Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 37(291)

Рубрика журнала: Психология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Локкина М.А. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 37(291). URL: https://sibac.info/journal/student/291/348379 (дата обращения: 28.12.2024).

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСЦЕЛЕНИЯ

Локкина Марина Алексеевна

студент, Гуманитарный институт, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,

РФ, г. Санкт-Петербург

CREATIVE ACTIVITY AS A TOOL FOR EMOTIONAL HEALING

 

Marina Lokkina

student, Institute of Humanities, St. Petersburg Polytechnical, Peter the Great University,

St. Petersburg, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается психологическое влияние творческой деятельности. Раскрываются способы выражения эмоций через творчество в разных видах искусства и понятие арт-терапии.

ABSTRACT

The article deals with the psychological influence of creative activity. The ways of expressing emotions through creativity in different types of art and concept of art therapy are revealed.

 

Ключевые слова: творчество, эмоции, чувства, деятельность.

Keywords: creativity, emotions, feelings, activity.

 

Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект – личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью [2]. Это определение творчества дает понять, что оно является не просто процессом создания новых материальных и духовных ценностей, но и имеет психологические черты. В результате творческого процесса создается продукт, отражающий интересы, взгляды на мир, эмоциональное состояние и чувства его создателя. Так, творчество неразрывно связано с внутренним миром человека, который влияет на его деятельность. Актуальным становиться вопрос, может ли оно помочь побороть негативные эмоции, восстановиться эмоционально.

С точки зрения влияния творчества на моральное состояние человека его стоит рассматривать с нескольких сторон. Первое, что важно отметить, - процесс создания материальных и духовных ценностей переключает внимание человека с волнующих его проблем на более увлекательное занятие. На время творчество позволяет расслабиться, успокоиться, забыть о негативных обстоятельствах жизни. Но это лишь временный эффект, ведь творческая деятельность не сопровождает человека постоянно – возвращаться в реальный мир рано или поздно придется.

Однако творчество способно воздействовать гораздо сильнее. Создавая итоговый продукт, человек вкладывает в него свои эмоции и чувства, что, несомненно, отражается на результате. Но здесь важен не столько результат, сколько процесс. Выражение своих ощущений работает в обе стороны: и с положительными, и с отрицательными эмоциями. Приведем примеры, основанные на разных видах искусства. Испытывая счастье и радость, художник, вероятно, будет использовать яркие цвета, ассоциирующиеся со светлыми, теплыми чувствами, музыкант – играть мажорные произведения, а танцор – использовать открытые движения. Когда же творческим человеком одолеет тоска, в своей деятельности он будет использовать, по логике, противоположные инструменты: тусклые цвета, композиции, скованные движения. Ярким примером здесь является актерское мастерство. Актер, играя персонажей с эмоциональным состоянием, близким ему в данный момент времени, творец отдает всего себя игре, буквально выпуская свои эмоции, но через образ. Использование творчества как инструмента для выражения тех или иных эмоций помогает структурировать их в голове, прийти в наиболее стабильное эмоциональное состояние, и, самое важное, выпустить их наружу, оставить их в результате своей деятельности.

Стоит рассмотреть, какие существуют инструменты для выражения чувств через творчество. Несомненно, каждый творец делает это по-своему, ведь у разных людей ассоциации с теми или иными эмоциями могут различаться. Однако в психологии все же существует устоявшееся определение некоторых способов творческой деятельности. В качестве наиболее наглядного примера мы приведем изобразительное искусство.

Первый и наиболее известный аспект – психология цвета. С давних времен люди придавали большое значение чтению "языка красок", что находит свое отражение в древних мифах, народных легендах, сказаниях, а также в различных религиозных и мистических учениях. Г. Г. Воробьев и В. В. Налимов в 80-х годах ХХ в. разработали психологическую диагностику на основе цветовых предпочтений, которая представляет собой метод, позволяющий получить ценную информацию о личности человека, анализируя его цветовые предпочтения. Она основана на предположении о связи между эмоциональным и психологическим состоянием индивида и его выбором определенных цветов. Рассмотрим некоторые ассоциации с наиболее распространенными цветами: красный цвет традиционно ассоциируется с огнем и кровью, символизируя как положительные эмоции (радость, любовь, страсть, энергию), так и отрицательные (агрессию, гнев, войну). Он помогает выразить наиболее яркие эмоции. Синий ассоциируется со спокойствием, расслаблением, гармонией и чистотой. Многие люди ассоциируют его с грустью, печалью. Зеленый - символ жизни, природы и гармонии, его связывают с устойчивостью, спокойствием, стремлением к балансу, поэтому художники могут использовать его, находясь в умиротворенном состоянии. Желтый - яркий, радостный цвет, символизирующий тепло, оптимизм, связан с положительными эмоциями [4]. Так, опечаленный художник вряд ли станет рисовать яркими желто-красными оттенками, предпочитая им холодные, сине-голубые.

Вторым важным компонентом изобразительного искусства является форма. В психологическом смысле она так же играет важную роль.  В порыве ярких эмоций художник, вероятнее всего, не возьмется создавать детализированную картину – он постарается уместить свои чувства, если они достаточно сильные, в картине, приближенной к абстракции. Здесь уместно упомянуть о психологическом значении фигур. Хенрик Лундхольм в своих работах выдвинул гипотезу о корреляции между острыми и тупыми углами в рисунке и характером выражаемой эмоции. Его наблюдения показали, что преобладание острых углов, резких линий и ломаных форм часто ассоциируется с негативными эмоциями: агрессией, гневом, тревогой. Такие изображения вызывают у зрителя чувство напряжения и дискомфорта, что связано с физиологической реакцией на визуальные раздражители – острые углы подсознательно воспринимаются как потенциальная угроза. Российский психолог М.В. Осорина, развивая идеи Лундхольма, подчеркнула связь между округлыми формами и положительными эмоциями. Круг, как символ полноты, целостности и мягкости, действительно часто используется для изображения радости, спокойствия, умиротворения. Плавные линии, изгибы, сглаженные углы создают ощущение гармонии и комфорта, вызывая у зрителя чувство расслабления и благополучия. Однако, важно отметить, что это не является абсолютным правилом. В зависимости от контекста, острые углы могут символизировать и другие эмоции, например, сосредоточенность, энергичность, или даже интеллект (например, в изображении высоких технологичных объектов). Более того, эффект от соотношения острых и тупых углов может усиливаться другими факторами: цветом, текстурой, композицией.

Так, цвет и форма – не только основополагающие аспекты изобразительного искусства, но и способ передачи эмоционального состояния творца. Подобные инструменты существуют и в других видах творчества: в литературе это лексика, пунктуация, определенное построение предложений, вводные слова, обращения, графическое выделение разных частей текста, в танцах – различные движения: положение «эффасе» (движение с открытым положением ног) употребляются при построении эмоций радости, а положение «круазе» (движение, при котором ноги находятся в скрещенной позе) применяются при построении эмоций печали, грусти, тревоги. [3, с. 2]

Возвращаясь непосредственно к эмоциональному исцелению, стоит обратить внимание на такой термин, как арт-терапия. В "Психотерапевтической энциклопедии" под ред. Б.Д. Карвасарского арт-терапия определяется как "использование искусства как терапевтического фактора" [1]. Суть арт-терапии заключается в том, что процесс создания произведений искусства помогает людям выразить свои чувства, переживания и мысли, которые могут быть сложными для вербализации. Арт-терапия также служит средством релаксации, снижая уровень стресса и тревожности. Для людей, испытывающих трудности в общении, она предоставляет альтернативный способ выражения своих мыслей и чувств. Арт-терапия может проводиться как индивидуально, так и в группах под руководством лицензированного терапевта или специалиста в области искусства. Так, творчество используют в качестве психологических методов исцеления, что подтверждает его влияние на улучшение эмоционального состояния человека.

Завершая свою работу, можно сделать вывод, что творчество действительно представляет собой мощный инструмент эмоционального исцеления, способный воздействовать на различные аспекты психического здоровья. Процесс творческого самовыражения не только облегчает проявление и осознание подавленных эмоций, но и способствует самопознанию и улучшению навыков коммуникации. Художественная деятельность, будь то живопись, музыка или литература, оказывает положительное влияние на уровень стресса и тревожности, помогая людям справляться с эмоциональными трудностями и восстанавливать внутреннее равновесие. В контексте терапевтической практики использование творческих методов как части психотерапии открывает новые возможности для глубинного понимания себя. Таким образом, интеграция творчества в процесс эмоционального исцеления обогащает терапевтический опыт.

 

Список литературы:

  1. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – Спб.: Питер, 2000.
  2. Копорулина В. Н. (авт.-сост.) и др. Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.
  3. Мартынова Я.А. Эмоции и формы их выражения в искусстве // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018007769?ysclid=m3ev09t5bd629692506 (дата обращения: 15.11.2024)
  4. Панина А.А., Сычева Л.А. Психология цвета // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. - №4. – С. 566.
  5. Платонова А. В. Арт-терапия в работе психолога // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. –№1. – С. 71 – 73.
  6. Савенков А. И. Психология творчества // Вестник Московского городского педагогического университета. – 2009. - №3. – С. 46 – 63.

Оставить комментарий