Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(296)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Колотилина В.Э. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЗАКОВРЯШИНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 42(296). URL: https://sibac.info/journal/student/296/355561 (дата обращения: 25.01.2025).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ЗАКОВРЯШИНА

Колотилина Вероника Эдуардовна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, проф. каф. Изобразительного искусства Института искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена творческому наследию Александра Георгиевича Заковряшина, выдающегося мастера сибирской графики первой трети XX века, чьи работы отличаются техническим мастерством, стилистической гибкостью и глубоким отражением культурных и социальных реалий эпохи. Особое внимание уделено его достижениям в области линогравюры, портретной графики и пейзажных зарисовок, которые демонстрируют уникальность художественного языка и многогранность таланта автора.

 

Ключевые слова: сибирская графика, линогравюры, произведения, художественный подход, техника, портрет, пейзаж.

 

Творческое наследие Александра Георгиевича Заковряшина представляет собой уникальный феномен в истории сибирской графики первой трети ХХ века. Его произведения, выполненные в различных техниках, от линогравюры до гуаши и акварели, демонстрируют не только разнообразие художественных подходов, но и глубокую связь с культурными и социальными реалиями своего времени. Его работы отличались острой наблюдательностью, ироничным взглядом на окружающую действительность и способностью метко схватывать характерные черты персонажей.

Заковряшин мастерски владел различными графическими техниками, но особенно выделялся в области линогравюры. Творчество Заковряшина в области линогравюры отличалось острой наблюдательностью, ироничным взглядом на окружающую действительность и способностью метко схватывать характерные черты персонажей.

 Его работы в этой технике демонстрируют высокое мастерство владения графическими приемами и глубокое понимание специфики линогравюры как вида искусства. Заковряшин виртуозно использовал возможности линогравюры, умело применяя крупные зубчатые штрихи и зигзагообразные линии, создавая контрастные сочетания черного и белого, а также динамичные, «бурные» композиции. Его работы в этой технике характеризуются лаконизмом и декоративностью, что позволяло художнику достигать максимальной выразительности при минимуме изобразительных средств [1].

Линогравюры раннего периода, такие как «Минусинск» (1928), показывают его интерес к геометризации форм и композиционной динамике. Эти черты особенно проявились в его увлечении конструктивизмом в конце 1920-х годов, когда он использовал простые геометрические формы для создания лаконичных и выразительных композиций. Работы периода его жизни в Новосибирске отличаются острой наблюдательностью и сатирической меткостью. Например, портреты нэпманов 1920-х годов («Нэпман с газетой», 1925) подчеркивают социальные контрасты эпохи через гротескные образы и стилистическую смелость исполнения [1].

Особое место в творчестве Заковряшина занимают портреты писателей, такие как изображения Максима Горького или Ромена Роллана. Эти работы демонстрируют его способность адаптировать стиль под конкретную задачу: от строгого реализма до дружеского шаржа. Например, портрет Горького, читающего журнал «Сибирские огни», выполнен с непринужденной пластической выразительностью, подчеркивающей роль писателя в культурной жизни Сибири [3].

Переезд в Алма-Ату в 1937 году открыл новый этап в его творчестве. Здесь он создал серию авторских открыток, которые стали своеобразным дневником художника. Эти работы отличаются декоративностью, яркостью колористических решений и вниманием к деталям повседневной жизни Средней Азии. Например, открытка «Самолеты над юртами» сочетает традиционные мотивы с элементами советской современности, создавая впечатление гармоничного сосуществования прошлого и настоящего.

Заковряшин также проявил себя как мастер пейзажной графики. Его зарисовки руин крепости Форт-Шевченко (1939) передают атмосферу древности через тонкую градацию светотеней и живописность мазков. Эти работы отличаются романтическим настроением и свободой изобразительной манеры [2].

Заковряшин мастерски владел искусством создания силуэтов и использования пространства листа, что особенно ярко проявилось в его линогравюрах. Художник умело сочетал в своих работах штрих и пятно, положенные по форме предметов, редко используя перекрестные штрихи, что придавало его линогравюрам особую чистоту и ясность художественного языка.

Таким образом, творчество Заковряшина охватывало разнообразные темы и жанры, включая городские пейзажи, портреты современников, карикатуры и шаржи, а также бытовые сцены и зарисовки городской жизни.  Индивидуальность Заковряшина проявляется не только в техническом мастерстве, но и в способности передавать характерные черты эпохи через призму личного восприятия. Его работы полны живой меткости характеристик, эмоциональной насыщенности и стилистической гибкости. Это делает его творчество важным вкладом в развитие сибирского искусства и позволяет говорить о нем как о художнике универсального дарования

 

Список литературы:

  1. Беляева С.А., Голикова С.П., Шептунова Е.В. Смешинка в глаз попала // Журнал «Художественный музей». — 2015. — № 2(20). [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nsartmuseum.ru/journal/id/4 (дата обращения: 23.12.2024).
  2. Боровикова Р. Классик сибирской графики // Сибирские огни. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.sibogni.ru/content/klassik-sibirskoy-grafiki (дата обращения: 23.12.2024).
  3. Голикова С. Из наследия Александра Заковряшина. Портреты писателей // Сибирские огни. — 2016. — № 8. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.sibogni.ru/content/iz-naslediya-aleksandra-zakovryashina-portrety-pisateley (дата обращения 23.12.2024)

Оставить комментарий