Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(296)

Рубрика журнала: Информационные технологии

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Куликов А.А. ГЕЙМИФИКАЦИЯ, КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 42(296). URL: https://sibac.info/journal/student/296/354916 (дата обращения: 19.01.2025).

ГЕЙМИФИКАЦИЯ, КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Куликов Артём Андреевич

магистрант, кафедра телекоммуникационных систем и информационной безопасности, Российский новый университет,

РФ, г. Москва

Степанова Евгения Николаевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. кафедры информационных систем в экономике и управлении, Российский новый университет,

РФ, г. Москва

GAMIFICATION AS A WAY TO IMPROVE BLENDED LEARNING

 

Artem Kulikov

master’s student, Department of Telecommunication Systems and Information Security, Russian New University,

Russia, Moscow

Stepanova Evgenia Nikolaevna

scientific supervisor, candidate of Sciences in Pedagogics, associate professor of the Department of Information Systems in Economics and Management, Russian New University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены перспективы и вызовы смешанного обучения, объединяющего достоинства традиционных и электронных методов. Проанализированы ключевые проблемы, возникающие при внедрении подхода, такие как ограниченность доступа к образовательным материалам, низкая вовлеченность студентов и технические трудности. Особое внимание уделено возможным решениям, включая использование образовательных платформ и элементов геймификации для повышения гибкости, доступности и мотивации в обучении. Сочетание цифровых инструментов с личным взаимодействием преподавателей и студентов позволяет сформировать эффективную образовательную среду, адаптированную к современным требованиям.

ABSTRACT

The article examines the prospects and challenges of blended learning, which combines the advantages of traditional and electronic methods. Key issues, such as limited access to educational materials, low student engagement, and technical difficulties, are analyzed. Particular attention is paid to possible solutions, including the use of Learning Management Systems and gamification elements to enhance flexibility, accessibility, and motivation in learning. The integration of digital tools with face-to-face interaction between teachers and students helps to create an effective educational environment adapted to modern demands.

 

Ключевые слова: смешанное обучение, образовательные платформы, геймификация, традиционные методы, электронное обучение, вовлеченность студентов, цифровая среда, информационные технологии.

Keywords: blended learning, learning management systems, gamification, traditional methods, e-learning, student engagement, digital environment, information technology.

 

Современное образование претерпевает значительные изменения благодаря внедрению цифровых технологий и росту популярности электронного обучения. Однако, несмотря на все преимущества электронных образовательных платформ и цифровых инструментов, они не могут полностью заменить традиционные методы очного обучения. В этом контексте важную роль играет комбинированный подход, который использует лучшие стороны обеих систем. Синтез традиционных методов и электронного обучения позволяет достичь оптимального баланса между вовлеченностью, гибкостью и доступностью для студентов.

Традиционное обучение – система, подразумевающая собой обучение учеников в классах под руководством учителя. В таком случае основной формой является урок с четкими этапами, расписанием и изложением учебного материала по программе. Обоснована в XVII в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским [1, с. 82].

Электронное обучение – использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, представляющих собой применение средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2, с. 6].

Смешанное обучение – сочетание сетевого (электронного) обучения с очным (традиционным) или автономным обучением [2, с. 6].

Традиционные методы обучения, такие как лекции, семинары и практические занятия, обладают уникальными преимуществами: они обеспечивают прямой контакт студентов с преподавателем, способствуют активному взаимодействию, созданию дисциплины и учебной среды, в которой студенты могут обмениваться мнениями и опытом. Однако эти методы имеют ограничения по времени и пространству, требуют физического присутствия, что делает их менее гибкими для современных студентов, стремящихся к более независимому обучению [3].

В отличие от этого, электронное обучение предоставляет возможность удаленного доступа к образовательным ресурсам в любое время и из любого места. Технология LMS (Learning Management System) – система управления обучением, представляет собой информационную систему, предназначенную обеспечивать, административную и техническую поддержку процессов, связанных с электронным обучением [2, с. 7]. Примером подобной платформы является Moodle, позволяющий организовать учебный процесс в цифровой среде, включая хранение материалов, автоматизацию проверки заданий и взаимодействие через чаты [4]. Однако цифровая форма обучения не лишена недостатков: отсутствие личного взаимодействия может негативно сказаться на вовлеченности студентов, а технические проблемы — на доступности материалов [5]. Низкая скорость интернета или несовместимость устройств может препятствовать участию в образовательном процессе.

В ответ на эти вызовы смешанное обучение предлагает эффективный подход, объединяющий лучшие стороны обоих методов. Перспективами является преодоление ряда ограничений, присущих традиционному обучению, и интегрирование современных цифровых технологий:

При традиционном обучении студенты часто не имеют доступа или возможностей пересматривать лекции или дополнительные материалы по предмету. В таком случае использование платформы предоставляет обучающимся доступ к записям лекций, презентациям и дополнительным учебным материалам, позволяющим лучше и глубже усвоить изучаемую дисциплину или предмет, заранее ознакомиться с темами, которые будут рассматриваться на предстоящих занятиях.

Кроме того, электронная образовательная платформа может улучшить организацию обучения. Например, студенты сдают тест дистанционно, что позволяет мгновенно оценить их результаты и дать обратную связь, проработать недочеты на семинаре, что ускоряет процесс проверки знаний и помогает преподавателям быстро выявлять слабые места у студентов.

Ответом на вызов, связанный с низкой вовлеченностью студентов, является традиционное обучение, характеризуемое личным контактом, дисциплиной. В том числе немаловажным дополнением к электронной среде может являться внедрение элементов геймификации.

Геймификация представляет собой применение техник и подходов, характерных для компьютерных игр с целью привлечения пользователей, повышения их вовлеченности. Основным принципом геймификации является получение постоянной обратной связи, позволяющее корректировать поведение “игрока” – студента, и оптимизировать усвоение материала. При геймификации обучение происходит поэтапно, по уровням, по мере приобретения новых навыков [6]. Примером успешного применения геймификации в образовательном процессе можно считать продукт Duolingo, предназначенный для обучения иностранным языкам, где ученики проходят уровни, постепенно изучая всё более сложные темы. На урок предоставляется несколько жизней – попыток на прохождение, по истечении которых занятие придётся начать заново. Реализована система лиг, мотивирующая к регулярному обучению, удержанию лиги, продвижению вверх и соревнованию с другими учениками [7].

Ещё один вызов, о котором не стоит забывать – проблемы, связанные с техническими аспектами и обучением преподавателей работе с электронной образовательной платформой. Не все ученики, как и преподаватели имеют одинаковые возможности в плане интернет-подключения, наличия необходимых устройств или цифровой грамотности. Проведение курса по работе с образовательной платформой может являться одним из ответов на данный вызов.

Сочетание личного контакта с преподавателем и цифровых возможностей платформы позволит сформировать полноценную образовательную среду, которая объединяет лучшие черты обоих подходов. Подобный синтез делает обучение более доступным, гибким и эффективным. А само смешанное обучение является не только инструментом повышения эффективности образовательного процесса, но и важным направлением модернизации системы образования, включающее в том числе и применение элементов геймификации, столь актуальных в текущее время. Для успешного внедрения этого подхода необходимо учитывать, как технологические, так и педагогические аспекты, что требует совместных усилий преподавателей, студентов и разработчиков образовательных технологий.

 

Список литературы:

  1. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие. – М.: Секачёв В., 2016. – 160 с.
  2. ГОСТ Р 52653-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 419-ст) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Шадрина Ю.Е., Снегирева Т.Г. ИЗ ОПЫТА ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ // Высшее образование сегодня. 2019. №9. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-integratsii-traditsionnyh-i-aktivnyh-metodov-obucheniya (дата обращения: 11.12.2024)
  4. Moodle is a Learning Platform // Официальный сайт Moodle. [Электронный ресурс]. – URL: https://moodle.org (дата обращения: 12.12.2024)
  5. Аксёнова Г.Н., Кочергина И.А. ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 13.12.2024)
  6. Геймификация в образовании // Портал журнала «Наука и жизнь». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nkj.ru/prtnews/35059/ (дата обращения: 15.12.2024)
  7. Duolingo - Лучший в мире способ учить языки // Официальный сайт Duolingo. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.duolingo.com (дата обращения: 15.12.2024)

Оставить комментарий