Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(291)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
МОЛОДЕЖЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
YOUTH AND MODERNITY: THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MORAL CONSCIOUSNESS
Arina Krasnova
student, Department of Social Sciences and Youth Policy, Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
Magomed Khadzharov
scientific supervisor, Doctor of Philology, Prof., Orenburg State Medical University,
Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В статье исследуются проблемы формирования нравственного сознания у молодежи в условиях современного общества. Рассматриваются такие факторы, как глобализация, социальные сети и медиа, негативно влияющие на моральные ориентиры молодых людей. Выявляется роль семьи и образовательных учреждений в воспитании нравственных установок у молодых людей. Результаты исследования позволяют понять, почему моральное воспитание важно для становления ответственного и социально активного поколения, и предложить современные подходы к воспитанию нравственных ценностей у молодежи.
ABSTRACT
The article examines the problems of forming moral consciousness among young people in the conditions of modern society. Factors such as globalization, social networks and media that negatively affect the moral guidelines of young people are considered. The role of family and educational institutions in instilling moral attitudes in young people is revealed. The results of the study allow us to understand why moral education is important for the formation of a responsible and socially active generation, and to propose modern approaches to the education of moral values among young people.
Ключевые слова: молодёжь, нравственное сознание, глобализация, нравственные установки, моральные принципы, моральная чувствительность, моральная зрелость.
Keywords: youth, moral consciousness, globalization, moral attitudes, moral principles, moral sensitivity, moral maturity.
В современном обществе, которое характеризуется быстрыми изменениями и глобализацией, перед молодежью стоит сложная задача — формирование устойчивого нравственного сознания. Нравственное сознание включает систему моральных принципов, ориентиров и установок, направляющих поведение индивида в обществе. Молодежь сегодня находится под влиянием множества факторов, начиная от глобальных культурных трендов до цифровых технологий и социальных сетей, что делает процесс воспитания нравственных качеств сложным и неоднозначным.
Устойчивое нравственное сознание у молодежи требует системного подхода, в котором задействованы семья, образовательные учреждения и общество в целом. Только при наличии поддерживающей среды, которая способствует формированию моральных ценностей и критического мышления, молодые люди смогут развить устойчивые нравственные ориентиры и избежать влияния негативных факторов внешнего мира. [1]
В условиях глобализации многие молодые люди испытывают кризис идентичности и отсутствие четких нравственных ориентиров. Джордж Рицер, исследователь глобализации, подчеркивает, что современное общество создает так называемые "глобальные витрины". Молодежь видит образы успеха, красоты и богатства, но они часто остаются на уровне внешнего, без глубокого понимания. Возникает "кризис идентичности", у молодых людей нередко возникают трудности с определением своих ценностей и убеждений, так как внешние стандарты глобализации иногда подменяют их личные взгляды и моральные ориентиры. [2]
Семья — это первое социальное окружение ребенка, в котором он учится основным правилам поведения, пониманию хорошего и плохого, уважению и ответственности. Взаимодействуя с родителями, ребенок не только усваивает социальные нормы, но и перенимает их личные ценности и установки, которые становятся основой его собственного мировоззрения. Именно в семье закладываются базовые моральные принципы, такие как честность, забота о близких, справедливость и доброта. [3]
При отсутствии устойчивой семейной опоры, нравственное воспитание молодежи становится менее прочным и подверженным влиянию других, менее стабильных источников, таких как медиа и сверстники.
Образовательные учреждения также играют ключевую роль в формировании нравственного сознания молодежи. В отличие от семьи, которая закладывает основы моральных ценностей, школы и другие учебные заведения способствуют их углублению и адаптации к социальным условиям. Через учебные программы, воспитательные мероприятия и взаимодействие с педагогами молодежь учится основным моральным принципам, таким как честность, уважение, ответственность.
Несмотря на важность образовательных учреждений для формирования нравственного сознания, существуют определенные проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения. Одна из них — недостаточное внимание к моральному воспитанию в условиях перегруженности учебной программы и фокуса на академических результатах. В некоторых образовательных системах акцент делается исключительно на получении знаний, а вопросы морального воспитания остаются на втором плане. [4]
Медиа и социальные сети оказывают мощное влияние на мировоззрение молодых людей, так как они стали основным пространством для общения, самовыражения и получения информации. Они не только предоставляют информацию и различные точки зрения, но и формируют у молодежи определенные стандарты поведения. Соцсети могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на формирование нравственности и самооценки у молодежи.
Регулярное использование социальных сетей способствует изменению нравственных установок у молодежи, иногда приводя к снижению моральной чувствительности. Молодые люди могут испытывать трудности в выработке устойчивых нравственных ориентиров, так как подстраиваются под чужие образы и нормы поведения, которые не всегда отражают реальность. Постоянное сравнение себя с другими, присущее соцсетям, снижает эмпатию и может приводить к более эгоистичному поведению. [5]
Нравственные ценности и моральные нормы, которые человек придерживается, во многом зависят от его социального окружения и связей. Личность не существует в вакууме и формируется через взаимодействие с другими людьми, особенно с теми, с кем она вступает в регулярное общение, включая сверстников и социальные группы, к которым она принадлежит. [6]
Сверстники играют ключевую роль в формировании нравственных ценностей, поскольку для молодежи именно они становятся основным источником влияния в процессе социализации в подростковый и юношеский периоды. Когда подросток взаимодействует с друзьями и сверстниками, он начинает оценивать их поведение и идеи, что может влиять на его собственные убеждения и моральные ориентиры. В этот период важнейшими становятся не нормы и ценности, передаваемые семьей или школой, а те, которые утверждаются в круге сверстников.
Искусство и литература имеют уникальную способность влиять на моральное сознание, так как они способны «вывести» человека за пределы повседневной жизни, заставляя его задуматься о более высоких смыслах и ценностях. В этом контексте литература и искусство действуют как катализаторы нравственного роста, предоставляя примеры героизма, добродетели, но также и порока, что позволяет индивидам осознавать разницу между добром и злом. [7]
Литература, особенно в своем классическом виде, помогает читателю сопереживать героям, осознавать их моральные страдания и радости, что способствует развитию эмпатии и моральной зрелости. Книги позволяют войти в «шкуру другого», понять мотивы и чувства других людей, что расширяет горизонты нравственного восприятия. Кроме того, литература всегда задает вопросы, на которые нет однозначных ответов, что стимулирует развитие критического мышления и самостоятельности в нравственных суждениях.
С точки зрения проблемы формирования нравственного сознания у молодежи, теория когнитивного диссонанса помогает объяснить, почему и как молодые люди могут испытывать противоречия между усвоенными моральными нормами и стремлением к личной выгоде. Молодежь находится в важный период становления личности, когда происходит активное формирование системы нравственных ценностей и убеждений. В это время индивид только учится осознавать и соблюдать нормы, поэтому может быть особенно подвержен внутренним конфликтам между этими нормами и личными желаниями. [8]
Такие оправдания могут приводить к формированию гибких или даже «плавающих» нравственных стандартов, когда моральные убеждения становятся условными и зависят от ситуации. Это затрудняет становление устойчивой системы ценностей и усложняет развитие моральной зрелости, поскольку подросток привыкает к тому, что нормы можно адаптировать под обстоятельства.
Прививая понимание ценности устойчивых нравственных норм, общество и образовательные учреждения могут способствовать тому, чтобы молодежь находила способы разрешать внутренние конфликты в пользу моральных принципов, а не временных выгод.
Основой формирования устойчивых нравственных ценностей является диалог, который обеспечивает взаимопонимание и обмен взглядами между различными социальными группами. Моральные нормы и ценности могут быть устойчивыми, если они вырабатываются в рамках конструктивного диалога, который предполагает уважение к множеству различных точек зрения и способность учитывать интересы всех сторон. [9]
Один из успешных проектов, ориентированных на моральное воспитание — это инициатива "Служение обществу", которая активно реализуется в школах и университетах по всему миру. Этот проект предлагает учащимся заниматься волонтерской деятельностью в местных сообществах, помогая пожилым людям, малообеспеченным семьям, детям с особыми потребностями и т. д. Процесс вовлечения в реальные социальные проблемы стимулирует у молодых людей понимание значимости моральных выборов и самопожертвования. [10]
В заключение, формирование нравственных ценностей у молодежи является многогранным и сложным процессом. Современное общество, с его информационными потоками и глобальными изменениями, ставит перед молодежью новые вызовы и возможности для формирования устойчивых нравственных ориентиров.
Устойчивые нравственные ценности у молодежи могут быть сформированы через активное участие в общественных процессах, через диалог, образование и осознание личной ответственности за моральные выборы, что, в свою очередь, способствует созданию более справедливого и ответственного общества в будущем. Однако для этого необходима особая работа по воспитанию у молодых людей.
Список литературы:
- Миненко Г.Н. О системном подходе к духовно-нравственному становлению и воспитанию молодежи // Мир науки, культуры, образования. – 2013. — № 5 (42). – С. 385-388.
- Ritzer, G. The Globalization of Nothing // Sage Publications. – 2007. — Vol. 23. – No. 2. – pp. 72-138.
- Петрова М.И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. – 2014. — № 21 (80). – С. 675-677.
- Андреева Г.М. Социальная психология // Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс. – 2001. — С. 213-223.
- Карпенко А.С., Чурочкина Л.А. Особенности воздействия массмедиа на подростков в современных условиях // Человеческий капитал. – 2021. — Т.1. – № 12. – С. 87-96.
- Сосновский Б.А. Социализация личности // Учебник для педагогических вузов. – М.: Академия. – 2008. — С. 294-296.
- Festinger, L. A Theory of Cognitive Dissonance // Stanford: Stanford University Press. – 2018. — Vol. 2. – pp. 52-70.
- Беляева Н.В., Бердышева Л.Р., Критарова Ж.Н., Шамчикова В.М. Влияние художественной литературы на восприятие современных школьников // Педагогический журнал. – 2018. — Т. 8. – № 1А. – С. 95-105.
- Чернышова А.В. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики // Грамота. – 2011. — Ч. 1. – № 3 (9). – С. 190-192.
- Dewey, J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education // Macmillan. – 1916. — Vol. 9 – pp. 140–145.
Оставить комментарий