Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 36(290)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РЕАЛИЗУЕМА ЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАНТОВА ИДЕЯ О ВЕЧНОМ МИРЕ
АННОТАЦИЯ
В данной статье обозначена позиция относительно реализации идеи «вечного» мира философа И. Канта в современных условиях. Идеи Канта представляют собой философскую концепцию, которая вызывает противоречивые реакции. С одной стороны, он выдвигает идеализированную теорию, описывающую идеальный порядок мира, который воплощение которого представляется проблематичным в любую историческую эпоху. Автор статьи делает вывод о том, что данная идея в момент ее создания остается нереализованной, однако, чтобы применить ее в современных мировых сообществах, необходимо сотрудничество международных организаций и лидеров мировых стран. Данный процесс характеризует важность развития дипломатии в современном мире, что будет служить предотвращению войн.
ABSTRACT
This article outlines the position regarding the realization of the idea of the «eternal» world of philosopher I. Kant in modern conditions. Kant's ideas are a philosophical concept that provokes contradictory reactions. On the one hand, he puts forward an idealized theory describing the ideal order of the world, the embodiment of which seems problematic in any historical epoch. The author of the article concludes that this idea remains unrealized at the time of its creation, however, in order to apply it in modern world communities, cooperation of international organizations and leaders of world countries is necessary. This process characterizes the importance of developing diplomacy in the modern world, which will serve to prevent wars.
Ключевые слова: идея, Кант, баланс, мир, конфликт, целостность.
Keywords: idea, Kant, balance, peace, conflict, integrity.
В XXI веке международные отношения стали свидетелем возникновения новых вызовов и проблем, которые требуют разрешения. На фоне ухудшения ситуации в мире снова возникает необходимость обсуждения вопросов войны и мира как центральных аспектов политики. Стремление людей к военным конфликтам и попытки предотвращения их возникновения на протяжении длительного времени являлись объектом изучения для философов и ученых. Однако, вопреки попыткам международных организаций, таких как ООН, предотвратить войну, ситуация с напряженностью в мире лишь ухудшается. Сегодня мы принуждены признать, что война остается неотъемлемой частью реальности современного мира, требующей поиска новых подходов и решений.
В 1795 году был опубликован трактат И. Канта под названием «К вечному миру», который считается одной из ключевых теорий данного типа. В нем изложены взгляды немецкого философа, которые, хоть и критикуемы как излишне идеалистические, содержат ряд мыслей, актуальных и в современную эпоху. Кант в своих сочинениях 1780-х годов склонялся к толкованию войны как одной из хитростей разума, при которой раздоры между отдельными индивидами и группами людей могут принести некоторую пользу человечеству в целом. Это свидетельствует о том, что его взгляды на феномен войны прошли определенную эволюцию [2, c. 154].
Исследование немецкого кантоведа Ф. Как показало детальное, война до известного времени могла способствовать благу цивилизации, например, вытесняя людей в самые суровые регионы и способствуя заселению Земли. Решающим условием ратных успехов стала сложная военная техника, а подготовка к войне стимулирует общее развитие производства. Это, в свою очередь, повышает экономическую инициативу, что приводит к косвенному развитию культуры, науки и предпринимательской свободы, по мнению Э. Соловьева.
Кант и Герхард заявляли, что война как способ разрешения политических конфликтов утратила свою актуальность и необходимо стремиться к миру. Их взгляды на этот вопрос были зафиксированы в трактате «К вечному миру». Канта вдохновило заключение мирного договора между Пруссией и Францией. В своей работе он подчеркивал важность соблюдения международных соглашений, уважение суверенитета государств и развитие их экономических и культурных связей [4, c. 159].
Философ Кант представляет план создания вечного мира через объединение разнообразных государств в масштабах планеты. В его концепции, это возможно только при сочетании образования, благоразумия правителей и экономических потребностей народов. Он утверждает, что формирование космополитического союза является неизбежным процессом. Основная цель такого союза – содействие укреплению отношений между народами через правовое согласие [7, c. 56].
Фихте, Шеллинг и Генц предложили альтернативный взгляд на Канта. В своей рецензии Генц выразил мысль о вечном мире или конституциональном установлении как серьезном требовании разума и единении людей. Не случайный призрак воображения, а глубокое стремление к целостности.
Современный этап развития международных отношений подчеркивает важность и актуальность теории Канта. Отфрид Хёффе, выдающийся исследователь творчества Канта, высказывал мысль о том, что даже не знавший о современном оружии массового уничтожения, Кант предвидел предельный риск глобальной войны. Он говорил о возможности истребительной войны, которая может привести к установлению мира лишь на кладбище человечества. Сегодня страны, такие как Великобритания, Франция, США, Россия, Индия, Пакистан, Северная Корея и Китай, обладают ядерным оружием. Израиль не признает наличие у себя ядерного оружия, в то время как Иран приближается к завершению своей ядерной программы, что становится препятствием в отношениях между исламским государством и США.
Мировые войны, как считал Кант, возникали из-за стремления к созданию глобальных государств. Важно отметить, что это мнение Канта имеет и свои противники. Например, в период «холодной войны» СССР и США играли ключевую роль в предотвращении активного вооруженного конфликта между собой. Но после завершения этого периода, когда США остались единственным глобальным государством, их внешняя политика стала причиной множества кризисов в мировой политике.
В книге «Иммануил Кант. Его жизнь и историческое значение» Дж. Г. Льюис представляет концепцию мегадипломатии, вдохновленную идеей Канта о вечном мире. Он выделяет три критерия, определяющих мегадипломатию: всеобщность, децентрализация и гибкость в управлении. По принципу всеобщности в решении глобальных проблем должны участвовать все заинтересованные стороны. Децентрализация предполагает широкое привлечение ресурсов и передачу полномочий множеству участников для эффективного управления [3, c. 513].
Важно понимать, что между людьми должны существовать взаимные обязательства, основанные на доверии и верности. Эти принципы соответствуют условиям, предшествующим заключению договора о вечном мире. Первая статья гласит, что участники политического процесса должны иметь равные права и вместе решать различные проблемы. Кант во второй статье говорит о необходимости создания «общечеловеческого государства» на основе закона и права. Этот процесс эволюционный и требует времени для завершения.
Кант подчеркивает важность сохранения баланса и мира, предостерегая от ускоренных действий, которые могут привести к тирании вместо демократии. В свете стремления США распространить свою модель управления на множество стран, возникают опасения относительно негативных последствий такого вмешательства. Примером этому служат военные операции в различных странах и попытки менять режимы в поисках демократии, что привело к свержению лидеров и дестабилизации политической и экономической ситуации в ряде арабских государств [5, c. 267].
Взаимоотношения между государствами, по мнению Канта, должны строиться на доверии, а не на расчетах, как гласит третья статья. Участники мирового политического процесса должны в первую очередь доверять друг другу при разрешении кризисов и поиске решений глобальных проблем. В 1995 году мировое сообщество объединило свои усилия для помощи Северной Корее в период голода, несмотря на различия во взглядах на это государство. В 2001 году после терактов 11 сентября Россия была одной из первых, кто предложил помощь США в борьбе с терроризмом на международном уровне, несмотря на разногласия. Реализация принципа мегадипломатии, хотя и не идеальна, не является утопией, но сталкивается с определенными трудностями на практике.
Сегодня важно обсудить тему войны и мира по нескольким причинам. Прежде всего, политика играет ключевую роль в этом вопросе, как утверждал Карл Клаузевиц. Он считал, что война является продолжением политики, но с применением насильственных методов. В свою очередь, Иммануил Кант не разделял мнение Клаузевица и утверждал, что мир не может быть достигнут только через военные победы, так как война приводит только к временному прекращению боевых действий.
Во-вторых, Кант призывал человечество к тому, чтобы хотя бы уменьшить количество войн, если полное избавление от них кажется невозможным. Он утверждал, что для этого необходимо совместное усилие международных организаций, которые должны регулировать политические процессы в мире [6, c. 534].
В мире сегодняшнем наблюдается уменьшение значимости международных организаций и их воздействия на глобальные события, как показывает практика политики. Например, введение Соединенными Штатами войск в Ирак произошло без утверждения Организацией Объединенных Наций, а конфликты в Ливии и Сирии развернулись без официального одобрения международных структур.
Идея Канта о вечном мире представляет собой не просто утопическую теорию, а скорее проктопию, в которой рассматриваются различные тенденции современной мировой политики. Он обсуждает опасность доминирования одного мирового государства, нигилизм в международных отношениях и необходимость установления структуры для регулирования взаимоотношений между различными странами. При благоприятных условиях эта идея может стать реальностью [1, c. 345].
В эпоху войн и революций на рубеже XVIII и XIX веков идея Канта осталась нереализованной, что делает современность еще менее благоприятной для этого. Сотрудничество международных организаций и лидеров различных стран имеет потенциал изменить ситуацию в лучшую сторону. Это напоминает о важности дипломатии не только для достижения мира, но и для предотвращения войн.
Список литературы:
- Вархотова, В. Идея вечного мира в социально-политической мысли Европы / В. Вархотова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 965 c.
- Капустин, Б.Г. Зло и свобода. Рассуждения в связи с «Религией в пределах только разума» Иммануила Канта / Б.Г. Капустин. – М.: Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2016. – 914 c.
- Льюис, Дж. Г. Иммануил Кант. Его жизнь и историческое значение / Дж. Г. Льюис. – М.: СИНТЕГ, 2016. – 628 c.
- Минасян, Л.А. Иммануил Кант и современная космология / Л.А. Минасян. – М.: Огни, 2019. – 311 c.
- Пекуровская, А. Герметический мир Иммануила Канта. По ту сторону зрения и слуха / А. Пекуровская. – М.: Алетейя, 2010. – 528 c.
- Тихомиров, Л.В. Вечный мир в философском проекте Канта / Л.В. Тихомиров. – М.: Просвещение, 1983. – 965 c.
- Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. – СПб: Наука, 2011. – 417 с.
Оставить комментарий