Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 2(298)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8

Библиографическое описание:
Михей Г.Р. К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИМПЕРИИ В ДИСКУРСЕ О ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОУСТРОЙСТВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 2(298). URL: https://sibac.info/journal/student/298/358431 (дата обращения: 19.02.2025).

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИМПЕРИИ В ДИСКУРСЕ О ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОУСТРОЙСТВА

Михей Глеб Романович

магистрант, кафедра международных отношений и права, Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

Котляр Надежда Васильевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., Владивостокский государственный университет,

РФ, г. Владивосток

ON THE ISSUE OF THE MODERN CONCEPT OF EMPIRE IN THE DISCOURSE ON THE GLOBALIZATION OF THE WORLD ORDER

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам осмысления феномена империи в текущих общественно-политических реалиях. Предпринята попытка переосмыслить представление об империи как о колониальной державе, удерживающей нации и народы под своей властью. Разрабатывается концепция «неоимперии» и система ей присущих свойств.

АBSTRACT

The article is devoted to the issues of understanding the phenomenon of empire in the current socio-political realities. An attempt has been made to rethink the idea of the empire as a colonial power that holds nations and peoples under its rule. The concept of "neo-empire" and a system of its inherent properties are being developed.

 

Ключевые слова: империя, колониализм, метрополия, неоколониализм, суверенитет.

Keywords: empire, colonialism, metropolis, neocolonialism, sovereignty.

 

После освобождения колоний от империалистической зависимости в науке получили распространения представления о том, что империи остались в прошлом. Предполагалось, что на смену им пришли суверенные государства, свободные в осуществлении своей государственной политики для реализации национальных интересов. Данные тенденции сопровождались постулированием в международных актах принципа невмешательства в суверенные дела государств [2].

Так, Резолюцией 2131 Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 года, была принята Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, провозгласившая запрет на вооруженные и прочие формы вмешательства во внутренние дела страны [1].

В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) аккумулированы постулаты, содержащиеся в принятых ранее документах, в дополнение к ним выделены принципы нерушимости границ и территориальной целостности, которые также дополнили доктрину государственного суверенитета [3].

Однако несмотря на формальное закрепление суверенного равенства государств, тенденции по глобализации мироустройства продолжают сказываться на характере взаимодействия государств друг с другом и объеме их правосубъектности. Если проанализировать существующие реалии, то нет сомнений в том, что фактического равенства в правах и возможностях среди государств не достигнуто: некоторые из них обладают гораздо большим объемом влияния на прочие.

Современный этап сопровождается кризисными явлениями в вопросе упорядочивания места, роли и значения наций и народов и их места внутри государства. Российское государство по мере своей централизации формировалось именно как империя, но, вопреки мнениям некоторых исследователей, его «имперский путь» с падением царизма не завершился [5, с. 25]. Некоторые черты, присущие империи, характерны и для современной России. Этот вопрос нуждается в осмыслении, которое, однако, осложняется по причине того, что научной мыслью империя отвергается как якобы неактуальная форма государственности.

В науке существуют разнообразные представления в части особенностей, присущих империям. Например, известные ученые связывают таковую с некоей унифицированной культурной и духовной общностью, положенной в основу государственного единства. Рассуждая таким образом, М.А. Исаев относит по форме своего устройства и правления империю к четвертому типу государственного устройства [6, с. 123].

Исторически все крупные и цивилизационно единые страны формировались именно как империи [7, с. 30]. Нельзя отрицать существование такой тенденции и сегодня: для того, чтобы обеспечить такого рода единство, получить возможность оказывать влияние на другие страны, государство должно иметь некие имперские признаки.

Давая ответ на вопрос, что же такое империя в современном ее понимании, стоит обратить внимание на то, что в ее основе лежит синергетическое единство духовных, культурных, социальных, организационных и прочих характеристик, прочно слитых друг с другом.

Представляя собой, с точки зрения некоторых исследователей, некую «форму существования локальной цивилизации», империя не сколько подчиняет, сколько синтезирует в единую государствообразующую общность нации и народы. Примечательно, что российское государство уделяет немалое внимание данному вопросу. Желая обеспечить консолидацию и гражданское единство всех наций и народов, живущих на территории страны, Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [4] определил необходимости консолидации национальной идентичности вокруг русской культурной доминанты, построение государство-образующей нации на основе общего чувства принадлежности к единому народу, государству, обществу.

Для современной империи характерен не диктат и жестокость в подавлении национальных территорий, а четкость в дифференциации полномочий на началах координации в пределах предметов ведения. Организация власти в рамках империи носит централизованный характер, а полномочия реализуются федеральным центром в отношении регионов на началах субординации.

Это вызвано тем, что в современном высоко глобализованном мире мы наблюдаем дифференциацию государств на несколько типов. Одни претендуют на международное влияния, становясь точкой притяжения близких им с точки зрения неких параметров других стран. Другие последовательно и даже послушно выполняют указания государств – реальных субъектов международной политики. Естественно, что их роль и значение отличается качественно.

Политологи, развивая соответствующий тезис, отмечают, что по мере того, как некоторые национальные государства могут претендовать только на второстепенное положение, на политическую арену выходят так называемые «стержневые государства» – претендующие на объединение по определенным параметрам группы государств, которые с точки зрения науки могут рассматриваться в статусе квази-имперских образований. Например, политические амбиции Китая распространяются на большую часть Азии, Россия стремится сохранить и расширить политическое влияние на большинство стран постсоветского пространства. Имперские амбиции демонстрирует Германия, Бразилия, Индия [8].

Важные цивилизационные центры, одновременно являющиеся центрами, потенциально способными выступить как новые центры империй, выступают некоторые участники БРИКС. Бразилия во многом представляет латиноамериканскую цивилизацию. Индия обладает статусом особой цивилизации, а Китай является новым центром тихоокеанской буддисткой культуры.

Все менее актуальным является и противопоставление друг другу империи как некоего устаревшего конструкта и национального государства. Последствиями глобализации и научно-технической трансформации в условиях цифровой революции являются разрушения суверенной национальной государственности. Демонстрируемая неэффективность работы международных органов, их неспособность разрешать сколько-нибудь значимые международные конфликты в сочетании с ослаблением суверенитета национальных государств, приводит к обновлению концепции империи.

Как представляется, в основе отличий между «неоимпериями» и всеми прочими государствами лежит объем их реального суверенитета. Если первые обладают подлинной независимостью и внутри страны, и на международном уровне, то все прочие претендуют лишь на ограниченный суверенитет, проявления которого связываются с имитацией независимости страны.

Таким образом, неверным будет рассматривать империю исключительно как явление далекого прошлого. На современном этапе концепция империи претерпевает трансформацию, связанную с отказом от ее ограниченного понимания в дискурсе противопоставления национальным государствам. Некоторые государства и сегодня сохраняют черты империй, являются особыми политико-правовыми формами цивилизации, объединёнными единым, сильным и претендующим на региональное или международное лидерство народом, обладая подлинным имперским суверенитетом, способностью проводить независимую внешнюю политику в соответствии с национальными интересами, строить свою внутреннюю политику на основе разграничения предметов ведения и полномочий между регионами и федеральным центром.

Имперский же суверенитет получает концептуализацию в рамках культурно доминирующей национальной духовной и политико-правовой традиции, приемлемой для большинства наций и народов, сосуществующих в государстве и на основе этих установок организующую единую консолидированную общность. Осуществление суверенной власти требует формирования структур взаимодействия на принципах субординации и координации верховной власти и периферии – национальных окраин.

 

Список литературы:

  1. Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета: принята Резолюцией 2131 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 г. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/inadmissibility_of_intervention.shtml (дата обращения: 16.01.2025).
  2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. [Текст]. – М.: БЕК, 1996. С. 2-8.
  3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975) // Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 15.01.2025) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 16.01.2025).
  5. Емельянов А.С. Развитие налогового федерализма в контексте формирования федеральных территорий // Финансовое право. – 2022. – № 1. – С. 23-26.
  6. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. – М: Статут, 2012. – 840 с.
  7. Ткачев С.В. Империя и колониализм в современном мире // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2023. – № 2. – С. 26-31.
  8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. – 603 с.

Оставить комментарий