Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(293)
Рубрика журнала: Социология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
НЕОКОЛОНИАЛИЗМ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
NEO-COLONIALISM IN THE CONSCIOUSNESS OF MODERN MAN
Denis Shimpf
student, Institute of Information Systems, Economics and Management, The Siberian State Automobile and Highway University,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является анализ влияния неоколониализма на сознание современного человека, исследование его проявлений в культурных и социальных аспектах, а также изучение его последствий для формирования идентичности и самоощущения индивидов в обществе. Статья нацелена на рассмотрение механизмов, через которые неоколониальные идеи продолжают влиять на современные идентичности и культурные нормы, в том числе в России.
ABSTRACT
The purpose of the article is to analyze the influence of neocolonialism on the consciousness of modern man, to study its manifestations in cultural and social aspects, as well as to study its consequences for the formation of identity and self-perception of individuals in society. The article aims to examine the mechanisms through which neocolonial ideas continue to influence modern identities and cultural norms, including in Russia.
Ключевые слова: неоколониализм, колониализм, идентичность, карго-культ, культура, золотой миллиард, глобальная экономика, общество потребления.
Keywords: neocolonialism, colonialism, identity, cargo cult, culture, golden billion, global economy, consumer society.
Постановка проблемы. Проявления неоколониализма в обществе оказывают сильное влияние на культурную идентичность, формируя внутренние конфликты и психологические проблемы у индивидов. Кризис идентичности зачастую связан с процессами культурной ассимиляции, когда местные традиции и ценности утрачивают свою значимость под воздействием западной культуры. Это может привести к чувству отчуждения и потере связи с собственным наследием, что становится источником внутренней борьбы между желанием сохранить уникальность и давлением адаптироваться к доминирующей культуре. Многие индивиды в таких обществах переживают психологическую дисфункцию, которая может проявляться в виде низкой самооценки, депрессии и чувстве неполноценности. Это приводит к убеждению, что присвоенные западные стандарты и нормы являются единственно правильными, что заставляет людей сомневаться в ценности своей культурной идентичности.
Основная часть. История колониализма берёт начало с тех времен, когда европейские страны начали осуществлять экспансию за пределы своих границ в поисках новых территорий, ресурсов и рынков сбыта. Это явление началось в XIV веке и продолжалось вплоть до середины XX века. Колониальные империи, такие как Великобритания, Франция, Испания, Португалия и другие, завоёвывали и контролировали внешние территории, превращая их в свои колонии. Метрополии выкачивали из колоний ресурсы, заставляли местное население работать на своих плантациях и предприятиях, распространяли свои ценности и культуру [11]. Колониализм зачастую сопровождался эксплуатацией и угнетением местных народов, приводя к разрушительным последствиям для местных обществ и культур [9]. Власть колонизаторов была обоснована расизмом и чувством превосходства, что приводило к массовым нарушениям прав человека и жестокому обращению с местным населением [6].
Здесь следует обратить внимание на то, как колониализм изменил сознание жителей колоний. Европейская культура за счёт своих достижений воспринималась ими как более «цивилизованная», «высокая» и «развитая». Жители колоний нередко развивали идеализированные представления о жизни в метрополии. Это восхищение приводило к стремлению подражать «белым людям», а также к желанию перенять их культуру, язык и образ жизни, что зачастую воспринималось как символ успеха и прогресса. Более того, из-за системы колониального образования, направленной на формирование лояльности к метрополии, местные жители зачастую получали искаженные представления о своей культуре [13]. Они могли видеть свою собственную идентичность как неполноценную, ибо местные достижения и культура воспринимались сквозь призму западных стандартов.
В современном мире колоний в привычном понимании уже не существует, однако колониализм остался. В статье рассматриваются культурный и социальный аспекты, поэтому лишь кратко рассмотрим на примере США процесс экономической «колонизации» стран Европы. Во второй половине XX в. США, используя полученные в ходе Второй мировой войны экономические преимущества, навязали миру новые средства эксплуатации путём создания Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда (для обеспечения доминирования американской валюты в международных экономических отношениях) под предлогом реализации в Европе плана восстановления разрушенного хозяйства, подготовленного Д. Маршаллом и оформленного Генеральным соглашением о тарифах и торговле еще в 1947 г [3]. В ответ на сопротивление значительной части западноевропейского общества установлению мировой гегемонии США сторонники плана Д. Маршалла развернули массовую антикоммунистическую кампанию, положившую начало полувековой «холодной войне» [7]. Так зарождался неоколониализм.
Для того, чтобы преподнести миру «колониализм в новой обёртке», сильной армии уже было мало, нужно было действовать умнее. Пропаганда американских демократических ценностей распространялась по всему миру в основном через культурное, экономическое и политическое влияние Соединенных Штатов [4]. В послевоенный период, особенно во время Холодной войны, Америка активно продвигала идеалы демократии, свободы слова и прав человека, противопоставляя их коммунистической идеологии. Это происходило через разнообразные каналы: от массовых медиа и фильмов до программ обмена, образовательных инициатив и международных конференций. Культурные продукты, включая музыку, кино и литературу, также служили важным средством передачи американских ценностей, формируя позитивный образ демократии, «свободы» и самих США среди зарубежных аудиторий [8]. Спустя некоторое время страны Западной Европы по идеологическому влиянию сравнялись с США. Таким образом возник термин «страны золотого миллиарда», обозначающий наиболее успешные и богатые государства, суммарное население которых составляет порядка миллиарда человек – это население США и всех стран Западной Европы [14].
Нетрудно догадаться, что на смену «белому человеку», которым в эпоху колониализма стремились стать жители колоний, пришёл человек «золотого миллиарда». То есть современный «цивилизованный европеец» мало чем отличается от «цивилизованного жителя метрополии» в глазах граждан всех остальных, не принадлежащих к числу богатейших, государств. Выражается это в стремлении соответствовать жителям «цивилизованных стран», превознесении всего американского и европейского. А соответственно, и в замещении своей культуры западноевропейской, пренебрежении к собственной культуре и стране.
Неоколониализм в России проявляется через ряд культурных и социальных процессов, среди которых можно выделить повсеместное использование английских слов и выражений, а также распространенное убеждение о том, что жизнь на Западе лучше, чем в России. В последние десятилетия английский язык стал неотъемлемой частью повседневной жизни и медийного пространства, проникая в различные сферы: от бизнеса и технологий до моды и музыки. Этот тренд зачастую сопровождается потерей интереса к родному языку и культуре, что вызывает опасения о возможной утрате культурной идентичности. Это переросло в то, что, например, кафе или ресторан будет восприниматься человеком как потенциально хорошее место для досуга исключительно в том случае, если его название написано на английском или любом другом западноевропейском языке. Вера в «западное счастье» также играет большую роль в формировании неоколониальных настроений. Многие россияне, глядя на жизнь в западных странах, идеализируют их экономические достижения, уровень жизни и социальные стандарты, что порождает комплекс неполноценности. Это приводит к тому, что успешные модели западного общества начинают восприниматься как единственно верные, что, в свою очередь, способствует неосознанному принятию западной культурной философии и ценностей. Такое положение дел создает своеобразный культурный разрыв, где достижения Запада рассматриваются как ориентир, к которому следует стремиться, а российская культура и традиции воспринимаются как устаревшие или менее значимые. Это в конечном итоге формирует общественное мнение, которое укрепляет идеи о необходимости дальнейшей интеграции в глобальную экономику и культуру, что негативно сказывается на социальной и политической стабильности страны [5].
Существует еще одно интересное явление, хорошо иллюстрирующее неоколониализм в сознании современных людей – карго-культ. Карго-культ (от англ. культ грузов) – термин, обозначающий поверхностную имитацию чего-либо, без глубинного понимания причинно-следственных связей, в надежде получить схожие с объектом копирования результаты.
Во время Второй мировой войны на островах Меланезии размещалось огромное количество военных баз и аэропортов, через которые доставляли оружие, припасы, одежду и другие грузы. Часть из этих вещей доставалась коренным жителям островов — как проводникам. Многие из них никогда раньше не видели тушёнки, фабричной одежды или складных ножей. Островитяне, неспособные объяснить происхождение этих вещей иначе, кроме как проявлением чуда, стали верить в волшебную силу техники и других объектов — самолётов, брезентовых палаток, радиовышек [2]. Согласно их воззрениям, «пришельцы» имели особую связь с духами предков, за что незаслуженно получали от них «подарки», доставляемые с неба. Когда война закончилась, поток вещей из цивилизованного мира прекратился. А туземцы решили, что, копируя манеры и постройки чужаков, смогут расположить к себе духов. Они размечали «взлётно-посадочные полосы», строили копии самолётов в натуральную величину из кокосовых пальм и соломы, делали «наушники» из половинок кокосов и т. д. Всё это они делали в надежде, что тоже смогут получить «небесные дары». Аборигены верили, что самолёты американцев и японцев сделаны из тех же пальм и соломы, а летать им помогает магия духов, с которыми чужаки научились лучше договариваться [12].
В контексте неоколониализма карго-культ можно рассматривать в качестве символа того, как колониальные и неоколониальные связи формируют культурные представления и практики. В странах, которые стремятся интегрироваться в глобальную экономику, подобное подражание может проявляться в том, что местные общества начинают акцентировать внимание на западных стандартах жизни, моде и культуре, считая их образцом для подражания. Это порождает стремление воспроизвести западный образ жизни, стать частью западного «общества потребления» без учета местных условий и реалий [1]. В итоге, такие попытки подражания часто заканчиваются разочарованием, поскольку товары и ценности, которые они стремятся скопировать, не всегда приводят к улучшению качества жизни, как это было ожидаемо.
Таким образом, карго-культ служит метафорой более широких процессов неоколониализма, где динамика желаний, разочарований и культурного подражания создает сложный и зачастую противоречивый контекст, в котором культуры сталкиваются, адаптируются и порой теряют свою аутентичность в стремлении к западному идеалу [10].
Заключение. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что колониализм в сознании современного человека остается актуальной проблемой, проявляющейся в различных формах — от неоколониальных отношений до культурного подражания и карго-культа. Несмотря на то, что официальные колониальные структуры ушли в прошлое, их наследие продолжает оказывать влияние на восприятие идентичности, культурных ценностей и социального статуса в глобальном контексте. Стремление подражать западным стандартам часто приводит к искажению собственного культурного наследия и уменьшению ценности местных традиций. Важно осознать эти процессы и критически оценивать навязанные стереотипы и идеалы, чтобы воспользоваться потенциальными ресурсами собственного культурного контекста, а не разрушать его ради краткосрочных целей. Исследование и понимание влияния колониальных и неоколониальных структур на сознание людей поможет развивать более сбалансированное и уважительное отношение к разнообразию культур и идентичностей в современном мире.
Список литературы:
- Бодрийяр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. – М. : Издательство АСТ, 2023. – 384 с.
- Бутинова М. С. Культ карго в Меланезии: к проблеме милленаристских движений // Сов. этнография. – 1973. – № 1. – С. 81-92.
- Валлерстайн И. Миросистемный анализ: введение / И. Валлерстайн. – М. : Теория будущего, 2006. – 246 с.
- Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. – М. : Наука, 1990. – 240 с.
- Горелов А. А. Глобальный неоколониализм и русская идея / А. А. Горелов. – М. : Ленанд, 2014. - 256 с.
- Гофман А. Б. Элитизм и расизм: философско-исторические воззрения А. Де Гобино / А. Б. Гофман // Общество и право. – 2004. – № 4 (6). – С. 23-30.
- Касторский Г. Л. Неоколониализм как общественно опасное последствие экспорта «демократии» // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2018. – № 3 (67). – С. 41-46.
- Микша Л. С. Научно-технический неоколониализм: поиски путей преодоления. — М.: МГУ, 1990. – 191 с.
- Моджорян Л. А. Колониализм вчера и сегодня: Международно-правовой очерк. – М. : Международные отношения, 1967. – 152 с.
- Туторский А. В., Кузнецова Е. А. Долгий путь к равенству: деколонизация научного подхода к проблеме аккультурации // Россия и АТР. – 2020. – Т. 109, № 3. – С. 46-60.
- Федюкин И. И. Вред и польза колониализма // Коммерсантъ Власть. – 2007. – №31. – С. 41.
- Фейнман Р. Ф. Наука самолётопоклонников. — М.: Регулярная и хаотическая динамика, 2001. – С. 336.
- Чиканова Н. А. Репрезентации власти и медицины в учебниках истории XIX века // Личность в историческом измерении: новые источники и методологические подходы. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2022. – С. 137-139.
- Шамшурин В. И., Шульга А. А. Философские предпосылки неоколониализма // Известия Иркутского государственного университета. 2017. – Т. 21. – С. 34-41.
Оставить комментарий