдромом. Также обратим внимание на количество скачиваний Gmail и почты Outlook, выясняется, что почту с самым быстрым результатом, возможностью отправки одним файлом и простотой использования скачивает гораздо большее количество людей. Количество скачиваний Gmail уже превысило 10 миллиардов, тогда как Outlook скачали всего более 1 миллиарда раз. То есть быстрота и простота может принести в 10 раз больше результата, потому что будет соответствовать психологическому состоянию и особенностям людей, то есть потребителей.

«Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени» [7, с. 45]. Так же тревожность имеет возрастную специфику, что значит, тревожность носит различный характер для каждого определенного периода. Симптомы и характерные проявления расстройства согласно ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) следующие:

  • сильное ощущение страха или беспокойства касательно конкретной ситуации
  • трудности в сосредоточении и принятии решений
  • раздражение, напряженность или возбуждение
  • тошнота
  • учащенное сердцебиение
  • потливость, тремор или дрожь
  • нарушения сна
  • ощущение опасности, паники или смерти

Как ранее упоминалось, просмотр коротких видео вызывает выброс дофамина и не требует умственного анализа картинки. Это значит, что данная особенность связана с тревожностью, так как люди с данным расстройством постоянно прокурчивают в голове неприятное возможное развитие ситуации. За счет многочисленности людей с данным расстройством, то это явление носит всеобъемлющий характер (в 2019 году тревожными расстройствами страдал 301 млн человек).

Конечно, развитие средств коммуникации значительно улучшает наше взаимодействие, однако из-за возможности анонимности большое количество людей позволяет себе публичные оскорбления и буллинг. Из-за соцсетей и у многих появляются комплексы, а в некоторых случаях это приводит к суициду из-за появившейся депрессии на фоне буллинга.

К сожалению, есть один очень показательный пример. Южнокорейская певица Солли (Чхве Чжин Ри). Она была очень успешной в сфере развлечений. В 2009 году дебютировала с группой, в уже в 2015 начала вести свою сольную карьеру. Девушка считала себя феминисткой. Она отстаивала свободу женщин в выборе одежды и другие вещи. За это консервативное корейское общество начало травлю в соцсетях и СМИ. Из-за этого она и покончила с собой 14 октября 2019 года.

Это показательный пример о сильном психологическом воздействии Интернета и технологий в целом на человека. Нельзя ограничиваться просто лишь тем, что придумывать подходящие под склад ума человека цифровые технологии, надо обязательно учитывать гуманную сторону вопроса. Разрабатывать различные ограничивающие законы до печальных событий как было с Солли. Только после ее смерти в Корее рассмотрели законопроект против травли в соцсетях, который так и назвали: «Закон Солли». В России в основном регулирует Кодекс Административных Правонарушений оскорбления и унижения в цифровой среде. Однако для обеспечения полной безопасности стоит сделать законодательные акты, касающиеся медиа и цифрового пространств, в отдельный кодекс, чтобы следить за строгим соблюдением правил в Интернете.

Итак, получается, что успешность цифрового или технического продукта обеспечивает соблюдение таких критериев как:

  • Простота (легкость восприятия интерфейса для людей с СДВГ из-за отсутствия у вторых усидчивости и долгого сосредоточения)
  • Доступность (объяснение понятным языком, очевидность последовательных логичных действий при взаимодействии с машиной)
  • Быстрота (минимальное количество действий от начала осуществления взаимодействия с технологиями до достижения нужной цели)
  • Влияние на болевые точки, иначе говоря, через страх потребителя
  • Учет особенностей и отклонений психики (принятие во внимание распространенных психических и психологических отклонений)

Данные критерии вполне могут относится к любой вещи на данном этапе развития человечества. Восприятия продуктов — будь то физическое или интеллектуальное — формируется не только функциональностью, но и эмоциональным откликом пользователя. Призыв к производителям ориентироваться на лояльность и счастье потребителей, а не только на их страхи и недостатки, подчеркивает необходимость создания более человечных и отзывчивых решений.

В условиях динамично развивающегося мира, понимание человеческих потребностей, мотивов и эмоций играет ключевую роль в успехе технологий. Создание безопасных, комфортных и честных интерфейсов не только укрепляет связи с клиентами, но и формирует доверие, что в конечном итоге приводит к повышению уровня удовлетворенности и устойчивости продукта на рынке.

Объединение инженерной психологии и эргономики в производственных процессах представляет собой необходимый шаг к достижению технологического успеха, совместимого с гуманными ценностями. Это не просто требование времени, а основа для формирования более гармоничного общества, где технологии служат во благо человеку.

*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

 

Список литературы:

  1. Абасова Сабина. Самые жуткие смерти звезд K-Pop: почему корейские кумиры так рано уходят из жизни // The Voice. — 2024. — № 1. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.thevoicemag.ru/stars/krupnim-planom/samye-zhutkie-smerti-zvezd-k-pop/ (дата обращения 27.10.2024)
  2. Васильева А. Клиповое мышление – что это такое и как от него избавиться. // Skillbox Media. – 2023. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://skillbox.ru/media/growth/clip-thinking/ (дата обращения 31.10.2024)
  3. Всемирная организация здравоохранения. Тревожные расстройства. // Всемирная организация здравоохранения. – 2023. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/anxiety-disorders (дата обращения 01.11.2024)
  4. Доронина Е.Г. Информационное взаимодействие. Взаимодействие человека и машины. // Старооскольский технологический институт (филиал НИТУ МИСиС). — 2011. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://studfile.net/preview/3170658/ ( дата обращения 29.10.2024)
  5. Ковалева Е. Почему мы смотрим короткие видео часами без остановки. // Фоксфорд. – 2024. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/pochemu-my-smotrim-korotkie-video-chasami-i-ne-mozhem-ostanovitsya (дата обращения 31.10.2024)
  6. Пизова Н.В. Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности // Медицинский совет. — 2013. — № 1. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-takoe-sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti/viewer (дата обращения 27.10.2024)
  7. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. — 2013. — № 2. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen/viewer (дата обращения 27.10.2024)
  8. Смолян Г.Л. В.П. Зинченко и становление инженерной психологии в СССР // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2017. — № 4. [электронный​ресурс] — Режим доступа.—URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-p-zinchenko-i-stanovlenie-inzhenernoy-psihologii-v-sssr/viewer (дата обращения 27.10.2024)
  9. Cтатистика Google Play. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://play.google.com/store/search?q=Outlook&c=apps&hl=ru (дата обращения 27.10.2024)*
  10. Cтатистика Google Play. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.google.android.gm&hl=en (дата обращения 27.10.2024)*
  11. Толченова Мария. Все про интернет: как он устроен, когда появился и чем отличается от Всемирной паутины // Skillbox Media. — 2024. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://skillbox.ru/media/code/vsye-pro-internet-kak-on-ustroen-kogda-poyavilsya-i-chem-otlichaetsya-ot-vsemirnoy-pautiny/#:~:text=29%20октября%201969%20года%20состоялся,считается%20официальной%20датой%20основания%20интернета (дата обращения 27.10.2024)
  12. Josh Howarth. Alarming Average Screen Time Statistics (2024). // EXPLODING TOPICS. – 2024. [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://explodingtopics.com/blog/screen-time-stats#average-screen-time-region (дата обращения 31.10.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.