Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(291)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Библиографическое описание:
Горбунова П.В. РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ У УЧАЩИХСЯ ДШИ. // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 37(291). URL: https://sibac.info/journal/student/291/348195 (дата обращения: 23.11.2024).

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ У УЧАЩИХСЯ ДШИ.

Горбунова Полина Васильевна

магистрант 1 курса, направление «Изобразительного искусство», Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, доц. Кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена особенностям развития практических умений и навыков работы акварелью у учащихся детских школ искусств. В ней рассмотрены основные техники акварельной живописи и методы обучения акварельной техники, направленной на развитие практических умений и навыков учащихся ДШИ.

ABSTRACT

This article is devoted to the peculiarities of the development of practical skills and skills in working with watercolors among students of children's art schools. It examines the basic techniques of watercolor painting and methods of teaching watercolor techniques, aimed at developing practical skills of children's art school students.

 

Ключевые слова: акварельная техника, акварельная живопись, акварель.

Keywords: watercolor technique, watercolor painting, watercolor.

 

Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства, так как среди художественных материалов, для учащихся, выделяется своей доступностью. Не требует сложных специальных приспособлений. Для написания картины понадобится лишь бумага, краски, вода и кисти. На сегодняшний день в педагогических и учебных заведениях накопился большой методический опыт обучения акварели. Его необходимо изучать, подвергать научному анализу, делать достоянием педагогической и художественной общественности. Техника акварельной живописи в ДШИ является основой академической живописи, так как этот художественный материал выделяется своей сложностью приемов работы и требует специальных умений и навыков с ним. В настоящее время техника акварельной живописи является основой обучения в художественных школах.

Как известно, использование различных акварельных техник способствует выработке навыков аккуратной работы, учит видеть главное в работе, развивает моторику рук. Акцентируем внимание учащихся на слове «вода», оно является ключевым словом в изучении и обучении акварельной живописи. «Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок.» (2). А это предполагает наличие у исполнителя виртуозного владения техническими приемами акварельной живописи. Именно поэтому акварель относится к одной из самых сложных техник живописи. Несомненно, акварельная живопись развивает практические умения и навыки обучающихся. Занятия акварелью чрезвычайно полезны для детей, испытывающих значительные психоэмоциональные перегрузки. Для гармонизации состояния детей на занятиях можно провести простые кратковременные упражнения в технике акварельной живописи.

Важно ставить перед обучающимся такие учебные задачи, которые направлены в первую очередь на быстрое и эффективное усвоение различных техник акварельной живописи и их дальнейшее развитие. В процессе создания живописных работ, приобретенные умения способствуют раскрытию творческих возможностей и развитию определенной художественной смелости. Мы рассмотрим лишь те из них, которые осваиваются на начальном этапе обучения в ДШИ.

В младших классах ДШИ изучают такие виды акварельных техник как работа «по-сырому», работа «по-сухому», акварельная техника «a la prima».  а также знакомят с некоторыми приемами акварельной живописи. Все богатство акварельных техник раскрывается учащимися постепенно (по принципу от простого к сложному, от общего к частному) с учетом постоянных тренировок.

Особенности освоения живописи « по-сырому».

Она предполагает нанесение краски на заранее влажный фон. Тут очень важна скорость, иначе пигмент не ляжет на лист, как нужно было изначально. Намочить бумагу можно с помощью губки или кисти большого размера, но первый вариант позволит сделать это более быстро. Если краска растекается слишком стремительно, то стоит подождать пару минут для высыхания поверхности. Картина будет постоянно меняться в процессе работы.

Особенности освоения живописи «по- сухому».

Работа в этой технике ведется акварелью по сухой бумаге, по рисунку прорисованным карандашом. Краска наносится одним-двумя слоями (однослойная акварель) или же несколькими слоями (лессировка) в зависимости от поставленной задачи.

  1. Однослойная акварель «по-сухому», в одно, два касания, позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, способствует удержанию контроля над краской.
  2. Многослойная акварель (лессировка)- это способ нанесения акварели мазками и слоями. При этом нужно учитывать, что нижний слой всегда должен быть сухим. При этой технике, краски в разных слоях не смешиваются и цвет каждого фрагмента складывается из цвета в его слоях. Главное достоинство многослойной акварели- является возможность точного воспроизведения того или иного фрагмента окружающей действительности.

Особенности акварельной техники «a la prima».

Техника «a la prima», идеально подходит для выполнения краткосрочных работ, набросков, эскизов. При этой акварельной технике, нельзя допускать высыхание краски на бумаге. Поэтому лист бумаги сильно увлажняют. Рекомендуют сильно увлажненный лист поместить на стеклянное полотно, то позволит надежному закреплению листа без дополнительных средств закрепления и замедлит высыхание бумаги. Преимущества приема «a la prima» в том, что подтеки и растворения одного цвета в другом создают невероятные цветовые сочетания, узоры и фактуры.

Применение спецэффектов.

Учащиеся могут экспериментировать в своих работах. Использовать соль либо сахар с бумагой, на работе появляются фантастические разводы, либо использование других художественных материалов. Поверх рисунка акварелью отлично ляжет пастель или акварельные карандаши, которые позволять создать различные выразительные штрихи.

Как показывает практика, наиболее успешное освоение акварельной техники в системе дополнительного образования будет зависеть от нескольких основных факторов. Во-первых, нужно начинать с несложных кратковременных упражнений для понимания особенностей материала, снижению страха перед акварелью и интереса к данной технике. Во- вторых, требуется углубленное изучение свойств, особенностей и вариантов применения материалов и техник.

Искусство акварельной живописи не теряет своей популярности уже несколько столетий и по праву считается одной из главных живописных техник. Обладая многообразием различных материалов, методик преподавания, экспериментируя с различными техниками, с внедрение этого в процесс обучения учащихся, приведет к развитию у обучающихся практических умений и навыков в работе с акварелью.

 

Список литературы:

  1. Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. – М.: «Искусство»,2009. – 193 с.
  2. Ревякин, П.П. Технология акварельной живописи. – М.: АСТ, 2009. – 187 с.
  3. Смирнов, Г.Б., Унковский А.А. Акварель. – М.: Просвещение, 1976.
  4. Тимошенко, А.Н. Акварельная живопись на пленэре: метод. рекомендации. – Новосибирск.: Изд-во НГПУ, 2003.
  5. Хосе М. Парраман Как рисовать акварелью. – М.: Арт-Родник, 2001. – 56 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.