Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 41(295)
Рубрика журнала: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В СФЕРЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПИРАТСТВА
АННОТАЦИЯ
В данной статье затрагивается проблема цифрового пиратства в аудиовизуальной сфере. Проанализирован отечественный опыт развития и становления рынка онлайн-кинотеатров. Автором обосновываются риски возобновления цифрового пиратства в обозначенной области.
Ключевые слова: авторское право, аудиовизуальные произведения, цифровое пиратство.
Стремительное развитие информационных технологий, а также процессов глобализации и интеграции привели к тому, что любой человек может получить свободный доступ к абсолютно любой информации посредством сети Интернет. Согласно отраслевому докладу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежедневно пользуются интернетом 95.3 млн человек, т.е. 78% населения страны. По данному показателю Россия не входит в топ-10 стран, однако показатели в любом случае впечатляют и показывают, насколько проник Интернет в нашу жизнь. Одним из основных видом активности в цифровой среде был и остается просмотр видео [6, с. 26-28].
В то же время обратной стороной свободного доступа к сети Интернет и его проникновения в жизнь людей является злоупотребление ею и нарушение прав авторов, которое проявляется в незаконном использовании и распространении объектов авторского права, а в частности видеоматериалов.
Согласно данным международной аудиторско-консалтинговой компании EY, представленным в докладе «Масштабы видеопиратства в России и потенциальный эффект от его снижения» в 2015 г. количество потребителей лицензионного контента составляло лишь 20% [4]. Данная позиция общества объясняется рядом факторов, среди которых низкие уровни благосостояния населения и правовой культуры, которые порождают неспособность и нежелание граждан платить за легальный контент. В те времена онлайн-кинотеатры лишь начинали свое развитие. Как указал Дмитрий Гудумак (директор по развитию бизнеса и стратегии компании Start): «Основная задача онлайн-кинотеатров заключалась в том, чтобы быть не хуже пиратских ресурсов. Тогда это было возможно осуществить, только предлагая пользователю качественный контент бесплатно» [8].
Законодателем была предпринята попытка борьбы с нелегальным контентом в Интернете, в т.ч. и музыкальным, путем принятия «антипиратского закона» в 2014 году, однако, многими юристами подчеркивается его неэффективность и несостоятельность. Так, Баданова Е.В. и Баданов С.Н. в своей работе высказывают следующее мнение: «Интернет-площадка создает возможность несанкционированного распространения и использования различных объектов авторского права, так как спецификой Интернета является распространение большого объема информации на любое расстояние за долю секунды. И законы, которые защищают авторское право, не учитывают ее» [2, с. 183]. Трудно не согласиться с данным высказыванием, принимая во внимание еще и тот факт, что «торренты», на регулирование которых в основном и был направлен упомянутый закон, беспрепятственно функционируют и по сей день.
Взглянув немного в прошлое, следует отметить, что пандемия COVID-19 оказала сильное влияние на рост рынка онлайн-кинотеатров. Так, по данным новостного агентства «Коммерсант», всего лишь за полгода карантина доля пользователей платных услуг онлайн-видеосервисов выросло в два раза. В настоящее время рост количества пользователей не прекращается [5]. По данным исследовательской компании GfK в начале 2023 года 49% россиян являлись пользователями онлайн-кинотеатров. Из них 24 млн человек являются пользователями с активной платной подпиской [7]. Таким образом, общество принимает новые реалии, в которых нужно платить за потребляемый контент, что несомненно является «хорошей привычкой» осознанного гражданина и человека.
Тем не менее, по мнению автора, в Российской Федерации существует риск наступления новой волны пиратства в сфере видеоматериалов. Данная позиция обосновывается уходом с российского рынка зарубежных кинокомпаний (Universal Pictures, Warner Bros., Walt Disney Pictures, Sony Pictures и Paramount Pictures) и видеостриминговых сервисов (Netflix, Apple TV+). С одной стороны, отечественные компании и сервисы получили значительный приток аудитории, которая раньше пользовалась ушедшими сервисами, и, как следствие, возможность дальнейшего роста и совершенствования. С другой стороны, для российского пользователя отныне недоступны многие фильмы и сериалы иностранного производства, что, несомненно, приведет к росту доли нелегального просмотра контента.
Ярким примером наличия нелегального контента является отечественный сервис Rutube, на котором беспрепятственно размещаются зарубежные фильмы и сериалы. Так же в оффлайн кинотеатрах практикуются показы зарубежных фильмов, которые преподносятся как «предсеансовое обслуживание».
Подобными действиями нарушается исключительное право правообладателей всех аудиовизуальных произведений. Однако в настоящее время создается правовая среда, в которой данные действия не считаются за нарушение закона. Так, глава комитета Госдумы по контролю Олег Морозов предложил разрешить в России показ западного кино без разрешения правообладателя. Кроме того, имеется судебная практика по отказу в защите исключительных прав на аудиовизуальные произведения тех истцов, которые находятся в недружественных государствах (дело № А28-11930/2021).
По мнению практикующих юристов, подобная практика может привести к тому, что люди будут знать об отсутствии ответственности за подобные правонарушения, что повлечет за собой их рост. Кроме того, подобный отказ в защите исключительных прав иностранных субъектов из недружественных стран не соответствует международным договорам в сфере интеллектуальной собственности, участником которых Россия до сих пор является [1].
Аналогичной позиции придерживаются и в Фонде кино, выступая против любых механизмов легализации проката зарубежных фильмов на территории России без согласия правообладателей. Подобные механизмы формируют дополнительные правовые и репутационные риски, а также риски проникновения на территорию РФ контента, противоречащего основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [9].
Проблема пиратства в аудиовизуальной сфере имеет комплексный характер. Причиной его наличия в настоящее время является не столько законодательные проблемы, сколько напряженность на мировой политической арене и уровень правовой культуры как потребителей, так и дистрибьюторов видеоконтента. Искоренить пиратство невозможно, но бороться с ним можно и нужно.
Список литературы:
- Арбитражный суд отказал в иске британской компании в связи с антироссийскими санкциями – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advgazeta.ru/novosti/arbitrazhnyy-sud-otkazal-v-iske-britanskoy-kompanii-v-svyazi-s-antirossiyskimi-sanktsiyami/ (дата обращения: 05.12.2024).
- Баданова Е.В. Проблемные вопросы законодательства в области защиты авторских прав на музыкальные произведения в сети интернет / Е.В. Баданова, С.Н. Баданов // Закон. Право. Государство. – 2022. – № 3 (35). – С. 181-190.
- В ГД поддержали показ зарубежного кино без согласия правообладателя – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20221018/kino-1824822609.html (дата обращения: 05.12.2024).
- Видеопиратство в Рунете в 2009–2015 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.intermedia.ru/news/304637 (дата обращения: 05.12.2024).
- В кино пришли подписчики – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4520809 (дата обращения: 05.12.2024).
- Интернет в России в 2022-2023 годах. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад – М.: Дизайн-студия RE-FORM, 2023. – 207 с.
- Почти половина россиян использует подписки на онлайн-кинотеатры – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/news/cinema-streaming-russia/ (дата обращения: 05.12.2024).
- Прошлое, настоящее и будущее российских онлайн-кинотеатров – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://telesputnik.ru/materials/video-v-internete/article/proshloe-nastoyashchee-i-budushchee-rossiyskikh-onlayn-kinoteatrov (дата обращения: 05.12.2024).
- Фонд кино не поддержал легализацию пиратских показов зарубежных фильмов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/media/news/2023/08/29/992338-fond-kino-piratskih-pokazov (дата обращения: 05.12.2024).
Оставить комментарий